Тет-а-тет
Беседа с дизайнером Ромой Уваровым
25 марта
10 вопросов о современном искусстве: как стать художником в 2025 году
Интервью с художником и директором MSCA Михаилом Левиным

10 вопросов о современном искусстве: как стать художником в 2025 году

Интервью с художником и директором MSCA Михаилом Левиным
Осенью в MSCA стартует обучение по направлению «Современное искусство» — самая первая программа школы, которая проводится с 2016 года. Пообщались с куратором курса Михаилом Левиным и задали 10 наивных вопросов о карьере в искусстве — Михаил рассказал, какие навыки нужны начинающим художникам и с какими сложностями им придётся столкнуться в начале пути.
Михаил Левин
Художник, директор MSCA, куратор курса «Современное искусство»

— Что нужно знать и уметь, чтобы по праву называть себя современным художником?
Стоит иметь насмотренность, базовые знания истории изобразительного искусства и понимание специфики искусства современного. Кроме того, современному художнику необходимо знать, как устроена профессиональная среда, кто за что отвечает, какие есть институции, галереи и фонды.

По мере получения знаний и опыта авторы формируют свой художественный язык, позицию и проблематику — пожалуй, это и есть необходимые условия, чтобы считать себя настоящим современным художником.

— Нужно ли современному художнику владеть ремеслом? Уметь писать картины или создавать скульптуры?
Тут всё индивидуально. Современные художники работают в совершенно разных формах и используют самые разные средства выражения идей. Можно работать с живописью или скульптурой. А можно с видеоартом, перформансом или инсталляциями. Поэтому мы не можем ставить ограничения и однозначно утверждать, что современному художнику необходимы навыки, например, традиционной живописи.

— Может ли современный художник быть самоучкой?
Безусловно. Но не имея образования, сложно валидировать накопленные знания и получаемую информацию, понимать, насколько она действительно актуальна. Все-таки процесс становления художника в любом случае включает много этапов — необходимо постепенно осваивать и узнавать новое, пробовать и экспериментировать.
Самостоятельно находить единомышленников, профессиональное коммьюнити, а также доступ к ресурсам и мастерским сложнее, чем в школе или другой институции. Это требует куда больших трудозатрат и организованности, усидчивости. Образование помогает сделать знакомство с искусством структурированнее, а путь до первых серьезных проектов — быстрее и осмысленнее.

— Как начинающему художнику найти свое направление и темы, которые ему интересны? Как бы вы рекомендовали подходить к поиску себя в этой профессии?
Я бы советовал искать свой медиум через эксперименты. Например, попробовать поработать с одним и тем же высказыванием, но используя как графику, так и живопись или коллаж, скульптуру или инсталляцию, диджитал- или перформативные практики. И так анализировать, какая техника приносит лучшие результаты и вызывает личный отклик.

Если говорить о темах, то художнику помогут анализ, рефлексия и постоянное осмысление, что его волнует, о чем хочется рассуждать и какие вопросы задавать. Это постоянный процесс «нащупывания» себя, своего места, пути и идентичности.

— Вы ведете офлайн-курс, но в MSCA есть и онлайн-курсы. Современному искусству можно учиться дистанционно? Или для чего-то все же необходимо физическое присутствие?
Офлайн позволяет более глубоко интегрироваться в среду единомышленников, смотреть на то, как они создают работы, создавать коллективное искусство, вместе ходить на выставки. Также живое присутствие помогает в полной мере оценить некоторые художественные высказывания, дает больше возможности что-то заметить и почувствовать. Кроме того, офлайн-курсы в MSCA открывают доступ к мастерским (от керамической — до печатной графики), что важно для практики.
При этом у онлайн-обучения тоже есть плюсы. Строить диалог и даже преподавать многие практико-ориентированные подходы можно дистанционно. Вам не обязательно физически находиться в одном месте с единомышленниками и вы можете даже выигрывать от обмена культурным опытом с людьми из совершенно других регионов или стран.

— В чём основная сложность обучения современному искусству?
Главные сложности для начинающих художников — это необходимость ставить перед собой непростые вопросы, искать на них ответы, преодолевать границы и выходить из зоны комфорта. Это не всегда положительный и часто болезненный опыт. Но это помогает формировать в себе стержень, чтобы быть уверенным или уверенной, что ты занимаешься тем, чем просто не можешь не заниматься.
Если смотреть на сложности со стороны институции, то одна из самых трудоемких вещей в нашей работе — это постоянное продуктивное взаимодействие с профессиональным сообществом. Находить проекты, выставки, стажировки, портфолио-ревю, конференции и форумы — это обязательная часть нашей работы, которая необходима, чтобы опыт студента был максимально приближен к реальной деятельности в сфере современного искусства.

— Первый набор курса прошел в 2016 году. Как за это время изменилось искусство?
Искусство меняется, как и время, в котором оно существует. Зарождаются новые процессы, появляются технологии. Например, в 2016 году нейросети и искусственный интеллект находились в зачаточном состоянии. Точнее сказать, может уже и нет, но с искусством они почти не соприкасались. Сейчас этого гораздо больше.

Кроме того, меняется контекст: что-то в окружающем мире уходит на второй план, что-то становится более актуальным, и это так или иначе отражается на темах, с которыми работают художники, в том числе и на наших курсах.

— Насколько международные контексты важны для российских современных художников? И как изменилось российское современное искусство в условиях частичного выключения из международного поля с 2022 года? Что эти изменения значат для художников?
С одной стороны, частичная изолированность влияет на то, чьи работы мы можем у нас видеть, да и посещать ключевые события в сфере современного искусства стало дороже и сложнее. Некоторая оторванность от мирового арт-сообщества, конечно, ощущается.

С другой стороны, турбулентное время с ограничениями и неопределенностью вполне может задать импульс для чего-то нового — зарождения художественных объединений, инициатив и так далее. Время ставит перед нами вызовы и стимулирует давать какой-то ответ на эти вызовы. Поэтому если это и время возможностей, то возможности создаются самими акторами.
Любопытный факт: мы видим тенденцию увеличения коллекционерского спроса — появляется больше ярмарок и онлайн-платформ, которые занимаются продажами современного искусства. Та же Cosmoscow демонстрирует стремительную динамику посещаемости от года к году. То есть людей, которым интересно смотреть и покупать искусство, становится больше.

— Как курс «Современное искусство» помогает начинающим художникам? К какому результату их приводит обучение?
Во-первых, курс дает некую базу, основы понимания, кто такой современный художник, чем он может заниматься, как ему развиваться и какой инструментарий необходимо освоить.

Во-вторых, курс помогает определить свою позицию и начальный спектр подходов, тем и проблем, практических и технологических процессов, которые близки конкретному человеку.

То есть обучение приводит начинающих художников в некую стартовую точку — позицию, в которой у человека уже точно есть понимание, кто он такой и зачем всем этим занимается.

— К чему стоит приготовиться тем, кто решил стать современным художником?
Будьте готовы, что успех и востребованность совсем необязательно придут к вам сразу или даже спустя несколько лет. Главное — не опускать руки, не отчаиваться, быть усердными, трудолюбивыми, открытыми и верить в то, что делаете.

И опять же, повторюсь, заниматься искусством всерьез стоит, если только вы понимаете, что не можете им не заниматься. И если точно знаете, что внутри вас есть сильная потребность высказываться, размышлять и задавать вопросы именно средствами современного искусства.