Художественная практика в период неопределенности

Материал о выставке «Процесс. Работа. Продолжение»
Художественная практика в период неопределенности
Материал о выставке «Процесс. Работа. Продолжение»
До 20 мая в галерее U Contemporary проходит выставка преподавателей Московской школы современного искусства «Процесс. Работа. Продолжение».

Для творческих людей, которые особо остро чувствуют любые потрясения времени, продолжать свою работу может быть непросто. С другой стороны — именно непрерывная практика может стать проводником к действительности. Акт художественного производства становится практически единственным способом выжить в новой реальности и найти в ней точки опоры.

Мы поговорили с несколькими участниками выставки и попробовали разобраться, продолжение художественной практики сегодня — это вызов или способ возвращения к действительности?

Михаил Левин

Расскажите о вашей работе в школе. Какие программы вы ведете?

Я курирую программу ДПО «Современное искусство», веду занятия по 2Д медиа, истории современного искусства, проектной работе в рамках индивидуальной и групповой практики. Также веду занятия на программе «Международные стратегии в арт-бизнесе», дисциплину «История и теория современного искусства». А еще курирую и преподаю на двух интенсивах — «Теория и практика современного искусства» и «Тренды в современной живописи».

Давайте поговорим о ваших работах на выставке.

На выставке представлены две работы. Один проект под названием «Потребляй» состоит из серии работ на фарфоровых тарелках разного формата, размера и происхождения. Серия посвящена размышлению о сущности потребления в современном контексте, где это явление стало неотъемлемой частью повседневной рутины и, зачастую, не отражает реальные желания и потребности общества. Работы выполнены маслом и акрилом в период 2021-2022 года, серия пока не закончена.

Вторая работа на выставке называется «Слои», и в ней я размышляю над вопросами цельности восприятия. Как часто мы задаемся вопросом, что перед нами и что нас окружает? Действительность ли это, а не набор отдельных элементов, которые, возможно, только представляются принадлежащими одному контексту, времени и месту? Порой картинка выглядит так, что все вокруг хорошо, комфортно, гармонично, и среда соответствует нашим ожиданиям, потребностям и нуждам. Но в какой-то момент происходит некий сбой, и появляется ощущение какого-то несоответствия, словно из-под старого слоя краски что-то проглядывает. Возможно, именно тогда становится понятно, что все построено на бутафории, и мы всего лишь часть одного большого сценария.
Продолжать художественную практику сегодня — это вызов или проводник для возвращения к действительности?

Для меня, безусловно, проводник и практически единственная опора для того, чтобы продолжать двигаться дальше. Я никогда не мог себя мыслить без художественной практики, а сейчас она приобрела в каком-то смысле некую сакральную важность.


Жанна Бобракова

Расскажите о вашей работе в школе. Какие программы вы ведете?

Я преподаю в BHSAD и MSCA. На программе «Современное искусство», подготовительном курсе «Основы современного искусства», и на авторском интенсиве «Арт-менторинг».

Что насчет вашей работы на выставке?

На выставке представлена серия фарфоровых объектов, над которыми я работала в период с 2019 по 2021 год. Серия Some Bodies основана на личном опыте и является определенной маскировкой, как технологии защиты и высказывания. Это психологический перенос, но не на человека, а в арт объект. Визуализация прожитого опыта. Создание тотема, который в дальнейшем образует самостоятельно живущую сущность. Учитывая репликационный медиум, создается возможность бифуркации между каждой последующей копией.
Продолжать художественную практику сегодня — это вызов?

Я считаю, что у разных художников могут быть разные стратегии взаимодействия с искусством. Поэтому, это может быть как проводником для возвращения к действительности, спасающей практикой, ритуалами, так и определенным вызовом, верификацией: важно ли то, что ты делаешь? Проведет ли тебя искусство через шторм? Возможно ли найти новые смыслы и формы в кризисе?


Федор Тощев

Расскажите о вашей работе в школе. Какие программы вы ведете?

Я преподаю на программах бакалавриата по фотографии и Foundation Art and Design. У бакалавров веду модули, связанные с цифровым и гибридным процессами работы с изображением. На этой программе мы оперируем фотографией в расширенном смысле. Сюда входят как аналоговые, так и цифровые фотопроцессы, видео, звук. Медиумы, сопряженные с фотографией в современном контексте. В последнее время мы все больше внимания уделяем переходам между медиумами или так называемым гибридным техникам. Понимание и значение фотографии в современных практиках значительно расширилось за последние десятилетия. Порой студенты сами пробуют какие-то современные технологии вроде сонификации изображений и т.д. Я всегда поддерживаю такие инициативы.

Какую работу вы сделали для выставки?

Работы, представленные на выставке, являются частью текущего проекта, в котором я пытаюсь переосмыслить соотношение между ландшафтом и процессами памяти. Эта серия довольно органично произошла из моего многолетнего проекта об отдаленных деревнях Поволжья, находящихся в зоне частичного подтопления водохранилищ. Создание скульптурных интервенций позволило мне выйти из-за камеры и начать менять реальность перед ней. Процесс довольно трудоемкий, но интересный. Всегда любопытно, насколько далеко можно зайти в конструировании. Структуры сами по себе очень хрупкие, ненадежные и иногда разрушаются буквально через секунды после срабатывания затвора камеры. Вполне отражает хрупкость памяти и попытки реконструкций с ней связанных.

Продолжать художественную практику сегодня — вызов или способ возвращения к действительности?

Продолжать заниматься художественной практикой в нынешних условиях, я считаю, очень обосновано. Совершенно необходимо, взглянув внутрь себя, отдаваться своим проектам честно, в первую очередь перед самим собой. Социально-политическая система координат сегодня находится в сильном движении. В таких условиях художник становится константой, опорой для культуры в широком ее понимании. Сейчас происходит переосмысление многих аспектов жизни, но истинные, глубинные категории, к которым обращаются многие художники — неизменны. Они на все времена.