Экскурсия по мастерским и ресурсным центрам MSCA
Покажем, как устроен университет изнутри, заглянем в мастерские, лаборатории и другие аудитории
25 июня 19:00

Как автомобильные концерны финансируют искусство

Как автомобильные концерны финансируют искусство

Автоконцерны любят искусство меньше, чем спорт и дизайн. И хотя у всех на сайтах есть разделы о глубинной и неразрывной связи автобрендов и искусства, их бюджеты на арт в десятки раз меньше их бюджетов на спорт.

К искусству они обращаются чаще всего в момент выпуска на рынок новой модели — как правило, предлагают художнику осмыслить ценности бренда (это разные синонимы слов «инновации», «воображение» и «скорость») и раскрасить автомобиль.

Но примеры системной поддержки художников, музеев и ярмарок я все же приведу.

BMW

Из всех автопроизводителей больше всего взаимодействует с искусством BMW.

Энди Уорхол в проекте BMW Art Car, 1979 г.

Самый знаменитый их проект — BMW Art Car — это расписывание гоночных машин. Проект был придуман в 1975 году, за 50 лет было расписано 20 машин. В нем поучаствовали Энди Уорхол, Рой Лихтенштейн, Роберт Раушенберг, Фрэнк Стелла, Дэвид Хокни, Александр Колдер, Олафур Элиассон, Джефф Кунс, Джон Балдессари.

Несмотря на свою приземленность и безыскусность, проект на протяжении всех 50 лет был чрезвычайно престижным. В жюри входили директора главных мировых музеев и кураторы-звезды типа Ханса Ульриха Обриста, Койо Куо, Чечилии Алемани, Окви Энвейзора, а на презентациях «скульптур на колесах» присутствовали королевские особы и селебрити из мира моды и кино.

С появлением трендов на горизонтальность и демократичность в искусстве проект стал выходить на новые территории: так, американская художница с эфиопскими корнями Джули Мерету, раскрасившая машину в прошлом году, предложила не ограничиваться торжественной презентацией автомобиля в центре Помпиду и его участием в гонках в Ле Мане. В этот раз сотрудничество расширилось — в проект была включена серия воркшопов в африканских городах для африканских видеохудожников и кинематографистов в 2025 и 2026 годах, а завершится инициатива выставкой в Музее современного искусства Zeitz MOCAA в Кейптауне.

На протяжении 20 лет BMW финансирует престижную немецкую премию Preis der Nationalgalerie, направленную на продвижение молодого искусства. Премия вручается раз в два года, состоит из денежной части и закупки работ художников в коллекцию Национальной галереи Германии.

BMW связана давним партнерством с лейпцигским Музеем изобразительных искусств, с франкфуртским Städel Museum, более десяти лет поддерживает Gallery Weekend в Берлине, выпускает с 2009 года BMW Art Guide by Independent Collectors — ежегодные обзоры открытых для публики частных коллекций и скульптурных парков.

Есть у компании проекты и вне Германии.

Так, автоконцерн является спонсором всех главных мировых ярмарок современного искусства: Art Basel, Frieze, TEFAF, BRAFA, Paris Photo, Art Dubai, India Art Fair. Как говорит бренд-менеджер компании, «мы создаем желание купить новую машину, и это нас роднит с ярмарками, которые создают желание купить новую картину».

С 2012 по 2020 года они совместно с Tate Modern делали серию онлайн и офлайн перформансов BMW Tate Live. В проекте поучаствовали 40 художников, среди них Anne Imhof, Otobong Nkanga, Ragnar Kjartansson.

На протяжении уже 40 лет компания финансирует престижную испанскую ежегодную премию в области молодого современного искусства «Premio BMW de Pintura» (две номинации по 6 и 25 тысяч евро).

В разные годы BMW был партнером биеннале Kochi-Muziris в Индии, египетской культурной платформы Art D'Égypte, музея Zeitz MOCAA в ЮАР, фестиваля фотографии KYOTOGRAPHIE в Японии.

Hyundai

Hyundai взаимодействует с современным искусством на более профессиональном уровне, недаром в компании даже есть должность арт-директора. Здесь работают со сложным искусством, часто технологическим, говорящим о современности новым языком. И любят не отдельные инициативы, а десятилетние спонсорские контракты.

Интересно, что значительная часть проектов Hyundai находится не в Корее и не связана с корейским искусством. Да, у них есть проект с сеульским National Museum of Modern and Contemporary Art. Да, они приобрели девять работ Нам Джун Пайка для музея Tate Modern. Да, они периодически поддерживают участие своей страны в международных биеннале — Венецианской и Сиднейской. Да, они делали выставки корейского искусства в музее LACMA.

Одна из работ Нам Джун Пайка, приобретенная

Hyundai для Tate

Но в существенно больших масштабах они финансируют глобальное искусство. Для того же LACMA они не только приобрели работы таких признанных авторов, как Robert Irwin и James Turrell, но и в течение десяти лет спонсировали программу поддержки молодых художников, работающих с технологиями. Причем не скупились: давали гранты по 50 тысяч долларов, среди получателей были Gala Porras-Kim, Nancy Baker Cahill, American Artist.

Самый знаменитый проект Hyundai в области современного искусства — сотрудничество с Tate Modern: компания на протяжении десяти лет оплачивала создание гигантских инсталляций для турбинного холла. Среди художников, участвовавших в проекте — Cecilia Vicuña, El Anatsui, Tania Bruguera, Kara Walker, Anicka Yi.

Annika Yi в турбинном зале Tate Modern

В 2019 они запустили еще одну совместную программу — пятилетнюю Hyundai Tate Research Centre: Transnational. Ее цель — исследование и продвижение незападного искусства. В рамках программы автоконцерн оплачивал работу пяти кураторов в течение пяти лет, семинары, конференции, выставки, сотрудничество с университетами, приобретение работ в коллекцию Tate.

Кара Уолкер в турбинном зале Tate Modern

В прошлом году Hyundai подписал спонсорский контракт с музеем американского искусства Whitney. Проект предусматривает оплату продакшена новых инсталляций, скульптур и перформансов для нескольких открытых террас музея и поддержку пяти биеннале Whitney.

Эль Анацуи в турбинном зале Tate Modern

Ну и наконец самый интеллектуальный их проект — Hyundai Artlab: гранты на написание текстов об искусстве. 10 тысяч долларов за три статьи. Это вам не гоночные автомобили раскрашивать!

Mercedes

Mercedes не смог избежать соблазна пойти по проторенной дорожке и пригласить художника расписать новую модель. Его автомобили расписывал стрит-артист Mr. Brainwash в рамках кампании по привлечению более молодой аудитории.

Mercedes, расписанный мистером Брейнвошем

Также компания финансировала музеи в странах, в рынках которых она заинтересована. Например, австралийскую National Gallery of Victoria или корейский музей Leeum Museum of Art.

Но еще у них есть и собственная корпоративная коллекция. 3000 работ, 800 художников, среди них Daniel Buren, Andrea Fraser, David Hockney, Donald Judd, Philippe Parreno, Jean Tinguely. Значительная часть коллекции отведена авангарду начала 20 века и геометрической абстракции конца 20 века. Работы показывают в офисах компании, в музее Mercedes в Штутгарте, выдают на выставки в другие города и страны. Некоторые работы были специально заказаны компанией художникам. Например, Энди Уорхол в 1986 начал делать серию работ «Машины» к столетию марки, должен был сделать 80 изображений двадцати моделей, но успел сделать до своей смерти в 1987 году только 36 шелкографий и 13 рисунков. Интересно, что фонд Энди Уорхола запрещает публиковать изображения серии, поэтому если вам интересно, их можно посмотреть по этой ссылке.

Toyota

Toyota, конечно же, тоже презентует свои новые модели в расписанном художниками виде и тоже называет их «искусством на колесах». Судя по тому, что приглашаются стрит-артисты, компанию интересует молодая аудитория. На недавней презентации нового электрокара в Техасе публике показали работы Sophy Tuttle из Бостона, Blaine Fontana из Портленда и Erik T. Burke из Рено.

Электрокары Toyota на презентации в Техасе

Но и системный подход компании не чужд. По соседству со своими заводами в городе Тойота компания построила минималистичный The Toyota Municipal Museum of Art, в коллекции которого находится Фрэнсис Бэкон, Ив Кляйн, Христо, Йозеф Бойс, Он Кавара, художники группы Гутай, большая подборка арте повера.

The Toyota Municipal Museum of Art

Автор: Олеся Болматова, куратор курса «Основы арт-бизнеса» и «Основы коллекционирования современного искусства», основатель платформы Арт-Планета, изучающей фонды поддержки современного искусства и способы их функционирования.

Фоновое изображение: Джули Мерету в расписанном ею гоночном болиде BMW в 2024 году