Профессия арт-менеджера

Разбираем, что входит в обязанности менеджера культурных проектов, где получить профильное образование, плюсы, минусы и перспективы профессии

Профессия арт-менеджера

Разбираем, что входит в обязанности менеджера культурных проектов, где получить профильное образование, плюсы, минусы и перспективы профессиим

Чем занимается арт-менеджер?

Арт-менеджмент — одна из областей управления, фокусирующаяся на разработке и курировании творческих проектов.

«Большая миссия» арт-менеджера в продвижении искусства. Он может повлиять на культурную среду не меньше, чем художник, открывший новое направление.

Арт-менеджер — это специалист, ответственный за бизнес-управление арт-институциями, галереями, частными коллекциями, а также карьерой отдельных художников. Его функционал включает создание стратегии развития бизнеса, административные обязанности, управление бюджетом и маркетинговые активности.

Несколько современных арт-менеджеров, изменивших положение художников в их странах:

  • Мелисса Чиу — менеджер в сфере культуры и искусства родом из Австралии, которая занимает пост председателя Ассоциации художественных музеев и руководит несколькими институциями. Она начинала свою карьеру с управления несколькими независимыми проектами. Мелисса в начале двадцать первого столетия ввела моду на современное китайское искусство в мире и изменила отношение к нему внутри самого Китая: «Художники шли против течения. Но сегодня китайские родители хотят, чтобы их дети стали художниками».
  • Марсиа Фортеш и Алессандра д’Алойа — основательницы художественной галереи в Сан-Паулу, которая сегодня называется Fortes D’Aloia & Gabriel познакомили мир с современным бразильским артом и в то же время популяризировали мировое искусство в Бразилии.
  • Сергей Попов — искусствовед и основатель одной из старейших частных галерей в России Рop/off/art, находящейся в Москве. Галерея помогла вырасти многим молодым авторам, которые сегодня уже звёзды российской арт-сцены.

Где может работать арт-менеджер?

На арт-рынке есть несколько категорий участников:

  • художники, создающие основной продукт — предметы искусства;
  • покупатели, в числе которых есть коллекционеры, институции и люди, которые покупают художественные работы для себя;
  • государственные и частные музеи, аукционные дома, фонды, галереи и дилеры;
  • кураторы, помогающие художникам облечь их творчество в форму завершенного проекта, эксперты и журналисты, популяризирующие эту область в СМИ.

Менеджер в сфере искусства относится ко второй категории. Он — посредник между художником и его аудиторией. Арт-менеджер может действовать как индивидуально, так и быть представителем любой институции или даже руководить ей.
Выставка студентов MSCA «Ростокино. Мифологемы», 2022. Фотограф Кара Ирина

Какими навыками и качествами должен обладать арт-менеджер?

Большинство навыков, необходимых для работы, приобретаются за счет получения профессионального образования и опыта в индустрии. Арт-менеджмент — это бизнес, где преуспевающий специалист на одной чаше весов имеет сильные деловые навыки для управления проектами, на другой — творческий подход и тонкое понимание искусства.

Области, которые стоит изучить для работы в арт-менеджменте:

  • История искусства, как классического, так и современного. Без теоретической подготовки и насмотренности будет сложно ориентироваться в арт-рынке, понимать какое творчество актуально, а также сформировать собственную позицию относительно того, что вам близко. Нужную информацию можно найти в лекциях искусствоведов, тематических подкастах, каталогах и книгах. Посещайте больше выставок и арт-ярмарок.
  • Маркетинговые технологии. Современный арт-менеджмент предполагает мероприятия по продвижению художников, и нужно быть в курсе современных методов и стратегий.
  • Инструменты для анализа рынка. Для успешного управления проектами будет полезно понимать критерии для оценки художников и как устанавливать цены на их работы.
  • Юридические особенности работы на арт-рынке. Заключение контрактов с авторами и другими участниками сделок, решение таможенных вопросов при транспортировке работ художников — это задачи, которыми занимаются арт-менеджеры. Также, вы будете сталкиваться с понятием интеллектуальных прав и другой спецификой индустрии.

В зависимости от специализации могут понадобиться дополнительные знания, например, навыки по управлению персоналом. Как и в любой отрасли, для специалиста в культурной сфере нет пределов в развитии.

Помимо профессиональных знаний, есть несколько ключевых качеств, позволяющих арт-менеджеру получить признание:

  • Сильные коммуникативные и межличностные навыки. Половина успеха арт-менеджера заключается в нетворкинге. Взаимодействие с художниками, кураторами, институциями, выстраивание коллабораций с бизнесом и партнерами — ежедневные обязанности арт-менеджера.
  • Чувство такта и деликатный подход. Для того чтобы искусство в руках менеджера продолжало отвечать своим задачам, он должен его уважать, не подавляя творчество и свободу выражения художника. Искусству нужно пространство, чтобы выполнять свою роль: вдохновлять на идеи, просвещать, говорить об актуальных вопросах для общества и создавать культурное наследие.
  • И третье — это полезные для любого управленца качества. Ответственность арт-менеджера за выполнение проектов, внимание к деталям и способность дипломатически решать проблемы — элементы профессиональной репутации.


Выставка студентов MSCA «Воссоединение» в галерее U Contemporary

Какие плюсы и минусы профессии?

Плюсы

  • Арт-менеджеры играют значимую роль в поддержке и продвижении художников. На этой позиции вы будете полезны для общества.
  • В данной роли вы получите возможность работать в команде с талантливыми личностями, подпитывая друг друга творческой энергией. Такая работа будет приносить удовлетворение.
  • Профессия включает широкий спектр специализаций, что позволяет арт-менеджеру найти свою нишу.
  • Арт-рынок в России — растущая область, что создает поле для реализации новых проектов.

Минусы

  • Многие проекты, например, собственная галерея, имеют длительный период окупаемости.
  • Высокая конкуренция за рабочие места в институциях.
  • Арт-индустрия в России сконцентрирована в больших городах.
  • Возможно, вам придется быть на связи 24/7 для успешной реализации ваших проектов.

Однако, думая о тёмной стороне, не забудьте, что, применяя креативный подход, любой минус можно обратить для себя в плюс.
Стенд с работами студентов программы «Современное искусство» BHSAD в партнерстве с ТЦ «Времена Года» на Cosmoscow, 2019

Искусство или бизнес? Сколько зарабатывают арт-менеджеры?

Можно услышать мнение, что искусство не должно преследовать материальные цели. Однако, грамотный арт-менеджер не только получает доход от своей деятельности, но и помогает художнику развить его карьеру, зарабатывать на творчестве, а значит, максимально погрузиться в созидание, не испытывая нужды. Возможность зарабатывать на деле своей жизни мотивирует как художников, так и их менеджеров и ведет к развитию сферы.

Заработок специалиста в культурной индустрии зависит от вида арт-менеджмента, наработанного опыта и уровня креативности.

Если вы только начинаете свой путь и работаете в качестве менеджера младшего звена в галерее или музее, то зарплата может быть невысокой. В Москве и Санкт-Петербурге можно увидеть предложения от 30 — 40 тысяч рублей. Когда вы наберете хорошее портфолио реализованных проектов, доход может кратно увеличиться.

Если вы будете самостоятельно продвигать работы художников на рынок, или откроете галерею, в том числе в онлайн-формате, ваш доход будет зависеть от количества проданных работ. Комиссия дилера или галереи составляет от 20 до 50% от стоимости работы. Цены на работы российских современных художников в зависимости от их уровня, а также размера работы, материалов, тиража и других факторов в среднем начинаются от 10 тысяч и доходят до 1 миллиона рублей.

Также можно реализовывать собственные проекты, не связанные напрямую с продажей работ художников. Например, организовывать различные коллаборации между художниками и бизнесом. В таких проектах ваша комиссия как агента зависит от масштаба бизнеса заказчика. Можно получить порядка 200 тысяч рублей с каждого проекта.

Куда пойти учиться, чтобы стать арт-менеджером?

  • Московская школа современного искусства. Программа дополнительного образования «Международные стратегии в арт-бизнесе». Занятия проводятся в вечернее время очно или онлайн. Преподаватели на курсе — практикующие эксперты российского и международного арт-рынка. Школа погружает студентов в различные виды арт-менеджмента, знакомит их со значимыми российскими галеристами и художниками, предполагает выполнение групповых учебных заданий, взаимодействие со студентами школы других направлений.

Уже в течение обучения вы сможете найти единомышленников и начать ваш собственный проект. Чтобы поступить в школу нужно направить заявку и пройти собеседование, сдавать экзамены не нужно.

  • Школа современного искусства НИУ ВШЭ предлагает бакалавриат по профилю «Кураторство и арт-менеджмент» под руководством Пьера-Кристиана Броше — одного из известнейших коллекционеров. Подходит молодым людям, определяющимся с первоначальной профессией. Обучение длится четыре года в очном формате.

  • Школа бизнеса МГИМО. Магистерская программа «Менеджмент в сфере искусства и культуры» в очной форме, рассчитанная на два года, также знакомит с функциями арт-менеджмента. Для поступления предусмотрены конкурс портфолио, собеседование и тестирование по английскому языку. Также необходим диплом бакалавра или специалиста.

  • РГГУ. Магистратура по направлению «Арт-менеджмент и галерейное дело». Срок обучения от двух лет. Можно выбрать разные формы обучения. Для поступления необходимо иметь базовое высшее образование, а также сдать устный экзамен по теории и истории культуры.

Центр информационных ресурсов Universal University

Какие перспективы у профессии?

Настоящий арт-рынок с продавцами, покупателями и аукционными домами, выполнявшими работу арт-менеджеров, появился XVII веке. На протяжении нескольких сот лет он развивался, разрастался в объемах, и на нем появлялись новые игроки. И за всё это время потребность в художественных объектах у людей не исчезла, равно как и продолжают быть нужными посредники между художником и его аудиторией.

Мастеру сложно одновременно фокусироваться на творчестве и продвигать свои работы. Студенты программы MSCA «Международные стратегии арт-бизнеса» проводили опросы художников, и более половины из них на вопрос «Что могло бы им помочь в работе?» ответили, что нуждаются в менеджере, который возьмёт на себя административные функции.

Кроме того, за последние 10 лет вырос интерес бизнеса к сотрудничеству с художниками. В мире конкуренции бизнесу постоянно необходимо повышать ценность своих продуктов для людей и творческие идеи художников могут в этом способствовать. Задачи арт-менеджера в том числе включают поиск точек пересечения творческих проектов и бизнеса.

Арт-менеджер не ограничен одним направлением, он может разрабатывать проекты на стыке нескольких творческих областей. Чем больше развивается арт-сфера, впитывая в себя новые технологии, тем больше пространства для ваших инициатив. К тому же российский арт-рынок еще не перегружен и открыт для новых идей.


Автор статьи: Юлиана Инжеватова
Фоновое изображение: выставка студентов MSCA в Cube. Moscow, 2019

Получить навыки для работы в сфере арт-бизнеса
Получить навыки для работы в сфере арт-бизнеса