To main content
10 вопросов о современном искусстве: как стать художником в 2025 году
Интервью с художником и директором MSCA Михаилом Левиным
Осенью в MSCA стартует обучение по направлению «Современное искусство» — самая первая программа школы, которая проводится с 2016 года. Пообщались с куратором курса Михаилом Левиным и задали 10 наивных вопросов о карьере в искусстве — Михаил рассказал, какие навыки нужны начинающим художникам и с какими сложностями им придётся столкнуться в начале пути.
Михаил Левин
Художник, директор MSCA, куратор курса «Современное искусство»

— Что нужно знать и уметь, чтобы по праву называть себя современным художником?
Стоит иметь насмотренность, базовые знания истории изобразительного искусства и понимание специфики искусства современного. Кроме того, современному художнику необходимо знать, как устроена профессиональная среда, кто за что отвечает, какие есть институции, галереи и фонды.

По мере получения знаний и опыта авторы формируют свой художественный язык, позицию и проблематику — пожалуй, это и есть необходимые условия, чтобы считать себя настоящим современным художником.

— Нужно ли современному художнику владеть ремеслом? Уметь писать картины или создавать скульптуры?
Тут всё индивидуально. Современные художники работают в совершенно разных формах и используют самые разные средства выражения идей. Можно работать с живописью или скульптурой. А можно с видеоартом, перформансом или инсталляциями. Поэтому мы не можем ставить ограничения и однозначно утверждать, что современному художнику необходимы навыки, например, традиционной живописи.

— Может ли современный художник быть самоучкой?
Безусловно. Но не имея образования, сложно валидировать накопленные знания и получаемую информацию, понимать, насколько она действительно актуальна. Все-таки процесс становления художника в любом случае включает много этапов — необходимо постепенно осваивать и узнавать новое, пробовать и экспериментировать.
Работа в рамках «Содержимое не вскрывать» — проекта выпускников курса «Современное искусство» и МГАХИ им. В.И. Сурикова в галереях U Contemporary и «Соль»
Самостоятельно находить единомышленников, профессиональное коммьюнити, а также доступ к ресурсам и мастерским сложнее, чем в школе или другой институции. Это требует куда больших трудозатрат и организованности, усидчивости. Образование помогает сделать знакомство с искусством структурированнее, а путь до первых серьезных проектов — быстрее и осмысленнее.

— Как начинающему художнику найти свое направление и темы, которые ему интересны? Как бы вы рекомендовали подходить к поиску себя в этой профессии?
Я бы советовал искать свой медиум через эксперименты. Например, попробовать поработать с одним и тем же высказыванием, но используя как графику, так и живопись или коллаж, скульптуру или инсталляцию, диджитал- или перформативные практики. И так анализировать, какая техника приносит лучшие результаты и вызывает личный отклик.

Если говорить о темах, то художнику помогут анализ, рефлексия и постоянное осмысление, что его волнует, о чем хочется рассуждать и какие вопросы задавать. Это постоянный процесс «нащупывания» себя, своего места, пути и идентичности.

— Вы ведете офлайн-курс, но в MSCA есть и онлайн-курсы. Современному искусству можно учиться дистанционно? Или для чего-то все же необходимо физическое присутствие?
Офлайн позволяет более глубоко интегрироваться в среду единомышленников, смотреть на то, как они создают работы, создавать коллективное искусство, вместе ходить на выставки. Также живое присутствие помогает в полной мере оценить некоторые художественные высказывания, дает больше возможности что-то заметить и почувствовать. Кроме того, офлайн-курсы в MSCA открывают доступ к мастерским (от керамической — до печатной графики), что важно для практики.
Работа в фотолаборатории MSCA в Центре дизайна Artplay
При этом у онлайн-обучения тоже есть плюсы. Строить диалог и даже преподавать многие практико-ориентированные подходы можно дистанционно. Вам не обязательно физически находиться в одном месте с единомышленниками и вы можете даже выигрывать от обмена культурным опытом с людьми из совершенно других регионов или стран.

— В чём основная сложность обучения современному искусству?
Главные сложности для начинающих художников — это необходимость ставить перед собой непростые вопросы, искать на них ответы, преодолевать границы и выходить из зоны комфорта. Это не всегда положительный и часто болезненный опыт. Но это помогает формировать в себе стержень, чтобы быть уверенным или уверенной, что ты занимаешься тем, чем просто не можешь не заниматься.
Установка работ для открытого просмотра
Если смотреть на сложности со стороны институции, то одна из самых трудоемких вещей в нашей работе — это постоянное продуктивное взаимодействие с профессиональным сообществом. Находить проекты, выставки, стажировки, портфолио-ревю, конференции и форумы — это обязательная часть нашей работы, которая необходима, чтобы опыт студента был максимально приближен к реальной деятельности в сфере современного искусства.

— Первый набор курса прошел в 2016 году. Как за это время изменилось искусство?
Искусство меняется, как и время, в котором оно существует. Зарождаются новые процессы, появляются технологии. Например, в 2016 году нейросети и искусственный интеллект находились в зачаточном состоянии. Точнее сказать, может уже и нет, но с искусством они почти не соприкасались. Сейчас этого гораздо больше.

Кроме того, меняется контекст: что-то в окружающем мире уходит на второй план, что-то становится более актуальным, и это так или иначе отражается на темах, с которыми работают художники, в том числе и на наших курсах.

— Насколько международные контексты важны для российских современных художников? И как изменилось российское современное искусство в условиях частичного выключения из международного поля с 2022 года? Что эти изменения значат для художников?
С одной стороны, частичная изолированность влияет на то, чьи работы мы можем у нас видеть, да и посещать ключевые события в сфере современного искусства стало дороже и сложнее. Некоторая оторванность от мирового арт-сообщества, конечно, ощущается.

С другой стороны, турбулентное время с ограничениями и неопределенностью вполне может задать импульс для чего-то нового — зарождения художественных объединений, инициатив и так далее. Время ставит перед нами вызовы и стимулирует давать какой-то ответ на эти вызовы. Поэтому если это и время возможностей, то возможности создаются самими акторами.
Elephant in the Louvre — онлайн-галерея, где можно приобрести искусство. Создательницы — Рузанна Оганесян, Ирина Глазкова и Юлиана Инжеватова, студентки программы «Международные стратегии в арт-бизнесе»
Любопытный факт: мы видим тенденцию увеличения коллекционерского спроса — появляется больше ярмарок и онлайн-платформ, которые занимаются продажами современного искусства. Та же Cosmoscow демонстрирует стремительную динамику посещаемости от года к году. То есть людей, которым интересно смотреть и покупать искусство, становится больше.

— Как курс «Современное искусство» помогает начинающим художникам? К какому результату их приводит обучение?
Во-первых, курс дает некую базу, основы понимания, кто такой современный художник, чем он может заниматься, как ему развиваться и какой инструментарий необходимо освоить.

Во-вторых, курс помогает определить свою позицию и начальный спектр подходов, тем и проблем, практических и технологических процессов, которые близки конкретному человеку.

То есть обучение приводит начинающих художников в некую стартовую точку — позицию, в которой у человека уже точно есть понимание, кто он такой и зачем всем этим занимается.

— К чему стоит приготовиться тем, кто решил стать современным художником?
Будьте готовы, что успех и востребованность совсем необязательно придут к вам сразу или даже спустя несколько лет. Главное — не опускать руки, не отчаиваться, быть усердными, трудолюбивыми, открытыми и верить в то, что делаете.

И опять же, повторюсь, заниматься искусством всерьез стоит, если только вы понимаете, что не можете им не заниматься. И если точно знаете, что внутри вас есть сильная потребность высказываться, размышлять и задавать вопросы именно средствами современного искусства.