Современное искусство окружающего мира

материал по следам путешествия в Николу-Ленивец

Современное искусство окружающего мира
материал по следам студенческого путешествия в Николу-Ленивец

Учеба в Московской школе современного искусства (MSCA) — это не только лекции и семинары в аудиториях, практика в студиях, встречи с представителями арт-сообщества в галереях и мастерских, а еще и путешествия.


О трехдневной поездке студентов программ «Современное искусство» и «Новые медиа в современном искусстве» в Николу-Ленивец рассказывает директор Школы Михаил Левин.

О смене обстановки
Студенческие поездки превращают образовательный процесс в уникальный опыт, полученный вдали от привычных условий обучения. Перед поездкой преподаватель задает тему, на которую студенты размышляют в интересной локации. Еще путешествия отличная возможность получить новые знания и опыт, и, конечно, лучше узнать своих одногруппников, сплотиться и открыться друг другу.

Студентам полезно выдергивать себя из повседневности, из обычных условий, чтобы менять рутинный алгоритм мышления, созерцания, анализа и рефлексии. Поездки очень помогают перезагрузиться, получить заряд эмоций и энергии, что позитивно сказывается на учебном и творческом процессе.
О темах для размышления
Основная тема «Персональные практики взаимодействия с пространством и социумом». Она отвечает контексту и проблематике, которая стоит перед молодыми художниками в текущий момент. Еще при постановке темы учитывалась специфика места студенческой поездки поэтому акцент был сделан на пространство, взаимодействие с ним, исследование его истории, особенностей и характеристик, чтобы осознанно выстраивать связь между существующим и созданным.

Конечно, в Никола-Ленивце не обойтись без темы лэнд-арта, поэтому и она стала важной частью образовательной программы: перед студентами стояла задача сделать экспериментальные работы в природном ландшафте. Но общая тематика поездки была шире, речь шла о разных направлениях в искусстве и различных художественных подходах в контексте истории XX века, которые задавали важные вопросы своему времени.
О выборе места
Никола-Ленивец — это и природа, и искусство. Студенты смотрели и изучали существующие арт-объекты, созданные за 20 лет существования парка, а затем встраивали созданные ими временные инсталляции в природный ландшафт Никола-Ленивца. И, конечно, выбрали это место из-за возможности прогулок на природе и долгих ночных разговоров об искусстве у костра под невероятным звездным небом, которое невозможно увидеть в Москве.


О встречах
В рамках поездки была встреча с замечательным художником и основателем парка Николаем Полисским. Он рассказал студентам об истории Никола-Ленивце, процессе создания парка, в чем тогда была новизна и особенность и про стадии развития парка. После рассказа студенты задавали интересующие их вопросы и узнавали подробности о творческом пути Николая.
О занятиях на природе
Студентам нужно было выполнить прогулку по маршруту карты города из другого полушария (Мехико, Гавана, Буэнос-Айрес, Бразилиа, Сантьяго де Чили), находясь при этом в Никола-Ленивце — это называется психогеографическими практиками. В процессе студенты фиксировали свой опыт прогулки, а затем делились результатами с группой и преподавателями.

А на лекциях и семинарах мы обсуждали взаимодействие художника с окружающей средой. Для чего и зачем нужен выход из мастерской? Что значит работа с пространством и какое оно может быть? Обращались к направлению Ситуационизм и рассуждали о том, как он соответствовал своему времени.

Что сегодня может значить взаимодействие, бездействие и контакт с социумом? Обсуждали возможность отрицания окружающей ситуации и поиск альтернативных подходов и новых идей в сегодняшней действительности.

Фото в этом материале сделаны Марией Челноковой.