10 форм самого странного и необычного современного искусства

Узнаем о нетрадиционных подходах современных художников к самовыражению и созданию произведений искусства
10 форм самого странного и необычного современного искусства
Узнаем о нетрадиционных подходах современных художников к самовыражению и созданию произведений искусства
Техника создания художественных произведений постоянно эволюционирует и приобретает новые выразительные формы. Реалистическое направление искусства живописи в двадцатом веке перестало быть актуальным и неожиданно сменилось современным искусством, в рамках которого молодые художники смело демонстрируют нетрадиционный взгляд на мир. Они прибегают к самым необычным видам творчества, чтобы сделать собственное уникальное высказывание.

1. Инсталляция (англ. installation)

Инсталляция – одна из форм современного искусства, обладающая объемно-пространственной композицией. Представляет из себя специфическую скульптуру, как правило, создаваемую художником из необычных материалов:

● Промышленные и бытовые предметы,
● Объекты природного происхождения,
● Текстовая и визуальная информация.

Основоположником этого вида искусства считается Марсель Дюшан, а современным представителем этого нестандартного искусства в XXI веке можно по праву назвать Дэмьена Херста. Английский художник-постмодернист известен исследованиями на тему смерти, философскими поисками смысла жизни, которые непосредственно отражены в его неординарных произведениях искусства. В работе он прибегал к использованию формалина и трупов животных. Самая популярная его инсталляция, ставшая символом брит-арта, называется «Физическая невозможность смерти в сознании живущего». Для создания объекта Дэмьен Херст поместил мертвую акулу в аквариум с жидкостью для консервации биологических материалов. Так он попытался осмыслить конечность бытия и отсрочить физическую смерть.

Дэмиен Херст, «Королевство», 2008. Photo: Science UK Limited

2. Сайнс-арт (англ. science art)

Сайнс-арт – это новое направление в искусстве, сформировавшееся на стыке с наукой. Его представители воплощают в жизнь художественные образы при помощи современных технологий и химических материалов. Сайнс-арт — экспериментальное поле для художников, познающих настоящее и будущее, он дает возможность культурным деятелям воплощать необычные идеи в мире искусства. Создавая проекты в контексте этого направления, они могут работать вместе с учеными и выдвигать актуальные научные гипотезы.

Одним из самых необычных примеров в этой области является произведение Сунь Юаня и Пэн Ю под названием Can't Help Myself («Не могу помочь себе»). Два современных китайских художника используют в своем проекте робот с лопатой в основании. По задумке, механизм тщетно пытается сгрести с пола темно-красную жидкость, напоминающую кровь. Так они создали абстрактный портрет взаимоотношений человека с технологиями.

Сунь Юаня и Пэн Ю, «Не могу помочь себе», 2016. © mrbrianmorris

3. Хеппенинг (англ. happening)

Хеппенинг – это необычная форма современного искусства, основанная на событиях, происходящих при участии художника, но не контролируемых им. Хеппенинг является импровизированным действием, не имеющим прописанного сценария. То есть фабула, свойственная перформансу, здесь разрушается ради случайности как самостоятельной единицы. Основная цель этого вида искусства — трансгрессия между художником и зрителем.

Один из самых интересных и опасных хеппенингов под названием «Ритм 0» был проведен Мариной Абрамович в 1974 году. Художница поместила на стол 72 предмета, среди которых были колюще-режущие оружия, а также пистолет с патроном. Все их можно было свободно использовать по отношению к ней — Абрамович превратила свое тело в объект для социального эксперимента и спустя шесть часов оказалась наполовину голая, с кровоточащими ранами и едва не убитая публикой.

Youtube/Marina Abramovic Institute

4. Боди-арт (англ. body art)

Боди-арт — форма авангардного искусства, в рамках которой главным художественным объектом становится человеческое тело. Помимо стандартного способа нанесения красящего пигмента на кожу, представители этого вида искусства прибегают к необычным и болезненным манипуляциям: поджигают волосы, покрывают тело гипсом и даже его шрамируют.

Одну из самых интересных и неординарных практик современного боди-арта осуществил французский художник Томас Майландер. Для своего фотопроекта в виде печатного издания в твёрдом переплете «Иллюстрированные люди» он применил ультрафиолетовую лампу. С ее помощью он спроецировал старые архивные негативы на кожу моделей. Изображения появлялись на считанные минуты, исчезая потом под воздействием дневного света. Именно в этом почти неуловимом мгновении художник видел своеобразную боди-арт иллюзию. Так этот вид искусства приспособился к наиболее необычным способам воплощения идей.

Томас Майландер, «Иллюстрированные люди», 2015. © designboom

5. Ленд-арт (англ. land art)

Ленд-арт — направление искусства, в котором создаваемое крупномасштабное произведение интегрируется в природный ландшафт. Оно возникло в середине 60-х годов XX века в Америке как протест против галерей, воспринимавшихся в качестве символа массовости и индустриализации.

На международной художественной выставке в Аль-Уле в рамках второй биеннале современный американский художник Джим Деневан выставил свою монументальную работу. Она была сконструирована из песка и имела центрическую композицию: так автор выразил свое видение того, как человек воспринимает пустынные пространства. Это один из примеров концептуального и необычного искусства ленд-арта XXI века.

Джим Деневан, Angle of Repose, Desert X AlUla 2022. © globenewswire

6. Анаморфоз (греч. anamorphosis)

Анаморфоз — техника создания произведений искусства, для которой характерно использование искаженной перспективы. Считается так называемой художественной оптической иллюзией, где итоговый вариант работы можно расшифровать лишь под определенным углом зрения.

Несмотря на то, что этот вид искусства появился еще в эпоху Ренессанса, он популярен и у современных авторов. Широкое распространение в XXI веке получила анаморфная типографика. Один из ярких примеров — творчество Томаса Куинна. Для своего проекта дизайнер составил из разрозненных букв, нанесенных на стены, фразу Face reality as it is («Встречайте реальной такой, какая она есть»). Исходный и целостный вариант текста возможно прочесть только с определенного ракурса. Так искусство анаморфоза адаптировалось к современным формам воплощения.

Томас Куинн, “face reality as it is”, 2012. © simplyadtype

7. Обратное граффити (англ. reverse graffity)

Обратное или реверсивное граффити — новая техника художественного творчества в стрит-арте, в рамках которой уличные художники создают шедевры буквально из грязи. Такие удивительные рисунки авторы воплощают в жизнь на пыльных окнах, стенах и неочищенных поверхностях. В труднодоступных местах художники используют мойку высокого давления.

Обратное граффити отличается от традиционной формы уличного искусства следующими специфическими чертами:

● Создаётся с использованием безвредных или биоразлагаемых материалов,
● Считается легальной деятельностью во многих странах, поскольку не наносит вреда имуществу.

Одна из самых известных работ в этом стиле рисования принадлежит авторству Moose. Это изображение в тоннеле Broadway в Сан-Франциско. На одной из стен с помощью моющих средств и трафаретов художник создал калифорнийский пейзаж. Так одна из форм граффити приобретает необычные и концептуальные смыслы.

Moose, Обратное граффити, 1999. © codigonuevo

8. Кинетизм (греч. kinetikos)

Кинетизм — необычный вид современного искусства, в рамках которого художники создают динамическую композицию художественного произведения. Он зародился в 20-х годах ХХ века: тогда его представители впервые попытались преодолеть скульптурную статику и оживить неподвижные объекты. Если раньше движение достигалось лишь с помощью визуальных эффектов, то кинеты начали обращаться в искусстве к совершенно несвойственным и непривычным художественному творчеству материалам: моторам, рычагам, шестеренкам и шнурам.

Одним из самых знаменитых примеров этого вида искусства считается проект Вячеслава Колейчука под названием «Стоящая нить». Это произведение советского искусства создано по системе противовесов, которая помогает закрепленной только с одной стороны струне держаться в вертикальном положении и не падать. Всю свою творческую карьеру художник создавал скульптуры в рамках кинетического искусства.

Вячеслав Колейчук, «Стоящая нить», 1976–2000. © arterritory

9. Оп-арт (англ. optical art)

Оп-арт — течение в современном изобразительном искусстве, на формирование которого повлияла кибернетика. Художники рисуют визуальные композиции, в которых создается иллюзия движения неподвижного художественного объекта путем психофизиологического воздействия на зрителя. Создание иллюзии движущегося пространства, где плоскостное восприятие мира нарушается — главная задача оп-арта.

Основной фигурой этого направления является Виктор Вазарели — графический дизайнер XX века. Его необычное творчество стало прототипом всей компьютерной 3D графики. Создание картины под названием Vega III основано на оптических иллюзиях и экспериментах с геометрическими фигурами.

Виктор Вазарели, Vega III, 1957–1959. © guggenheim

10. Светографика (англ. light graphic)

Светографика – один из видов современного искусства в области фотографии, в котором художники создают изображения на длинной выдержке при помощи света. Изначально оно называлось «рисованием в пространстве».

Широкую популярность светографика получила в XXI веке с распространением фотоаппаратов, но зародилась она еще в 1949 году, когда в мастерскую к Пабло Пикассо приехал фотограф Гийон Мили. В темной комнате, используя две камеры на большой выдержке, он сделал около 30 фотографий художника, рисующего абстрактные изображения в пространстве с помощью света. Из них получилась серия работ под названием «Световые рисунки Пикассо», которая позднее была продемонстрирована публике на выставке в Нью-Йорке.

Гьон Мили, «Световые рисунки Пикассо», 1949. © ipicasso


Автор статьи: Веста Коврижных

Фоновое изображение: Installation by Jim Denevan, Single Line Spiral, Tunitas Creek Beach, CA (2011). Photo: Peter Hinson. Courtesy Jim Denevan. © theartnewspaper

Выбрать обучение для художников
Выбрать обучение для художников