Насмотренность
Вместе с художником Иваном Новиковым разбираемся, что это такое и как ее развить

Насмотренность

Вместе с художником Иваном Новиковым разбираемся, что это такое и как ее развить
Насмотренность — это, простыми словами, навык, который особенно ценится в художественной среде. Он формирует вкусы и предпочтения, влияет на авторское видение, стиль и, конечно, указывает на экспертность. О том, что такое насмотренность, чем она полезна и как ее нужно тренировать — в этом материале.

Что такое насмотренность?

«Насмотренность» — прежде всего о богатом опыте, на котором строится внутренняя визуальная грамотность, то есть умение анализировать, узнавать, сравнивать, вычленять качественное, понимать, что эстетически и концептуально значимо, а что — не совсем. Это во многом о работе с собственной визуальной культурой, о понимании процессов и тенденций современности. Конечно, художественное наследие часто подвергается субъективной оценке и даже переоценке, однако существует живое конвенциональное пространство критики, которое постоянно осмысляет культурные процессы, в разные времена отмечая значимость тех или иных явлений и произведений. Это то, что профессионалы называют культурным каноном, но помимо него существуют параллельно множество традиций, парадигм и линий развития. И чтобы начать разбираться в этой многослойности, поначалу следует ориентироваться на специалистов, которые подскажут, на что обратить внимание в первую очередь.

Развивать насмотренность необходимо всем, но особенно людям связанным с культурой: как практикам — дизайнерам, видеомейкерам, фотографам, режиссерам, художникам, — так и теоретикам, тем, кто работает с текстуальностью — искусствоведам, арт-критикам, культурологам.
  • Иван Новиков, художник, куратор курса «Художественная практика онлайн»:

    «Насмотренность — важнейшее умение для художников и всех творцов. Без нее практически невозможно создавать произведения. По большому счету, именно насмотренность позволяет нам что-то творить. Сама идея что-то создать рождается из нашего эстетического опыта. Маугли не создают искусство».
Насмотренность позволяет:

— Формировать собственный уникальный почерк, расширять кругозор и спектр исследуемых тем, получая знания об истории дизайна, визуальной культуры и искусства.
— Самостоятельно понимать смыслы и образы, из которых строятся произведения.
— Быть конкурентоспособным или более востребованным на рынке, так как насмотренность напрямую влияет на качество выполняемой работы.
— Чувствовать себя уверенно в современной арт-среде и понимать, как устроены ее внутренние процессы.

Как ни странно, но развитая насмотренность полезна даже для тех, кто не причастен к созданию искусства или продуктов дизайна. В каком-то смысле этот навык можно отнести к soft skills. Развитие насмотренности помогает ориентироваться в культурной среде, что очень важно, особенно если речь идет о пространстве постмодернизма, в котором мы все сосуществуем и в котором необходимо понимать многочисленные отсылки, зашифрованные смыслы и символы, одним словом — культурные коды.

Насмотренность — также про эрудированность, именно это отличает ее от простого наблюдения. Посмотреть и закинуть визуальную информацию в копилку краткосрочной памяти недостаточно — важно уметь еще и погрузиться в контекст. Контекст поможет структурировать, упорядочить полученные знания, поможет сформировать каркас, так называемую благоприятную почву, где впоследствии можно взращивать плоды собственных уникальных идей. То есть насмотренность включает в себя не только визуальное знание и узнавание, но и понимание культурных смыслов прошлого и настоящего, структуры эстетики. В научной литературе аналогом насмотренности часто является понятие «визуальной грамотности» (англ. visual literacy), отражающей способность интерпретировать изображения.

На сегодняшний день список синонимичных понятий у термина «насмотренность» довольно велик: «визуальный вкус», «визуальное запоминание», «художественная интуиция», «чувство вкуса», «чувство стиля», «визуальный опыт» и даже «наметанный глаз». В англоязычной среде часто встречаются следующие понятия: aesthetic observation (эстетические наблюдения), visual thinking (визуальное мышление), artist-eye (глаз художника) и aesthetic experience (эстетический опыт). Однако в отличие от эстетического опыта насмотренность характеризуют скорее как аналитическую, систематически-накопительную деятельность.
  • Иван Новиков, художник, куратор курса «Художественная практика онлайн»:

    «Насмотренность — секретный ингредиент многих художников. Мы как зрители часто не понимаем, как-то или иное произведение становится шедевром. А секрет не только в личности, труде, таланте автора, но и в его насмотренности. Именно это вписывает субъективное высказывание художника в общечеловеческую культуру. Например, Винсент ван Гог обладал невероятной насмотренностью. Даже работая в сельской местности, он постоянно читал об искусстве, смотрел альбомы и просил присылать ему репродукции произведений. Все его картины показывают, как много он видел работ других художников, как классиков, так и современников».

Как развивать насмотренность?

По словам английского писателя и арт-критика Джона Бергера, «когда изображение подается как произведение искусства, на его восприятие влияют наши благоприобретенные представления об искусстве — представления, касающиеся красоты, правды, гениальности, цивилизованности, формы, общественного положения, вкуса и т. д». Таким образом, направление взгляда и оценка увиденного — это культурно и исторически обусловленный феномен. Такому видению учат, оно тренируется и формируется посредством встречи с искусством, что широко практикуется в образовательной подготовке художников, искусствоведов и дизайнеров.


  1. Искусство. Чтобы развивать вкус и насмотренность, стоит регулярно посещать выставки. На них кураторы, художники и галеристы демонстрируют актуальные творческие проекты, вписывающиеся в рамки реалий, отражающие повседневность и настоящие представления о мире. Хорошим упражнением также будет изучение истории искусства — по книгам, фильмам или с помощью любого удобного вам формата. История покажет, как менялись представления о сути искусства, что волновало людей в прошлом и на что они обращали внимание. Чем больше будет ваш багаж знаний, своеобразная визуальная «картотека», тем увереннее и устойчивее будут ваши эстетические взгляды.
  2. Культура. Все, что вас окружает, — реклама, дизайн, музыка, журналы, архитектура, мода — может стать прекрасной возможностью прокачивать общекультурную насмотренность. И это особенно важно, потому что ни в каком другом обществе не существовало такой концентрации образов, такой плотности визуальной информации, как в современном: бесчисленные обложки книг, различные флаеры, билборды, плакаты на улицах, вывески в метро, граффити и так далее. Важно научиться обращать внимание в нужное русло, мыслить шире, выискивать и отмечать для себя в общей массе интересные детали, тогда любая информация станет вашим профессиональным топливом.
  3. Кинематограф. Культовые режиссеры, как и художники, любят цитировать, вступать в диалог с другим поколением, а их фильмы часто поэтичны и насыщены красочными образами. Об этом писал еще Андрей Тарковский в тексте «Запечатленное время»: «Поэтичность фильма рождается из непосредственного наблюдения над жизнью — вот, на мой взгляд, настоящий путь кинематографической поэзии. Потому что кинообраз по сути своей есть наблюдение над фактом, протекающим во времени». Кино — это важный аспект для развития креативного навыка и визуального вкуса, огромный пласт культурного наследия. К тому же можно сформировать отличное чувство композиции посредством развития насмотренности в кинематографе. Если не знаете с чего начать, то можно обратиться к списку фильмов, предложенных Андреем Тарковским, который он создал во времена своей педагогической деятельности.
  4. Литература. Читайте критические статьи или книги об искусстве, культуре и дизайне. Иллюстрированный материал обогатит ваш визуальный опыт, а теоретическая часть станет важным дополнением. Литература позволит увидеть неочевидные ранее моменты, новые взгляды на вещи, столкнуться с неоднозначным мнением. Можно обратиться как к материалам, выпущенным современными авторами, так и к признанному наследию, например, к «Истории искусства» Эрнста Гомбриха.
  5. Творчество современников. Конечно, чтобы попадать во время, необходимо следить за тем, что создают и производят ваши коллеги, что из этого откликается в обществе, а что — нет. Когда смотришь на чужие проекты, в голове формируется базис из готовых приемов и инструментов, которые можно применять в своей работе. И это не про копирование, а про понимание паттернов, отличная возможность тренировать насмотренность. Личное общение с творцами также способствует расширению внутренних горизонтов и стимулирует аналитическое мышление. По этой причине современные кураторы предпочитают студио-визиты, это позволяет им более объемно посмотреть на практику художника и проанализировать потенции.
  6. Интеграция искусства в информационное пространство. Наполнение своего информационного поля материалами, связанными с искусством и культурой, способствует постоянному взаимодействию с визуальными образами. Для этого достаточно подписаться на интересующие блоги, следить за художниками трендсеттерами, арт-директорами, фотографами и другими креаторами, контент которых помогает развивать насмотренность.

Выставка выпускников курса «Художественная практика онлайн» в галерее ART&BRUT

Ресурсы для развития насмотренности

Формирование насмотренности — это длительная, но увлекательная работа. Этот навык помогает получать новую информацию, учиться на ошибках других, искать свои источники вдохновения. Важно сделать получение нового визуального опыта ежедневной рутиной, посвятив этому достаточное количество времени, тогда процесс будет наиболее эффективным.

Вот некоторые способы развития насмотренности:

  1. Для этого можно использовать специальные сервисы и площадки. Например, тематические сайты, на которых пользователи делятся собственным контентом. Самые популярные — Pinterest и Behance, последний считается излюбленной площадкой для развития насмотренности в дизайне. Здесь можно найти вдохновение или референсы на любую тему для своих проектов и творческих концептов, создавать подборки и мудборды, что удобно для реализации идей в перспективе.
  2. Также развивать насмотренность можно на специальных конкурсных сайтах. Там можно следить за актуальными работами, трендами и вдохновляться креативным подходом участников. Один из наиболее известных — сайт Awwwards, который специализируется на веб-дизайне и поможет отлично прокачать насмотренность для дизайнера.
  3. Найти вдохновение и узнать о трендах можно из модных журналов. Например, открыв Dazed — британский журнал, посвященный искусству, культуре и стилю. Там освещаются также экономика и политика, остросоциальные проблемы и последние события, происходящие в мире.
  4. Развивать насмотренность можно изучая записи лекций об искусстве, находящиеся в открытом доступе. Например, публичными лекциями и подборкой ресурсов делится Пушкинский музей как на своем официальном сайте, так и на странице YouTube. В этих роликах специалисты из области культуры и искусства делятся своим опытом и обсуждают интересные темы.
  5. Полезно просматривать социальные сети. Там можно следить за конкретными персонами или творческими объединениями и оставаться в курсе событий мира современного искусства. Допустим, развивать насмотренность можно просто подписавшись на телеграмм-каналы интересных вам деятелей.
  6. Найти вдохновение и изучить произведения искусства можно с помощью сайтов галерей или музеев, где опубликованы архивы и другие открытые материалы. К тому же, например, у Эрмитажа не так давно появилась полезная функция — онлайн-экскурсии, то есть виртуальные туры по экспозициям.
  • Иван Новиков, художник, куратор курса «Художественная практика онлайн»:

    "Для художников сегодня лучший способ прокачать насмотренность — смотреть специальные агрегаторы и читать профессиональные журналы. Сетевых агрегаторов много, но я бы выделил следующие: www.contemporaryartdaily.com/, universes.art/en, dailyartfair.com/. Крайне важно смотреть не только выставки в музеях и галереях, но в первую очередь различные биеннале, которые формируют актуальный дискурс искусства. Журналов об искусстве в наше время не так много, но все же есть из чего выбирать. На русском языке: «Художественный журнал», «Диалог искусств», «Искусство», The Art Newspaper Russia. На английском языке: Artforum, Texte zur Kunst, October, Afterall Journal.
Какого-то идеального тренажера для развития насмотренности и креативности не существует, весь процесс — сугубо индивидуальная история. Важно, чтобы она приносила реальный результат. На самом деле, весь созданный человеком ландшафт, то есть наша культура — это и есть один большой инструмент, который влияет на формирование вкусов и предпочтений, сказывается на наших индивидуальностях и видениях. Главное не загонять себя в рамки, потому что вдохновить и взволновать может как трещина на фасаде старого фонда, так и скульптура Микеланджело.


Фоновое изображение: выставка выпускников MSCA «Соединение прервано. Восстановить» в галерее Ruarts