СТИЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ В ЖИВОПИСИ

Обзор одного из самых востребованных медиумов современного искусства
СТИЛИ И НАПРАВЛЕНИЯ В ЖИВОПИСИ
Обзор одного из самых востребованных медиумов современного искусства
Большинство стилей и направлений в изобразительном искусстве возникали как реакции на исторические, политические и остросоциальные события, а также формировались под влиянием философских идей. В этой статье разберемся с основными направлениями в искусстве и их терминологией.

Возрождение как изобразительное искусство ХIV–ХVI веков.

Возрождение (Ренессанс) — период в истории искусств, для которого характерны обращение к античному наследию — искусству и философии древней Греции и Рима, — гуманизм и антропоцентризм, уникальность и божественность человеческой личности, а также преобладание светскости над религиозностью. Титанами Ренессанса исследователи признают Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэля.

Посмотрим на основные термины, характеризующие эту веху в истории искусства:

  • Проторенессанс — этап в истории итальянской культуры, предшествующий эпохе Ренессанса. Искусству этого периода присуще появление тенденций к светскости и интерес к античному наследию.
  • Маньеризм — течение в западноевропейском искусстве ХVI столетия, эстетика которого складывалась в обстановке экономического и политического кризиса Италии, а также на фоне упадка идеалов итальянского Возрождения. Последователи этого течения используют удлиненные и иногда деформированные фигуры, напряженные позы, а также резкую контрастную цветовую палитру. Маньеризм стал переходным стилем от Возрождения к барокко.
  • Анахронизм — это метод намеренного переноса событий, предметов или личностей в другой временной период. Впервые анахронизмы в станковой живописи стали использовать мастера Возрождения и раннего классицизма. Художники изображали исторических и мифических героев в современной обстановке.
  • Гризайль — это искусство однотонных изображений, получившее развитие в античности, в Средние века и широко распространившееся в период Северного Возрождения.

«Рождение Венеры». Сандро Боттичелли © artchive.ru

Барокко как критическая стадия развития романтического мироощущения.

Барокко — это эпоха в культуре XVII—XVIII вв.еков, живописи которой свойственны контрастность, напряженность, динамичность образов, совмещение реальности и иллюзии. Барокко сформировалось в период кризиса идеалов Возрождения, поэтому воспринимаемый человеком мир стал изображаться как противоречивое, трагическое и динамическое явление, популярность обрели темы откровения и одиночества.

  • Караваджизм — течение в западноевропейской живописи эпохи барокко, сформированное последователями Караваджо, итальянского художника конца XVI века. Для караваджизма характерен интерес к драматизму, точной передаче особенностей натуры, подчёркнутый реализм в изображении предметов и их деталей. Важная роль уделяется объему, а именно светотеневой моделировке и контрастному освещению внутри художественного пространства.
  • Ванитас — жанр изобразительного искусства эпохи барокко, так называемый аллегорический натюрморт, сформировавшийся под влиянием кальвинистской морали. Композиционный центр таких работ — человеческий череп или другие атрибуты смерти (гнилые фрукты, гаснущая свеча, зеркала и так далее). Ванитас обращается к философским темам и повествует о быстротечности жизни и конечности бытия.

«Вакх». Микеланджело да Караваджо © artchive.ru

Рококо как завершающая фаза искусства барокко.

Рококо — это художественный стиль западноевропейского, преимущественно французского, искусства второй четверти и середины XVIII века. Рококо в живописи стал более утонченным, интимным и менее интеллектуальным аналогом барокко. Рокайльный (относящийся к периоду Рококо) стиль картин отражает эстетику и вкусы, основанные на пасторальных темах и идеализации сюжетов из светской, в частности придворной, жизни.

«Качели». Жан-Оноре Фрагонар © artchive.ru

Классицизм как культурная идеология.

Классицизм — это период в западноевропейской истории искусств XVII—XIX вв.еков. Отражает стремление человека к целостности, простоте и ясности содержания и формы, поэтому эстетика классицизма связана с обращением к античному наследию. Для живописи этого времени свойственны строгие пропорции, выверенная композиция и тяга к симметрии.

  • Академизм — это направление в живописи XVII—XIX вв.еков, возникшее в период развития академий художеств в Европе. Стилистической основой академической живописи в начале XIX века являлся классицизм. Академизм вырос на следовании внешним формам классического искусства; последователи рассуждали над формой искусства древнего античного мира и эпохи Возрождения. Для академизма характерны идеализированность образов, поверхностная психологическая характеристика, ориентация на высокие образцы и отвлеченные от реальности темы.
  • Ампир — стиль позднего классицизма, его завершающий этап в искусстве, который распространялся в начале XIX века. Он характеризуется тягой к монументальной живописи, величию форм, нарочитой величественности. Ампир прославляет власть, зачастую обращается к милитаристской тематике, государственной символике и другим элементам, подчеркивающим могущество правителя. В живописи этого периода преобладает строгость линий и пропорций, композиционная сдержанность и симметричность, а также популярен батальный жанр живописи, для которого свойственно изображение военных действий.

Жак Луи Давид. «Смерть Марата». © muzei-mira.com

Романтизм как новый художественный метод.

Романтизм — это идейно-художественное направление в культуре и искусстве XIX века, сформировавшееся под влиянием философии. Главным героем картин становится одинокая, мятежная, но сильная личность. Художники начинают изображать на своих полотнах дальние странствия, паломничества, революционную борьбу. Живописцы проявляют интерес к ночи, мистицизму, переходному состоянию природы, исследуя темные стороны человеческой души. Романтики стремились раскрыть индивидуальность, передать характер натурщика, поэтому философия эпохи романтизма отразилась и на эволюции портретного жанра.

  • Прерафаэлитизм — это направление в английском искусстве второй половины XIX века, образовавшееся с целью борьбы против традиционных изобразительных практик, свойственных академии художеств. Прерафаэлиты ориентировались не на античные образцы, а на искусство Средневековья и Раннего Возрождения, интересовались периодом готического стиля. Они использовали в качестве моделей родственников, друзей и незнакомцев с улицы вместо профессиональных натурщиков.

«Свобода, ведущая народ». Эжен Делакруа. © artchive.ru

Реализм как новая эстетика.

Реализм — направление в истории искусств, творческий метод которого заключается в точном воспроизведении действительности. Яркий пример стиля — картины Гюстава Курбе, который, по мнению исследователей, является основоположником реализма. Произведения показывают человека в его привычной среде, наибольший интерес представляют полотна, написанные на злободневные темы.

  • Веризм — это стиль искусства в живописи Италии конца XIX — начала XX веков, который стремился достоверно отобразить социально-психологические конфликты во время национально-освободительного движения в новом историческом художественном пространстве.
  • Натурализм — это стиль реалистической живописи, тенденция к максимально полному и абсолютно точному отражению действительности во всех деталях и подробностях, не прибегая к обобщениям и типизации образов.

Портрет Ф.М. Достоевского. В.Г. Перов. © my.tretyakov.ru

Импрессионизм как новый способ восприятия мира.

Импрессионизм — течение в искусстве последней трети XIX — начала XX века, характеризующееся отказом художников от темной палитры. Живописцы использовали чистые краски, широкие свободные мазки, композицию, напоминающую вырванный фрагмент действительности. Особое внимание уделяли световоздушной среде, серийности работ, выведению пейзажа на новую ступень развития, в их работах отсутствовал глубокий психологизм.

  • Дивизионизм (Пуантилизм) — это принцип неоимпрессионизма, художественная техника, основанная на научной теории и исследованиях в области оптики. Последователи считали, что краски не нужно смешивать, следует накладывать чистые цвета спектра небольшими точками, которые впоследствии самостоятельно смешаются в глазах зрителя.

«Впечатление. Восходящее солнце». Клод Моне. © arthive.com

Авангардизм как новая веха в истории искусства ХХ века.

Авангардизм и модернизм представляют собой совокупность течений в искусстве, возникших на рубеже XIX и ХХ веков, главным образом отрицающих общепринятые классические догмы в живописи и ставящих главной задачей формирование нового художественного языка посредством разрушения формальных аспектов, свойственных традиционной художественной системе. Под авангардом понимается радикальный модернизм, то есть модернизм, доводящий свои основные принципы до крайнего предела.

  • Абстрактное искусство или абстракционизм — направление в живописи, последователи которого изображают реальный мир как сочетание отвлеченных форм или цветовых пятен. Работая с первичными элементами живописного языка, художники обращаются к общим и фундаментальным композиционным принципам. Через геометрию и отвлеченные формы они пытаются показать предметы не такими, какими они существуют в природе, а такими, какие они за гранью возможностей человеческого зрения.
  • Экспрессионизм — доминирующее течение в западном изобразительном искусстве, творческий метод которого заключается в выражении эмоций автора через хаотические, неподчиненные логике формы. Его последователи полностью отказываются от объектов реального мира, полагаясь на бессознательное творчество.
  • Фовизм — движение в истории искусств, возникшее в начале двадцатого столетия. Фовисты отказались от привычного трехмерного изображения мира и стали воссоздавать новое художественное пространство, используя плоскость как основу композиции, четкий абрис и интенсивные локальные цветовые пятна. Некоторые приемы последователи заимствовали из средневековых витражей, отказавшись таким образом от светотеневой моделировки.
  • Кубизм — течение в западноевропейском искусстве, появившееся в начале двадцатого века. Для него характерны выявление геометрической основы изображаемых предметов, множественность точек зрения, использование ограниченной палитры, плоскостная декоративная живопись, а также формирование в картине так называемого четвертого измерения — времени.
  • Орфизм — это направление абстракционизма, последователи которого отказались от нарративности, предметности, формы как таковой, строя произведения станковой живописи исключительно по принципу цвето-тонового контраста.
  • Футуризм — художественное движение начала двадцатого столетия, противоречивое явление, носящее оттенок антиэстетизма. Футуристическая живопись строится на разрыве прогрессивного будущего с культурным наследием прошлого, а также на провозглашении принципиально новых приемов изобразительности. Главные художественные принципы — скорость и движение. Их футуристы воплощали в так называемых «энергических композициях», используя «принцип симультанности».
  • Кубофутуризм — авангардное направление в искусстве ХХ века, объединившее в себе принципы французской живописи кубизма и итальянского футуризма. Художники в рамках этого течения использовали подчеркнуто геометрические условные формы и культивировали будущее с его техническим прогрессом. Кубуфутуризм — вид декоративной живописи, поэтому коллаж и аппликация, работа со шрифтовыми композициями и различными текстурами, слияние или смещение различных точек зрения, множественность пересекающихся плоскостей стали отличительными чертами его произведений.
  • Супрематизм — это направление в искусстве авангарда, характеризующееся комбинациями разноцветных плоскостей простейших геометрических форм: квадратов, кругов и прямоугольников как основ мироздания. Супрематизм, открытый Казимиром Малевичем, — разновидность геометрического абстракционизма.
  • Примитивизм — стиль в современном искусстве, в рамках которого художники сознательно упрощают художественные формы, ориентируясь на выразительные средства наивного искусства и имитируя детский рисунок, лубок или первобытное искусство. Основные черты примитивизма — это отсутствие линейной перспективы, одинаково тщательная проработка фона и переднего плана, использование ярких локальных цветов, отсутствие светотеневой моделировки и анатомически правильных пропорций людей и животных.
  • Сюрреализм — направление живописи, характеризующееся слиянием на полотнах сна и реальности. Последователи нередко создавали работы в измененном состоянии сознания, так как направление сложилось под большим влиянием теории психоанализа Фрейда. Такой метод получил название «сюрреалистический автоматизм». Сюрреалисты использовали в своих картинах символы, фантасмагорические образы, абсурдное и противоречивое сочетание форм.
  • Дадаизм — авангардное движение, возникшее на фоне ужасов войны и распространения нигилистических идей. Главными причинами всех вооруженных конфликтов последователи считали рационализм, поэтому их фундаментальными ценностями стали цинизм и антиэстетизм. Художники работали с коллажами, а также изобрели ряд новаторских техник, в том числе редимейд — использование уже существующих предметов и наделение их новыми смыслами. Для дадаизма характерно отсутствие логики и контроля над процессом создания произведения искусства.
  • Космизм — течение в изобразительном искусстве, зародившееся в начале XX века под влиянием философско-мистических идей. Художники этого стиля воплощали в картинах свои представления о Вселенной и размышляли о современных научных открытиях.
  • Линиизм — течение в беспредметном искусстве авангарда. Термин ввел Александр Родченко, объявив линию как элемент конструкции и как самостоятельную форму живописи. Для композиций в рамках линиизма характерно множественность линий и их пересечений.
  • Лучизм — это авангардное направление живописи, создателем которого был Михаил Ларионов. Его идеи основаны на зрительном эффекте светопередачи, с помощью которого в художественном пространстве можно создавать особый спектр лучей, отраженных от различных предметов. Лучи на полотне передаются с помощью цветных линий и, согласно теории, являются фундаментальным явлением оптики.
  • Ориентализм — это важная часть программы авангардных авторов. Влияние восточного искусства в основном отразилось на манифестах и привлекало худож­ников сюжетами и темами. Под воздействием эстетики ориентализма формировалась психологическая теория восприятия цвета и технология светомузыкального искусства.

«Влюбленные». Рене Магритт. © arthive.com

Постмодернизм как феномен современной культуры.

Постмодернизм — широкое течение в культуре второй половины ХХ — начала ХХI века, преимущественно в странах Европы и Северной Америки. В отличие от модернизма, для которого характерно стремление к новизне, постмодернизм обращается к культурному наследию прошлого как к объекту иронического цитирования или ситуационного переосмысления.

  • Китч — это явление массового искусства, клишированные произведения серийного производства, воспроизводящие общеизвестные и популярные эстетические объекты.
  • Концептуальное искусство — направление искусства, сформировавшееся в Америке и Европе. В своих художественных произведениях авторы ставят идею превыше всего, концепция становится важнее формы. Объектами такого искусства могут быть текстуальные композиции, схемы, графики, фотография, аудио- и видео-арт, различные явление и процессы, поскольку концептуальное искусство представляет из себя чистый художественный акт самовыражения.

«Картина и зрители». Э.В. Булатов. © mydecor.ru

Освоить навыки для создания живописных работ можно на годовом курсе «Современная живопись».


Фоновое изображение: Jackson Pollock’s 20-foot-wide 'Mural', 1943 © The New York Times