10 самых известных кураторов

В этой статье вспомним десять имен самых известных деятелей, чей вклад в развитие искусства ХХ-ХХI веков и его демонстрации незаменим и уникален
10 самых известных кураторов
В этой статье вспомним десять имен самых известных деятелей, чей вклад в развитие искусства ХХ-ХХI веков и его демонстрации незаменим и уникален.
Куратор в мире современного искусства — это важный посредник между художником и зрителем. Такой специалист играет ключевую роль в формировании культурного ландшафта. Он не просто отбирает работы для выставочных проектов, — он создает целостные художественные нарративы, формирует новые смыслы и контексты. Кураторская практика — это своеобразная форма социального активизма. В этой статье вспомним десять имен самых известных деятелей, чей вклад в развитие искусства ХХ-ХХI веков и его демонстрации незаменим и уникален.

1. Ханс Ульрих Обрист

© hsedesign.ru

Ханс Ульрих Обрист — куратор, художественный критик, содиректор лондонской галереи Serpentine. В 1996 году был сокуратором биеннале современного искусства Manifesta 1, работал куратором Музея современного искусства Парижа. В 2009 году журнал ArtReview назвал Обриста самым влиятельным человеком в мире искусства.

Ханс Ульрих Обрист — автор множества публикаций и книг, включая «Краткую историю кураторства», где собраны одиннадцать интервью с ведущими деятелями европейской и американской культуры. Это часть многолетнего проекта The Interview Project, в рамках которого опубликованы более 70 бесед Обриста, в частности, с Понтюсом Хюльтеном, Харальдом Зееманом, Захой Хадид, Уолтером Хоппсом, Люси Липпард, Анной д’Арнонкур, Яном Леерингом, Йоко Оно, Ремом Колхаасом и Джоном Бальдессари. С помощью этой серии интервью Обрист сформировал новый взгляд на историю современного искусства. Коммуникация стала важной частью его кураторского метода: «Практически все, мною сделанное, родилось в беседах с кем-то».

Обрист считает, что куратор не должен узурпировать произведения, сковывать смыслы или навязывать собственное видение. По его мнению, главная задача профессионала — создавать связи между объектами так, чтобы они существовали в одном пространстве, при этом не только не утрачивая собственной уникальности, но и приумножая ее за счет этого взаимодействия.

«Кураторство сейчас становится совсем другой профессией — ведь и само понятие „искусство“ сейчас значительно шире, чем раньше. Йозеф Бойс когда-то предлагал переосмыслить термин „художник“ — я предлагаю сделать то же самое с фигурой куратора. Когда он превращается в селекционера, указывающего, что является искусством, а что нет, что верно, а что неверно, это очень опасно. Куратор должен следовать за искусством, а не наоборот; открытия совершают художники, а не кураторы. И у кураторства — в отличие от искусства — есть утилитарная функция: оно должно быть полезным. На наших глазах кураторство выходит из галерей, преодолевает пределы куба с белыми стенами», — говорит Обрист.

2. Иосиф Бакштейн

© bksq.art

Иосиф Бакштейн — искусствовед, куратор, художественный критик, автор публикаций об искусстве советского и постсоветского пространства. Он сделал сотни выставок не только на территории России, но и по всему миру: в частности, в нью-йоркском MoMA, на Венецианской биеннале, на европейской биеннале Manifesta, в парижском Palais de Tokyo, в лондонском Calvert 22. За рубежом Бакштейн показывал отечественное искусство, а в Россию привозил выставки знаковых современных западных художников и кураторов. Благодаря нему у нас узнали таких кураторов, как Жан-Юбер Мартен, Ханс Ульрих Обрист, Барт де Бар, Дефне Айас, Николаус Шафхаузен. Он стал связующим звеном на международной арт-сцене.

Иосифа Бакштейна называют «начальником интеграции в международную художественную среду». Авангардная выставка в Бутырской тюрьме, первая выставка нонконформистов в Западном Берлине и Московская биеннале современного искусства, изначально задуманная вместе с Виктором Мизиано, — лишь небольшая часть его кураторской практики. Помимо прочего, Бакштейн — основатель и директор Института проблем современного искусства, а также идейный вдохновитель и организатор Московской биеннале современного искусства.

Бакштейн доказал, что профессиональный куратор может превратить любое пространство в выставочное, может музеефицировать любую площадку. Так, в 1988 году роль галереи современного искусства взяло на себя здание Сандуновских бань, в 1992 году — Бутырская тюрьма, а в 2007 — верхние этажи строящейся башни «Федерация». По его мнению, функция куратора — интерпретировать: «Современное искусство требует комментариев, оно элитарно, непонятно, его надо объяснять, поэтому Философ и Художник — каноническая пара эпохи модернизма. Существовала необходимость интеллектуала, спарринг-партнера, который дополняет художника».

3. Харальд Зееман

© artandyou.ru

Харальд Зееман — фигура выдающаяся, считается, что именно он придумал и реализовал концепцию независимого куратора. Он доказал, что куратор — это тоже самостоятельный автор, поле интересов которого — создавать с помощью художников и их объектов собственные высказывания, которое представляет нечто более весомое, чем просто сумма самих экспонатов.

Специфику кураторской практики Зеемана можно описать как структурированный хаос. Именно он стал представлять выставочное пространство как автономное «тотальное произведение». В его понимании, экспозиция — это особенный художественный мир, где объекты вовлечены в новые, непривычные взаимоотношения и взаимосвязи. Сам Харальд Зееман охарактеризовал свою деятельность такими словами: «Создавая выставку, я принимаю во внимание распространение и значение информации и преобразую их. Это основа моей работы».

4. Люси Липпард

© whitney.org

Люси Липпард — американская писательница, журналистка, арт-критик, активистка и куратор. Она опубликовала более двадцати книг, написала множество эссе и статей, ее деятельность повлияла на развитие концептуального искусства в Нью-Йорке в 1960-х и 1970-х годах. Помимо прочего, она участвовала в движении феминистского искусства, увлечение которым возникло в связи с его очевидным пересечением с политикой и социальной практикой.

В рамках своей кураторской деятельности Липпард изучает феномен «дематериализации арт-объекта»: «Концептуальное искусство для меня означает работу, в которой идея имеет первостепенное значение, а материальная форма вторична, легка, эфемерна, дешева, проста или дематериализована». Этот вопрос стал для нее актуальным во многом благодаря распространению в художественной среде новых медиа, то есть фотографии, видео, аудио и прочего. Она связывает новые технологии со своеобразной демократизацией современного искусства, то есть с его свободой перемещения и доступностью.

Произведения на выставках Люси Липпард создавались без участия художников, то есть лишь оставляли инструкции для их производства. Таким образом родился особый метод работы, заключающийся в создании компактных, «чемоданных», передвижных выставок.

5. Сет Сигелауб

© garageccc.wordpress.com

Сет Сигелауб — американский арт-дилер, писатель, исследователь и независимый куратор современного искусства, получил известность благодаря ​​своим усилиям по продвижению концептуализма в Нью-Йорке в 60−70-х годах ХХ века.

Ему принадлежала идея экспонирования в формате выставочного каталога, которая предполагает одновременно меньшие затраты и больший охват аудитории. Сигелауб считал, что «сила — это умение делать свое дело с помощью оперативной глобальной коммуникации». Он предложил художникам самим использовать репродукцию как самостоятельный инструмент, как новый художественный медиум. Это сделало концепцию копии и оригинала лишенной смысла как такового.

Так Сигелауб усовершенствовал связи между художником и зрителем, что вывело критику аутентичности произведения искусства на новый, эстетический уровень. А демократизация и деперсонификация творческого процесса в рамках его кураторской практики привели к тому, что понятие авторства было в принципе переосмыслено.

6. Франческо Бонами

© artguide.com

Франческо Бонами — итальянский арт-критик, один из самых авторитетных кураторов в мире современного искусства. Был куратором 50-й Венецианской биеннале, Европейской биеннале современного искусства Manifesta 3 в Любляне, а сейчас он художественный руководитель центра Fondazione Sandretto Re Rebaudengo в Турине.

В своей кураторской практике Бонами чаще всего фокусируется на новых или малоизвестных художниках. Так, например, именно после организованной им экспозиции Маурицио Каттелан, Пол Маккарти и Габриэль Ороско стали ведущими фигурами на международной арт-сцене. Он часто работает с национальным искусством, а также определяет роль куратора как «визуального антрополога», то есть того, кто охватывает широкий географический масштаб и разнообразие культур.

7. Петер Вайбель

© garagemca.org

Петер Вайбель — австрийский художник, куратор и теоретик современного медиаискусства, один из главных действующих лиц Венского акционизма.

Художественная практика Вайбеля связана с технологичным искусством, с перформансом, видео, независимым кино, концептуальным искусством, а также с междисциплинарными форматами, включающими текст и музыку. Он утверждает, что современное искусство высокотехнологично, что оно рождается в лабораториях, что актуально то искусство, которое на языке настоящего исследует проблемы настоящего.

О роли куратора Вайбель высказывается как о медиаторе, о посреднике между художником и публикой, между произведением и зрителем: «Ибо повседневность постоянно ограничивает способность зрителя видеть, а кураторская концепция позволяет ему очистить и ум, и глаз. Я говорю в своем кураторском девизе: „Пожалуйста, позвольте мне показать вам то, что я вижу“».

8. Виктор Мизиано

© artuzel.com

Виктор Мизиано — известный российский куратор, историк искусства, художественный критик, издатель. Главный куратор выставочных проектов на Венецианской биеннале, первого павильона Центральной Азии в 2005 году. Сооснователь и главный редактор международного издания о теории и практике кураторства Manifesta Journal.

Мизиано считает, что выставка — это событие, единый организм, в котором каждое произведение взаимосвязано. Для него контекст имеет первостепенную роль, потому что влияет на восприятие искусства как такового. Фигура куратора же выполняет роль медиатора или модератора. Его миссия — посредническая, при этом она не ограничивается лишь согласованием устремлений художников внутри выставочного проекта. Независимый куратор, по словам Мизиано, находится между художниками-участниками и принимающей проект институцией, вместе с тем все три инстанции должны быть заинтересованы в успехе проекта, что предполагает их взаимное стремление к пониманию и солидарности.

9. Жан-Юбер Мартен

© hsedesign.ru

Жан-Юбер Мартен — французский историк искусства и независимый куратор, бывший директор Центра Помпиду в Париже.

С конца 80-х он играет значительную роль на международной арт-сцене. Фокус его кураторской практики — это искусство стран третьего мира: Африки, Океании, Востока, то есть всего, что находится на периферии в мире современного искусства. В своих выставочных проектах Мартен дает голоса «немым культурам», делает локальное искусство глобальным. Он утверждает, что его деятельность — это возможность извлекать и распространять то, что кажется утраченным: «В равной степени правомерно рассматривать историю искусства с точки зрения ее постоянства — не как непрерывное линейное развитие, а как возрождение утраченных традиций, знаков и символов, принадлежащих истории человечества, а не обязательно истории искусства».

10. Александр Дорнер

© flickr.com

Александр Дорнер — немецкий куратор, бывший директор музея Ганновера. В рамках своей деятельности он предоставил художникам свободу самим взаимодействовать с выставочным пространством, разработал новый метод экспонирования авангардного искусства в академических институциях. Он считал, что музеи должны быть гибкими и пластичными.

Александр Дорнер утверждал, что эпоха традиционных и классических выставок ушла, потому что в мире современного искусства нет прежнего порядка и стабильности, напротив, есть разнообразие и обилие выбора. В связи с этим в контексте актуального искусства более привлекательными становятся те проекты, которые предлагают искушенному зрителю новые, экспериментальные, ранее не встречавшиеся объекты.
Начать свой путь в современном искусстве как куратор можно благодаря годовому обучению «Практики кураторства» под руководством Полины Могилиной — ведущего куратора галереи «Триумф». Курс поможет освоить навыки, необходимые для организации выставок: от традиционной экспозиции до мероприятий социальной направленности.


Фоновое изображение: выставка выпускников Московской школы современного искусства «Соединение прервано. Восстановить» в галерее Ruarts