Top-200 Collectors журнала ARTnews

Обзор списка коллекционеров от Олеси Болматовой
Top-200 Collectors журнала ARTnews
Обзор списка коллекционеров от Олеси Болматовой
Недавно издание ARTnews опубликовало список 200 крупнейших коллекционеров мира. Список ежегодно составляется на основе опросов дилеров, представителей аукционов, музейных директоров, кураторов и консультантов. Давайте пройдемся по нему, посмотрим, кто все эти люди, и что они делают для искусства кроме того, что собирают коллекции.
Для начала немного светской хроники
В список самых значительных коллекционеров 2024 по версии журнала ARTnews входят владелец Amazon Джефф Безос, рэпер Jay-Z и его жена Beyoncé, режиссер «Звездных войн» Джордж Лукас, продюсер «Фореста Гампа» Стив Тиш, создатель пылесосов Dyson Джеймс Дайсон, создатель акселератора Andreessen Horowitz Марк Андриссен.

Не буду утомлять вас менее известными именами, просто знайте, что активно покупают современное искусство бывший президент Walt Disney, вдова Стива Джобса, сын Джорджа Сороса, сыновья Estée Lauder, наследницы империй супермаркетов Walmart и Mercadona, владелец кофеен Starbucks, владелец отелей Hyatt, производитель конфет Mentos и Chupa Chups, производитель клея «Момент», основатель платформ Slack и Flickr, бывший директор Microsoft, создатель системы управления предприятием SAP.

Широко представлен в нем мир моды — вы найдете в списке не только Бернара Арно (Louis Vuitton, Christian Dior, Fendi, Kenzo, Givenchy, Marc Jacobs, Bulgari, Tiffany), Франсуа Пино (Gucci, Yves Saint-Laurent, Bottega Veneta, Balenciaga, Alexander McQueen, Stella McCartney, Brioni) и Миуччу Прада, но и владельцев марок Chanel, Uniqlo, Gap, Guess, Monsoon, Raf Simons, Graff.
Все коллекционеры разные
Некоторые коллекционеры из списка Топ-200 ничего не рассказывают о своих коллекциях, другие, наоборот, строят для показа своих коллекций музеи. Кто-то собирает блю чипс, кто-то — начинающих. У кого-то в коллекции 300 работ, у кого-то 7000. Кто-то инвестирует в искусство с целью прибыли, кто-то делает это исключительно по любви.

Некоторые коллекционеры формируют разноплановые собрания, другие сфокусированы на чем-то одном: Юлия Сточек покупает видео, Леонард Лаудер — кубистов, Ryan Zurrer — digital art, Киран Надар — индийское искусство, Джордж Лукас — искусство художников с африканскими корнями.

Ровно половина коллекционеров из списка Топ-200 живут в США, 13 человек живут в Великобритании, 11 в Швейцарии. Затем идет Гонконг: 7 коллекционеров, и Тайвань — 5. Затем Париж, Япония и Сингапур — по 4 коллекционера. Затем Индия и Китай — по 3. Нидерланды, Индонезия и ОАЭ — по 2.

Некоторые коллекции собирались столетиями и несколькими поколениями предков наших героев: например, коллекция князя Лихтенштейна. Некоторые были собраны одномоментно — например, коллекция японца Kankuro Ueshima, про которого вообще ничего не удалось нагуглить кроме того, что он за два года купил 700 работ (западные топ-имена и японские начинающие художники) и построил шестиэтажный музей своего имени в Токио.
Что у них общего
Во-первых, значительная часть коллекционеров получила капитал от своих родителей. Многие происходят из очень богатых семей, которым принадлежат ведущие промышленные империи их стран.

  • Семья Амбани из Индии, которые недавно открыли ЦСИ Nita Mukesh Ambani в Мумбаи, владеет гигантским промышленным конгломератом Reliance Industries.
  • Бразилец José Olympio Pereira, обладатель самой серьезной коллекции современного бразильского искусства (2400 работ) и президент фонда биеннале в Сан-Пауло унаследовал издательский бизнес своего отца и деда.
  • Индонезийцу Haryanto Adikoesoemo, чья коллекция состоит из 800 работ европейских, американских и индонезийских художников достался химический и энергетический концерн AKR его отца.
  • Двоюродным сестрам Maja Hoffmann (построившей музей Luma во французском Арле) и Maja Oeri (патрону 12 музеев и основательнице ЦСИ Schaulager в Базеле) достались от бабушки и дедушки не только фармацевтическая компания Roche, но и фонд поддержки искусства Emanuel Hoffmann Foundation.
  • Есть в списке и коллекционеры аристократических кровей: например, Франческа Тиссен-Борнемиса, дочь барона и бывшая жена эрцгерцога австрийского; князь Лихтенштейнский; член катарской королевской семьи Sheikha Al Mayassa bint Hamad bin Khalifa Al Thani.

Во-вторых, финансовая сфера и недвижимость являются главным источником средств на покупку искусства. Значительная часть коллекционеров (60 человек из 200) имеет доход от финансовой сферы: от инвестиционных, венчурных и хедж фондов, управления активами и частных инвестиций. 30 человек из списка сделали состояние на недвижимости.

В-третьих, большинство коллекционеров получили самое престижное образование в лучших американских университетах и бизнес-школах. Впрочем, есть и яркие исключения: Франсуа Пино, владелец аукционного дома Christie’s и музея Bourse de Commerce в Париже, и Jay-Z, рэпер из Бруклина, не закончили школу. Бейонсе получила только среднее образование, баронесса Тиссен-Борнемиса бросила Сент-Мартинс, Раджиб Самдани — университет Бангладеш, а Дэвид Геффен умудрился бросить три университета (что, впрочем, не помешало ему стать миллионером в 27 лет).

В-четвертых, большинству коллекционеров глубоко за 60.

В-пятых, почти все делают выбор в пользу искусства своей страны. Американские бизнесмены собирают в основном американских художников, южноафриканские — южноафриканских, тайваньские — тайваньских.

В-шестых, большинство участников списка делают покупки самостоятельно, без консультантов, на основании своего вкуса и интуиции.

В-седьмых, почти все считают главным приобретением работы Пикассо и Моне. Среди послевоенных авторов: Энди Уорхола, Жана-Мишеля Баскиа и Джеффа Кунса. Энди Уорхол — вообще абсолютный чемпион: наверное, вряд ли найдется хоть один коллекционер, у кого его нет.
Инициативы по поддержке искусства
Есть еще один признак, объединяющий коллекционеров списка Топ-200, и я его подчеркну особо. Многие из них хотят не только обладать искусством, но и приносить пользу арт-миру. Для этого они тратят свои деньги и энергию на его поддержку.

Самый очевидный способ поддержки — стать патроном или попечителем музея. Кто-то ограничивается регулярными переводами небольших сумм, кто-то входит в закупочные комиссии и финансирует приобретение музеями искусства своих стран, кто-то дарит работы, кто-то вкладывается в строительство новых пространств музеев, кто-то оплачивает ставки кураторов и исследователей.

А вот примеры крупных донейшенов:
  • Leonard Lauder, совладелец Estée Lauder, в 2008 перечислил музею Уитни 131 млн долларов, а в 2013 подарил Метрополитену свою коллекцию кубистов: 81 работу Пикассо, Брака, Леже и Гриса общей стоимостью 1 млрд долларов.
  • Steven A. Cohen, владелец хедж-фонда и коллекции американского искусства стоимостью 1 млрд долларов, счастливый обладатель акулы Херста, пожертвовал нескольким музеям 100 млн долларов, в том числе 50 млн долларов на расширение MoMA.
  • Aaron Fleischman, собирающий искусство XX века, перечислил буквально месяц назад 75 млн долларов на расширение Art Institute of Chicago.
  • Дэвид Геффен, чья коллекция оценивается в 2 млрд долларов, пожертвовал 100 млн долларов музею MoMA в 2016 и 150 млн долларов музею LACMA в 2017.
  • Jorge M. Pérez, владелец недвижимости в Майями и коллекции размером 5000 работ, пожертвовал 55 млн долларов музею в Майями. В результате музей назвали его именем.
  • Больше всего в этом отношении повезло главным американским музеям: MoMA, Метрополитен, New Museum, Музей Уитни — почти все коллекционеры из списка Топ-200 делали им донейшены.
Второй способ поддержки арт-мира, осваиваемый коллекционерами — открытие собственного фонда, музея или культурного центра.

  • Знаменитые американские коллекционеры Рубеллы, чья коллекция насчитывает 7700 работ (это третья коллекция по размерам в нашем списке, первая принадлежит индийским коллекционерам Киран и Шиву Надарам, о них речь пойдет ниже, вторая — 10000 работ — Франсуа Пино), построили два музея: в Майями и в Вашингтоне.
  • Майя Хоффманн построила музей LUMA Arles во французском Арле.
  • Udo Brandhorst, владелец страховой компании (его жена была наследницей немецкого концерна Henkel, еще не так давно производившего в России стиральные порошки и клей «Момент»), чья коллекция насчитывает более тысячи работ, в том числе самую крупную коллекцию Энди Уорхола в Европе и большое количество работ Сая Твомбли, построил в Мюнхене музей The Brandhorst Collection.
  • Ronald S. Lauder, второй сын Эсти Лаудер (4000 работ в коллекции), открыл в Нью-Йорке the Neue Galerie — музей австрийского и немецкого искусства первой половины XX века. Его коллекция Эгона Шиле считается одной из лучших в мире.
  • Kiran и Shiv Nadar (у них 15000 работ современного и средневекового искусства Индии) открыли музей Kiran Nadar в Нью-Дели.
  • Joop van Caldenborgh, которому принадлежит нидерландская химическая компания Caldic, построил Museum Voorlinden в Гааге.

Мера и Дон Рубеллы, основатели Rubell Museums в Майями и Вашингтоне

Ну и, наконец, третий распространенный способ поддержки современного искусства среди членов нашего списка — создание фондов, которые выделяют гранты художникам, кураторам и исследователям или финансируют продакшен и экспонирование работ.
  • Lonti Ebers создала резиденцию Amant в Нью-Йорке.
  • Patrizia Sandretto Re Rebaudengo учредила фонд своего имени в Турине, который организует образовательные и выставочные программы и резиденции.
  • Robert H. Defares создал Hartwig Art Foundation в Нидерландах, он финансирует продакшн работ и создает коллаборации с другими институциями.
  • Michael Forman и Jennifer Rice запустили Forman Arts Initiative в Филадельфии, которая поддерживает местных художников, НКО и самоорганизации.

Попечители MoMA

Автор: Олеся Болматова, куратор курса «Международные стратегии в арт-бизнесе» и «Основы коллекционирования», основатель платформы Арт-Планета, изучающей фонды поддержки современного искусства и способы их функционирования.

Материал подготовлен специально для арт-платформы Elephant in the Louvre, созданной выпускницами MSCA.
Фоновое изображение: Музей Brandhorst Collection в Мюнхене