По мере роста случаев использования искусственного разума для создания произведений искусства, появляются и новые прецеденты, обогащающие юридическую практику в этой абсолютно новой, еще не отрегулированной сфере. Уже идут несколько судебных процессов, открытым художниками против Stability AI, Midjourney, DeviantArt. Дело в том, что генераторы изображений были натренированы на открытом ресурсе LAION — коллекции в более чем 5.6 млрд. изображений, собранных со всего Интернета, включая собрания DeviantArt, ArtStation, Getty Images и Pinterest. Почти каждый современный цифровой художник может найти там фотографии своих работ. Так, корпорации ведут споры о легитимности использования их коллекций изображений, например, Getty Images возбудило дело в отношении AI-компании, управляющей LAION, после того, как нашла около 12 млн. своих файлов в системе.
Несколько известных случаев о выставлении произведения искусства, созданного с помощью нейронной сети на конкурс, подняли вопросы о легитимности наград художникам, выигравшим соревнование. Представленная в октябре 2022 года дизайнером видео-игр Джейсоном Алленом на Colorado State Fair цифровая картина «Оперный театр», с использованием Midjourney, выиграла приз в категории цифровое искусство, после чего разгорелись споры в социальных сетях и масс-медиа о «смерти» художника как профессии. Совершенно точно можно сказать, что искусственный интеллект готовит смену парадигмы.
В апреле 2023 года был объявлен финалист конкурса the World Photography Organization’s Sony World Photography Awards с присвоением премии фотографу Борису Элдагсену за его работу «The Electrician». Однако он не принял награду, объяснив, что его фотография была сгенерирована с помощью нейронной сети. Он утверждает, что ровно как в свое время фотография заменила живопись в плане отображения реальности, так сегодня компьютерные технологии, а именно, искусственный интеллект, грозит заменить фотографию, поэтому сгенерированные картинки и фотография не должны участвовать в одном конкурсе. В ответ на его высказывание, The World Photography Organization оборвала любые отношения с художником, объявив о нечестности его намерений и сомнительности его требований, но признав, что Борис поднимает крайне актуальные вопросы о необходимости дифференцировать и переопределить многие категории и формы искусства.