Современное искусство: что это такое, как его понимать, примеры и виды современного искусства
В этой статье разберемся, что такое современное искусство, в чем его особенности и как же его понимать?

Современное искусство: что это такое, как его понимать, примеры и виды современного искусства

В этой статье разберемся, что такое современное искусство, в чем его особенности и как же его понимать?
Если с классической живописью все более-менее понятно, то современное искусство вызывает у неподготовленного зрителя множество вопросов. Как любое сложное явление, оно провоцирует в культуре массу ложных суждений, потому обывательский взгляд зачастую определяет его как нечто непонятное, «некрасивое» или провокационное, а то и вовсе противопоставляет самой сути искусства. В этой статье разберемся, что такое совриск, в чем его особенности и как же его понимать?

Лучо Фонтана, Пространственная концепция: ожидание © artchive.ru

Что такое современное искусство?

Современное искусство (также совриск) — это понятие, объединяющее в себе весь спектр художественных практик, сложившихся во второй половине XX века в так называемый период постмодернизма.

Некоторые исследователи критикуют термин «современное искусство» (англ. modern art) за то, что тот относится скорее ко времени, чем к сути. Более правильным считают термин «актуальное искусство» (англ. contemporary art). Иными словами, главное отличие заключается в том, что актуальное обязательно современно, но современное — не обязательно актуально. По этим понятиям делятся и названия культурных институций за рубежом — художественных музеев и галерей. Существует еще и третий термин — «постмодернистское искусство» — он используется как синоним «актуального искусства».

Постмодернистское искусство, которое стало реакцией на эпоху модернизма, отличается своей двойственной натурой: с одной стороны, чрезмерной зависимостью от культуры кино, моды и коммерческой графики, а с другой стороны, вниманием к острым вопросам, насущным проблемам морали и этики. В связи с этим некоторые арт-исследователи отмечают в нем характерный эстетический эклектизм, то есть смесь различных художественных признаков. Если говорить общо, то современное искусство отказывается от универсального и однородного художественного языка, от строгих эстетических принципов и ценностей в пользу неограниченной свободы самовыражения автора.

Дональд Джадд, без названия © adindex.ru

  • «Современное искусство — это особая антропологическая практика. Начиная со второй половины ХХ века мы имеем дело с разными формами работы художников. Художник — это не просто живописец и не просто скульптор, не просто человек, работающий с объектами, а человек, который работает со смыслами. И это создает огромное пространство и поле для размышлений сегодня» — Константин Плотников, ​​куратор курса «Как понимать современное искусство», искусствовед, куратор, независимый исследователь, автор публикаций по искусству и литературе.

Характерные черты и особенности современного искусства


  1. Использование готовых форм — основополагающий признак такого искусства. Ими могут выступать даже утилитарные предметы быта, выброшенные на помойку или купленные в магазине. При этом суть заключается в их перемещении из нехудожественного пространства в художественное, благодаря чему те открываются с неожиданной стороны и, теряя свою прикладную функцию, приобретают совершенно новый смысл.
  2. Маргинальность — то есть отражение искусством распада единства культурных ценностей. Для него характерно соединение несовместимых элементов, межкультурность, использование разнохарактерных ценностей, норм, стандартов, заимствованных из различных, иногда конфликтующих социокультурных систем.
  3. Китчевость — культурно-эстетическая категория, основанная на клишированных образах, используемых в произведениях искусства. Если изначально китч представлял из себя коммерческое искусство, то сейчас он окончательно вышел за рамки массовой продукции, продаваемой на рынках, и начал получать воплощение в так называемом «высоком искусстве», которое непосредственно работает с образами из масскульта. Китч стал своеобразным культурным феноменом, характерным для современного искусства.
  4. Интертекстуальность — прием, который получил свое обозрение в работах французского философа Ролана Барта, предложившего рассматривать каждое отдельное произведение искусства как текст, который соткан из цитат, отсылающих к тысячам культурных источников. В современном искусстве интертекст получил нарочито яркое воплощение, благодаря чему используемая автором цитата начинает работать в новом контексте и становится одним из главных средств для осмысления художественной концепции.
  5. Интермедиальность — это синтез искусств, формирующий полихудожественное пространство. Строго говоря, это смешение выразительных средств разных видов искусств. Новые интермедиа чаще всего выражены в применении технологий, экранов, проекций или виртуальной реальности.

Полотна Марка Ротко, часовня Ротко © www.berlogos.ru

Виды современного искусства


  1. Абстракционизм (лат. abstractus — отвлеченный) — направление в живописи, последователи которого отказываются от мимесиса, то есть от подражания реальности. В рамках абстрактной живописи художники работают с первичными элементами живописного языка, такими как линия, плоскость и цветовое пятно.
  2. Анаморфоз — техника создания намеренно искаженного изображения, которое принимает целостный вид под определенным углом зрения.
  3. Боди-арт (англ. body art — искусство тела) — одно из направлений современного искусства, в рамках которого главным объектом и материалом для художественных манипуляций становится человеческое тело.
  4. Диджитал-арт (англ. digital art — цифровое искусство) — направление в современной художественной практике, реализуемое в поле цифровых технологий, то есть создание произведений искусства неклассическими методами.
  5. Инсталляция (англ. installation — установка, размещение, монтаж) — форма современного искусства, представляющая собой пространственную композицию, созданную из разрозненных элементов, формирующих художественное целое. Некоторые инсталляции близки по своей природе к скульптуре, однако отличаются тем, что сделаны из разнородных материалов часто промышленного происхождения.
  6. Перформанс (англ. performance — представление, выступление) — современный вид искусства, в котором произведением являются действия художника или группы в определенном месте и в определенное время.
  7. Ленд-арт (англ. land art — ландшафтное искусство) — направление, в рамках которого создаваемое художественное произведение неразрывно связано с природным ландшафтом. Авторы, работающие в этом жанре, предпочитают использовать натуральные природные материалы, а их произведения, как правило, монументальны и масштабны по своим размерам.
  8. Поп-арт (англ. popular art — популярное искусство) — течение в авангардном искусстве, которое использует формы, оттенки и образы из массовой культуры и отражает их влияние на общество потребления.
  9. Стрит-арт (англ. street art — уличное искусство) — направление современного искусства, отличительной особенностью которого является ярко-выраженный урбанистический характер. К стрит-арту относятся как граффити, так и постеры, трафареты, скульптурные инсталляции. Это искусство, рассчитанное на широкую публику, на рядового прохожего, потому уличные художники затрагивают актуальные и злободневные темы, находящие отклик у каждого.
  10. Сюрреализм (от фр. surréalisme — сверхреализм) — направление в искусстве, для которого характерно совмещение образов сна и реальности. Последователи используют в своих картинах символы, фантасмагорические или гипертрофированные формы, абсурдное и противоречивое сочетание элементов.

Как понять современное искусство?

Для понимания современного искусства нет определенных ключей или стратегий. Так как постмодернистское искусство очень разношерстно и имеет реминисцентную природу, для его постижения нужны глубокие знания в разных областях человеческой жизни. Однако, облегчить процесс созерцания и осознания этого сложного и порой пугающего мира можно. Советы довольно просты: больше смотреть, больше читать, больше думать.


  1. Насмотренность очень важна для того, чтобы разбираться в искусстве. Чем больше ваша внутренняя «картотека», тем выше шанс заметить сходства или провести параллели между произведениями. Совриску свойственна так называемая «радость узнавания», то есть тот эффект, который получает зритель в процессе идентификации автора и его работы среди большой массы других. Творцы всеми способами пытаются привлечь внимание своим уникальным художественным стилем, который, как красная нить проходит сквозь каждое произведение. Если ознакомиться с творчеством, например, Дональда Джадда, Лучо Фонтана или Ив Кляйна, то при следующем столкновении их будет невозможно ни с кем перепутать. Исключительный почерк художника — повсеместная история в современном искусстве.
  2. Начитанность также необходима для постижения постмодернистского искусства. К счастью, не обязательно открывать многотомники по философии или истории, достаточно обращаться к проверенной критике. Важно понимать, что в современном искусстве текст про экспонат зачастую заменяет сам экспонат — искусство про то, как искусство устроено. Критик — фигура такая же важная, как и художник, как минимум потому, что становится посредником между автором и зрителем.
  3. Чтобы понимать современное искусство, нужно уметь мыслить в контексте. Художественный контекст — это еще одна характерная особенность постмодернистской культуры. Контекстуализировать произведение — значит, осознать его в рамках истории, биографии автора, его творческой эволюции; узнать, чем или кем художник вдохновлялся, какова концептуальная основа его работы, то есть погрузиться в детали и своего рода «окружение окружения». В качестве дополнения стоит сказать, что на эту тему писал советский и немецкий искусствовед Борис Гройс: «Смотреть на что-то — всегда означает воспринимать это что-то в контексте — внутри определенной рамки или, если угодно, определенной ауры. Можно даже утверждать, что образ создается рамкой».

Ив Кляйн, Антропометрия © artchive.ru

Самые востребованные художники современности

Дэвид Хокни — один из наиболее значимых британских художников современности и ключевая фигура движения поп-арт. Одно из самых известных его произведений — картина под названием «Всплеск», которая представляет собой изображение брызг, поднявшихся из бассейна вслед за прыгнувшим в воду человеком. Кстати, в 2006 году эта картина была продана на Sotheby’s за $ 5,4 млн и какое-то время считалась самой дорогой его работой. Кроме того, Хокни изобрел собственную технику создания фотоколлажей из множества маленьких фотографий, снятых с одной точки.

Дэвид Хокни, 1971 © losko.ru

Дэмиен Херст — английский художник, один из самых богатых авторов современности. С момента выхода на международную арт-сцену в конце 1980-х годов он создал множество инсталляций, скульптур, картин, которые исследуют сложные отношения между жизнью и смертью. Черепа, медикаменты, мертвые бабочки и трупы животных в формальдегиде стали визитными карточками одного из самых успешных представителей Young British Artists.

Дэмиен Херст, 1991 © Damien Hirst and Science Ltd

Кристофер Вул — современный американский художник и скульптор. Он известен благодаря своей текстуальной живописи большого формата с изображениями черных букв на белых холстах. Вул работает в разных техниках, включая разбрызгивание краски и шелкографию.

Кристофер Вул © thesketchline.com

Герхард Рихтер — один из самых влиятельных современных немецких живописцев. Он работает в различных жанрах, в том числе в рамках абстрактного экспрессионизма. В своих ранних работах художник использовал стилистику рекламных плакатов и дорожных знаков, накладывая шрифты поверх изображения. Позднее он начал работать с таким видом искусства как фотография, а также писать произведения в жанре фотореализма.

Герхард Рихтер © thesketchline.com

Джефф Кунс — современный американский художник, известный своими китчевыми работами из полированной нержавеющей стали, в которых исследуются темы культуры потребления и масскульта. Его самые знаменитые произведения — масштабные скульптуры животных, напоминающих воздушные шары.

Джефф Кунс © www.buro247.ru

Тренды современного искусства

  1. Экологическая повестка. В мировой практике сложились подходы к разрешению вопросов, связанных с разумным потреблением ресурсов, — в культуре Японии, например, это отразилось наиболее ярко. Многие современные японские художники и дизайнеры используют экологически безопасные технологии и долговечные природные материалы, такие как древесина, бамбук, бумага, а также «уруши» — натуральный лак, получаемый из сока дерева. Экоарт как направление современного искусства появился в конце 1960−70-х годов и сосуществует одновременно с инсталляцией, лэнд-артом и сайт-специфик-артом. Важным для экологического искусства является работа с живым или с натуральным материалом. Флора и фауна как самостоятельные элементы художественных проектов появляются в творчестве разных авторов современного искусства, в качестве примеров можно выделить Ханса Хааке и Йозефа Бойса. Объектом внимания экологического искусства становится весь окружающий мир и, конечно, отношения человека с природой.
  2. NFT-искусство — тренд, мимо которого профессиональное художественное сообщество уже не может пройти мимо. Арт-рынок постепенно объединяет цифровую и традиционную живопись. Если раньше это вызывало недоверие, то сейчас коллекционеры охотно открывают для себя новое направление искусства ХХI века и вкладываются в токены. Использование возможностей NFT особенно популярно среди дизайнеров, потому что позволяет им воплощать абсолютно любые, даже самые фантастические идеи в цифровом виде, фокусироваться на художественном процессе, не задумываясь об особенностях производственного.
  3. Глокализация — тенденция к глобальному распространению локальной культуры и искусства. Строго говоря, глокальная культура — это мировое культурное пространство, в котором осуществляется процесс взаимопроникновения локальных культур, обладающих собственной идентичностью и ментальностью.

Существует мнение, что современное искусство понятно лишь небольшой группе людей, обладающих недоступным знанием. Оно действительно непросто для восприятия, интерпретации, требует определенных знаний от зрителя, оно неоднородно и порой эпатажно. Однако разобраться в этой, казалось бы, сложной системе знаков и символов не так затруднительно. Чтобы преодолеть эту дистанцию и понимать искусство, достаточно отбросить все предубеждения, обеспечить себя теоретической базой и осмысливать увиденное вне категориальных рамок, — все на первый взгляд неясные и абстрактные формы станут вполне постижимы.

Получить необходимые знания, погрузиться в историю искусства и подготовиться к его восприятию можно на интенсивном курсе «Как понимать современное искусство».


Фоновое изображение: Jean-Michel Basquiat, Untitled, 1985 © hosfeltgallery.com