30 СОВРЕМЕННЫХ ХУДОЖНИКОВ. ЧАСТЬ 2

Продолжение статьи о выдающихся авторах современного искусства
30 СОВРЕМЕННЫХ ХУДОЖНИКОВ. ЧАСТЬ 2
Продолжение статьи о выдающихся авторах современного искусства
Продолжаем мини-цикл материалов про современных художников, оказавших самое значимое влияние на развитие искусства в XX—XXI вв.еке. Познакомиться с первой десяткой можно в предыдущей статье.

11. Лучо Фонтана

Лучо Фонтана — один из самых знаменитых итальянских абстракционистов и скульпторов ХХ века. В своем творчестве он отстаивал принципы синтеза искусств, бросал вызов консервативности и стал родоначальником целого направления — спациализма, рассматривающего живопись и скульптуру как нечто однородное, объединяющее в себе законы цвета, звука, пространства, времени и движения.

Наиболее известные работы в этом стиле — серия под названием «Пространственные концепции», в которых художник использовал технику нанесения на холст надрезов, разрывов, отверстий и царапин. По задумке Фонтана, это открывало доступ к новому бесконечному измерению. С обратной стороны одного из таких произведений под названием «Пространственная концепция. Ожидание» художник написал: «Мягкая / посадка / русских на Луне… / Космическая эра», что стало своеобразной одой эпохе покорения космоса.

Лучо Фонтана. «Пространственная концепция. Ожидание», 1965 © mamm-mdf.ru

12. Пьеро Мандзони

Пьеро Мандзони — итальянский художник-авангардист, представитель концептуализма. Его творчество провокационно, оно разрушает границы возможного в искусстве. Мандзони интересует образ самого творца, и он активно культивировал его в обществе.

Именно он создал одно из самых эпатажных произведений в истории современного искусства — Merda d’Artista (дословный перевод «Дерьмо художника»). По уверению Мандзони, в каждую из 90 консервных банок он поместил 30 граммов своих фекалий. Эти банки с собственным автографом на крышке он продал по цене 30 граммов золота. Сейчас же цена каждого объекта выросла в сотни раз.

Пьеро Мандзони, «Artist’s shit», 1961 © arzamas.academy

13. Дэвид Хокни

Дэвид Хокни — современный британский художник, талантливый мастер, фотограф и теоретик искусства. Он разработал собственную технику фотоколлажа, оформлял обложки для таких крупных журналов как Vogue и разрабатывал дизайн авто в рамках проекта BMW Art Car для BMW.

Одна из самых известных работ Хокни — «Портрет художника (Бассейн с двумя фигурами)» — стала ключевым элементом фильма «Большой всплеск» Джека Хазана, поставленного в 1974 году. В 2018 году картина была продана на аукционе Christie’s в Нью-Йорке за 90,3 млн долларов, сделав Дэвида Хокни самым дорогим из ныне живущих художников на планете.

Дэвид Хокни, «Портрет художника (Бассейн с двумя фигурами)», 1972 © artchive.ru

14. Герхард Рихтер

Герхард Рихтер — современный немецкий живописец, художник-пейзажист, стоявший у истоков капиталистического реализма. Его творчество — симбиоз почти фотографической образности и стремления к абстракции, за счет чего стиль его работ абсолютно уникален. По мотивам жизни талантливого художника был снят фильм «Работа без авторства» Флориана Хенкеля фон Доннерсмарка.

Одно из значимых произведений автора — «Соборная площадь, Милан». Удивительно, но это картина маслом на холсте, выполненная в рамках направления фотореализм.

Герхард Рихтер, «Соборная площадь, Милан», 1968 © artchive.ru

15. Марсель Дюшан

Марсель Дюшан — современный французский и американский художник, теоретик искусства. Его творчество оказало огромное влияние на развитие концептуализма. Дюшан — родоначальник техники реди-мейд: она заключается в перемещении предметов из нехудожественного пространства в художественное, благодаря чему те открываются с неожиданной стороны, теряя свое первичное утилитарное значение. Такую технику называют «использованием в искусстве вещей из магазина».

Самая известная инсталляция, принесшая автору признание, — это «Фонтан». История создания объекта проста до невозможного: художник купил писсуар, перевернул его на 90 градусов, оставил подпись «R.Mutt» и дал название. Вместе с «Фонтаном» Дюшан фактически показал публике, что художественный акт — это не картина маслом, а непосредственно идея, вкладываемая автором в контекст.

Марсель Дюшан, «Фонтан», 1917 © artchive.ru

16. Казимир Малевич

Казимир Малевич — советский художник-авангардист, философ и теоретик искусства. На абстрактное творчество Малевича повлиял момент, когда икона в обществе вдруг была переосмыслена как идеал художественного воплощения, когда она перестала быть только частью культа, став частью культуры — произведением искусства. Потеряв свою утилитарность, она впервые вышла за рамки церковного пространства и превратилась в выставочный экспонат.

Открытие иконы сподвигло Малевича к созданию теории беспредметной живописи, в конечном счёте отрицающей саму суть живописи. Цель супрематизма, по убеждению художника, заключается в выходе искусства за свои традиционные рамки, в проникновении за видимый и умопостигаемый человеком мир в абсолютное «Ничто», которое тем не менее не является пустотой, но в то же время есть «Нечто», не поддающееся описанию.

Сведя к минимуму живописную вещественность, телесность и изобразительность, Малевич оставляет лишь художественную пустоту — некий энергетический элемент, недоступный в рамках чувственного опыта, но сравнимый с иконописной обратной перспективой, буквально выворачивающей мир наизнанку. Одна из знаковых работ художника в рамках этой теории — «Черный супрематический квадрат», которая была вывешена в красном углу на футуристической выставке «0, 10».

Казимир Малевич, «Черный супрематический квадрат», 1915 © artchive.ru

17. Василий Кандинский

Василий Кандинский — русский художник-авангардист и теоретик искусства. Известен программным текстом «О духовном в искусстве», где объясняет символические смыслы цветового спектра, рассказывает, какой энергией наполнена краска, и раскрывает собственные взгляды на сущность произведения искусства. Эта книга стала своеобразной теорией абстракционизма.

Работы Кандинского во многом связаны с его болезнью — синестезией — неврологическим состоянием, которое позволяет ассоциировать цвета с определенными звуками и настроениями. Он написал множество картин, в которых оттенки символизируют специфические музыкальные ритмы. Одна из таких — «Музыкальная увертюра. Фиолетовый клин».

Василий Кандинский, «Музыкальная увертюра. Фиолетовый клин», 1919 © artchive.ru

18. Юрий Злотников

Юрий Злотников — советский и российский абстракционист. Известен своей «сигнальной системой», в которой сочетал художественный подход и научные методы. Созданная во второй половине 1950-х годов, она представляет собой уникальный в России опыт искусства, основанного на перформативной практике и вдохновленного точными научными изысканиями в области математики, кибернетики, психологии.

Его серия работ «Сигналы» — не просто хаотично разбросанные на холсте круги: они «выявляют закономерности психофизиологической моторики и природу реакций на цвет и форму». «Сигналы» — очищенное от литературы, мелкотемья, детализации сталинское искусство. Абстрактное искусство периода постмодернизма психологично, научно, фактично, чисто, поэтому течение активно поддерживали ученые.

Юрий Злотников, из серии «Сигналы» © wikiart.org

19. Илья Кабаков

Илья Кабаков — один из лидеров неофициального искусства московской концептуальной школы живописи, сформировавшейся в начале 1970-х годов. Поиски Кабаковым своего визуального ряда начались с традиционной техники живописи, но постепенно изобразительные элементы вышли за пределы плоскости. С его именем связано появление и развитие таких новаторских форм андеграундного высказывания, как «альбом» и «тотальная инсталляция». Оба предполагают полное погружение в произведение: в первом случае путем перелистывания страниц, во втором — во время передвижения зрителя внутри художественного пространства. Илья Кабаков стал всемирно известным в позднесоветский и постсоветский периоды благодаря инсталляциям, в которых исследовал тему коммунального быта и изучал границу приватного и общественного.

В одной из самых известных работ современного художника «Ящик с мусором» публике представлены старые, использованные вещи из мастерской, грязные кисти, банки из-под красок и прочее. В текстах и интервью Кабаков делится собственным отношением к мусору, который, по его словам, не только составлял значительную часть среды обитания человека в СССР, но и служил полноценной характеристикой его личности. Так, в своей работе автор переосмысляет ненужные бытовые вещи, придавая им новое сакральное значение — память о событии, встрече, находке.

Илья Кабаков, «Ящик с мусором», 1981 © my.tretyakov.ru

20. Карл Андре

Карл Андре — американский художник, представитель минималистического направления в искусстве. Он стремился свести скульптуру к базовым формам, таким как квадраты, кубы, линии и диаграммы. В своих исследованиях структуры и пространства он делал акцент на отношении места и зрителя, считая, что скульптура — это не только определенная конструкция или объект, это еще и ее окружение. Он часто экспериментировал с плоскостями, объемами, горизонталями и вертикалями. Яркий пример — композиция «Неотесанные блоки».

Карл Андре, «Неотесанные блоки», 1975 © artguide.com

О последней десятке расскажем в следующей статье. Больше материалов о современном искусстве читайте в блоге MSCA.


Фоновое изображение: Марсель Дюшан, «Король и королева, окружённые стремительными обнаженными телами», 1912 © artchive.ru