Портфолио художника
Узнаем, что такое портфолио, из чего оно состоит, как его собрать и где разместить

Портфолио художника

Узнаем, что такое портфолио, из чего оно состоит, как его собрать и где разместить
Портфолио — это фундамент для развития творческой карьеры, своего рода визуальный паспорт художника. Если раньше авторам приходилось постоянно перемещать оригиналы своих работ, чтобы быть видимыми в художественной среде, то в современном мире процесс репрезентации стал гораздо проще — вместе с цифровизацией появилась возможность демонстрировать искусство в интернет-пространстве. По этой причине широким спросом пользуются онлайн-портфолио и сайт-портфолио — об этом формате представления творчества пойдет речь в нашем материале.

Домашняя страница на персональном сайте Елены Артеменко © artemenko.net

Что такое портфолио?

Портфолио художника — это органично упакованная выборка лучших авторских произведений и проектов, наглядно иллюстрирующих достижения автора и его уникальное видение. Это главный инструмент профессиональной коммуникации и продвижения. Портфолио используется художниками как связующее звено между ними и галеристами, кураторами, коллекционерами, а также другими профессионалами в области искусства. Важность этого документа подтверждает не только его необходимость для привлечения потенциальных клиентов, но и устраиваемые культурными институциями портфолио-ревью — замечательная возможность получить обратную связь о своем творчестве и проконсультироваться с экспертами по множеству вопросов, связанных с современным миром искусства.

В настоящее время ходовым форматом для портфолио считается сайт-портфолио, то есть его цифровизированная версия. Это персональные сайты художников, располагающие всем необходимым функционалом и контактными данными. Главное преимущество таких платформ — открытый доступ, благодаря которому с опубликованным творчеством может ознакомиться любой желающий из любой точки мира. В таком случае зрителей ищите не вы сами — скорее, вас находят и выбирают среди множества других авторов.

Поскольку сегодня продвижение искусства через интернет — неотъемлемая часть творческого предпринимательства, созданию собственного персонального сайта стоит уделить особое внимание.

В отличие от бумажного варианта, сайт-портфолио может содержать любые виды материалов, а его дизайн может отражать вкусы и взгляды автора. И главное — его удобно просматривать на всех устройствах. А создать успешное портфолио художника в онлайн-формате даже проще, чем сверстать и напечатать. Для этого можно воспользоваться конструкторами сайтов. Самые удобные и популярные: Readymag, Tilda и Adobe Portfolio.

Портфолио можно создать самостоятельно, но лучше, если его поможет составить специалист из арт-сферы. Профессионала можно подключить на этапе составления и для оценки итогового варианта. Онлайн-курс «Работа с портфолио онлайн» поможет проработать, пополнить портфолио, усложнить его и получить ценный фидбэк от эксперта арт-сферы.

Из чего состоит портфолио

Портфолио должно включать в себя ваши свежие авторские работы, значимые для практики, — те, которые лучше всего передают ваш художественный стиль, навыки, опыт и оригинальное видение. Конечно, оно не должно быть перегружено всеми произведениями. Оно должно демонстрировать профессионализм и умение доводить проекты до конца. Помимо визуала для составления портфолио необходимо указать также некоторые данные о себе и карьерном пути.

Отметить рекомендуется нижеперечисленные параметры:
  • имя, возраст, город проживания, контакты;
  • членство в творческих союзах, награды;
  • техники и жанры, в которых вы работаете;
  • художественное образование;
  • участие в выставках, коллаборациях, проектах;
  • сотрудничество с художественными галереями, музеями;
  • участие в конкурсах, арт-резиденциях;
  • творческие стипендии и гранты;
  • тексты к проектам, критические публикации, издания, каталоги.

На персональном сайте эти данные обычно отображаются в следующих категориях:
  • «Проекты»;
  • «Об авторе» или «О себе»;
  • «Контакты».

Раздел «Об авторе» — наиболее часто посещаемый на сайте-портфолио. Покупка работы или выбор художника — это про вдумчивость. ​​Отдавая свое предпочтение, потенциальному коллекционеру, галеристу или рекрутеру необходимо узнать вас как мастера. Информацию «о себе» не стоит недооценивать, она нужна для того, чтобы на вашу практику можно было взглянуть более объемно. Многие представители арт-среды считают, что нарратив очень важен: к чему отсылает автор произведения, кем он вдохновляется, куда движется. Так, ваш рассказ, ваша личная история поможет более глубоко раскрыть вас как человека, осмыслить ваш стейтмент и вектор развития. Ваша творческая биография во многом проясняет контекст, время, обстоятельства, при которых была создана та или иная работа. И тогда ваше искусство обрастает личным ценностным значением.

Раздел «О себе» на персональном сайте Ольги Махно © omahno.com


Текстовое сопровождение принципиально необходимо в мире современного искусства. Это некое дополнение к визуалу, расшифровка смыслов. Просто изображения без текста — это не профессионально. При желании работать напрямую с галереей или с покупателем должен быть представлен текст, презентующий авторское или кураторское видение проекта. Поэтому, публикуя работы на персональном сайте, не стоит забывать и о том, чтобы указать некоторые данные: название, технику, размер, год создания, а также краткое описание. Это необходимо для качественного оформления портфолио. Конечно, быть многословным не совсем та задача, которую преследует художник, однако сказать о произведении пару слов и немного конкретнее раскрыть тем самым пласт вопросов, с которыми вы работаете, будет полезным. Работая с описаниями, приемлемо обращение от первого или третьего лица. Эта информация — все, что нужно визитеру, если он думает о покупке или о сотрудничестве с вами.

Описание работы «Кто мы, откуда, куда мы идем?» на персональном сайте Тимофея Ради (c)where.t-radya.com

Популярные ошибки при создании портфолио

Чтобы избежать популярных ошибок при создании сайт-портфолио, стоит следовать следующим рекомендациям:

  • Структурированность. Хороший способ сделать ваш персональный сайт лучше — это разбить его на отдельные страницы. У каждой страницы должна быть только одна цель. Они не должны быть перегружены информацией или хаотично разбросанными произведениями, в таком случае вы рискуете потерять внимание и интерес посетителя. Постраничная разбивка — это самый простой и удобный способ оформить портфолио в онлайн-формате.
  • Изображения с высоким разрешением. Избегайте размытых и плохо освещенных фотографий. Ваше портфолио — в первую очередь про визуал, поэтому приложите усилия к самостоятельному созданию качественных снимков или обратитесь к профессиональным фотографам.
  • Минимализм. Качество важнее количества. Чтобы составить портфолио художника не обязательно иметь множество готовых проектов. Если их не так много, как хотелось бы — не страшно. Важно, чтобы они были значимыми для вашей практики. Авторы часто вкладывают слишком много произведений, среди которых, конечно, не только хорошие, но и откровенно слабые, и тем самым допускают ошибку.
  • Хронологичность и серийность публикаций. Чтобы визитерам было легче ориентироваться на вашем сайте, постарайтесь рассортировать работы по времени их создания, техникам и сериям. Отлично, если вы опубликуете работы по темам, это удобно в дальнейшем для организации выставок. Ваше художественное портфолио должно быть хорошо упакованным и организованным документом, поэтому уделите время на то, чтобы упорядочить и структурировать хаос.

Пример сортировки проектов по времени создания на персональном сайте Алисы Йоффе © alisayoffe.com

  • Постоянные обновления. Не забывайте пополнять портфолио свежими работами и публикациями о вашем искусстве. По возможности удаляйте неактуальные проекты — портфолио должно отражать процесс развития вашей творческой карьеры, а зрителям важно видеть ваши навыки сейчас, а не в самом начале пути.
  • Перевод на английский. Этот момент многие недооценивают, хотя именно таким способом можно удержать внимание иностранной аудитории. Если вы хотите выйти на международный рынок, то потрудитесь над переводом всей текстовой составляющей портфолио. Перевод лучше не дублировать там же, чтобы не перегружать страницы, а сделать русскую и английскую версию сайта.
  • Обращайтесь к образцам. Персональные сайты известных авторов могут стать хорошими примерами художественных портфолио — наглядность упростит процесс.
  • По возможности публикуйте не только конечный результат, но и процесс создания, то есть проекты, у которых есть история. Показывайте, как вы решили задачу в фотографиях, этапах, эскизах, бэкстейджах.

Процесс установки инсталляции «Все это не сон» на персональном сайте Тимофея Ради © where.t-radya.com

Где художнику разместить свое портфолио

Помимо персональных сайтов, актуальным форматом для публикации онлайн-портфолио считаются также творческие социальные сети.

Крупнейшей платформой безусловно является Behance — бесплатный сервис, на котором можно разместить свои работы. Здесь можно не только делиться собственным творчеством, знакомиться с заказчиками, но и искать хорошие примеры портфолио, наблюдать за другими представителями арт-среды, общаться с художниками и создавать коллаборации. Ключевая функция Behance — размещение портфолио. Туда можно выкладывать любые проекты, независимо от их формата: видео- и аудиофайлы тоже поддерживаются платформой. Поэтому эта социальная сеть полезна как для художников, иллюстраторов, фотографов, так и для саунд-дизайнеров и видеомейкеров.

Работодатели, HR-менеджеры, рекрутеры и заказчики также проводят время в социальных сетях. Они вполне могут увидеть вашу страницу случайно или в рекомендациях через алгоритмы. К слову, многие кураторы пользуются именно таким методом, подыскивая новых авторов для будущих проектов. Они находятся в перманентном поиске и пользуются для этого социальными сетями. Это удобно тем, что таргет там уже настроен таким образом, что чем больше они смотрят хорошего искусства, тем больше такого же искусства им предлагают. Поэтому не забывайте публиковать работы или указывать ссылку на ваше художественное портфолио на разных интернет-площадках, личных аккаунтах и сервисах. Это повысит ваши шансы быть замеченными.

Виды арт-документов

Помимо портфолио существует целый пакет творческих документов. Все они нужны, чтобы свободно и мобильно чувствовать себя в современной художественной среде: иметь возможность подавать заявки в арт-резиденции по всему миру, проводить выставки в галереях России и за рубежом, продавать произведения искусства на онлайн-ресурсах, оставлять заявки на получение стипендии, гранта или спонсорской помощи, участвовать в исследовательских программах и конкурсах, сотрудничать с фондами и галереями, публиковаться в СМИ и, конечно, иметь возможность получить визу таланта.

К арт-документам относятся следующие:

  • CV художника. Полное CV — это хронологический список всей вашей выставочной деятельности, ретроспектива творческого пути. Оно должно давать четкое представление о том, насколько вы подходите для сотрудничества или конкретного проекта.
  • Резюме — хронология вашего образования, участия в выставках, проектной деятельности, публикаций и наград. Резюме демонстрирует весь спектр ваших навыков, заслуг и сфер их применения. Это должен быть исчерпывающей рассказ о профессиональном опыте и личных качествах.
  • Биография — одна из первых вещей, которые будут рассматривать, если заинтересуются в сотрудничестве с вами. Однако это не то же самое, что CV или резюме для художника. Здесь прописываются самые важные факты из творческой жизни, то есть упоминаются основные проекты и заслуги, что важно — от третьего лица. Это своеобразная краткая сводка, которая содержит вашу личную историю, показывает, как жизненные события повлияли на ваше искусство.
  • Artist Statement — еще один важный документ. Он представляет из себя авторское заявление художника, некий манифест, описание концепции своей работы, но уже от первого лица. Главное помнить, что Artist Statement — это не инструкция для понимания ваших произведений, а, скорее, введение в ваше творчество. Оно должно кратко, но емко, общо отражать ваши главные мысли, вашу философию.
Портфолио — это не очередная формальность, а реальный инструмент. Это способ самопрезентации художника, способ продемонстрировать свою самость. Его главная задача — содействовать в поиске работы. Оно должно отражать вашу индивидуальность, выделять среди сотни других кандидатов, быть понятным и, конечно, удобным. Воспринимайте его как творческий процесс, ретроспективный проект, к которому стоит подойти с должным вниманием. И тогда правильно оформленное портфолио будет работать на вас. Ведь его главная ценность в том, что оно формируется годами и тем самым отражает весь ваш творческий потенциал.

Погрузиться в современное искусство и проработать свое портфолио поможет онлайн-курс «Работа с портфолио онлайн». За четыре недели вы узнаете, как работать с творческим методом и художественным высказыванием, как видеть, анализировать, работать с текстами, съемкой и эскизом. Результаты каждого практического и теоретического задания пополнят портфолио.