10 вопросов о графике: что это такое и как ей заниматься
Интервью с художником и независимым куратором Виктором Ждановым

10 вопросов о графике: что это такое и как ей заниматься

Интервью с художником и независимым куратором Виктором Ждановым
Совсем скоро в MSCA начнется обучение по программе «Экспериментальные графические практики». Пообщались с куратором курса, художником Виктором Ждановым и задали 10 вопросов о медиуме — Виктор рассказал, что такое графика, какими инструментами она создается, как и для выражения каких идей ее используют современные авторы.
Виктор Жданов
Художник, независимый куратор. Инициатор Микробиеннале горизонтальных инициатив, в прошлом — участник независимой музыкальной экспериментальной сцены Белгородской области. Работы Виктора хранятся в фонде ЦСИ «Винзавод» и частных коллекциях. Куратор курса «Экспериментальные графические практики» в MSCA.

— Что такое графика?
— Графика — это вид изобразительного искусства, а если говорить о конкретном произведении, то художественная техника или медиум. Графика может быть уникальной, то есть нарисованной от руки, так и тиражной, созданной при помощи печатной формы, изготовленной художником.

— Какие инструменты используют в графике?
— Традиционная графика создается, что неудивительно, инструментами графики. Карандашами, фломастерами, линерами, ручками, всевозможными перьями, тушью, чернилами, мягкими материалами, приборами для выжигания, компьютером и так далее. Можно делать графику и красками, акварелью, темперой, акрилом, гуашью и даже маслом.

— Наверняка каждый зритель искусства так или иначе сталкивался с графикой. Какие примеры самые известные?
— Наверное, самый известный пример графики это так называемый «Витрувианский человек» Леонардо да Винчи, нарисованный пером и чернилами в 1492 году. Примечательно, что именно в этот год произошло открытие Америки Колумбом, что положило начало колониальной экспансии на континент. Еще среди известных примеров — гравюры Альбрехта Дюрера, например, «Меланхолия», созданная в 1514 году.

— Где лежит граница между графикой и живописью? В чем их главные различия?
— Различия кроются, безусловно, в способах создания изображения, инструментарии, нередко формате — традиционно графика имеет более компактные размеры, но зачастую более высокую детализацию, чем живопись.

— Кажется, что некоторые инструменты графики применяются и в декоративно-прикладном искусстве. Как графика с ним соотносится?
— Я в корне не согласен с таким сопоставлением. Мало того, оно кажется мне уничижительным, так как высокие формы искусства, в том числе и графика, не утилитарны. В этом их отличие от декоративно-прикладного искусства или дизайна, цель которых — украшение предметов быта и упрощение коммуникации человека со средой.

Однако одно пересечение в голову приходит. Можно сравнить тиражную графику и метод технологии ручной набивки ткани, когда вырезанная печатная матрица, похожая на ту, что используется в ксилографии, наносит изображение на ткань.

— Как современные художники используют графику?
— Графика нередко становится основным медиумом у современных художников. Например, у спикеров курса — Ирины Петраковой и Кирилла Гатавана.

Также я мог бы отметить Илью Гришаева, который создает муралы древесным углем, Таню Пёникер, которая делает удивительно детализированные акварельные графические работы, близкие искусству советских иллюстраторов, и новосибирскую художницу Елизавету Рылову, не очень известную, но очень мастеровитую. Детализация ее работ действительно поражает.

— Для выражения каких идей графика подходит больше, чем живопись или, например, скульптура?
— Графику можно использовать повсеместно. В этом плане она удобнее и практичнее живописи и скульптуры благодаря своей масштабируемости. Графика может применяться в иллюстрациях, зинах, оформлении одежды, среды, принтах и так далее.

Что касается идеи, то графика может идти рука об руку с бессознательным. В этом плане хорошо показывает себя техника автоматического письма. Также графика помогает в создании авторских вселенных, вымышленных миров, какой-то проектной деятельности, придумывании всевозможных карт и локаций.

— Где можно посмотреть на графику? Есть ли тематические галереи?
— В Москве современной графикой занимается галерея Iragui, а тиражной графикой (преимущественно) галерея Set Projects. В Питере можно посетить кабинет графики при баре WöD или KGallery, в которой можно увидеть классическую советскую графику.

— Почему курс «Экспериментальные графические практики» начинается со знакомства с культурой племен Северной Америки?
— Мне хотелось сделать уход от традиционного в схожих образовательных проектах изучения западноевропейского искусства. Оно всем и так понятно, знакомо, очевидно. Мне хотелось начать с аборигенной культуры — с того, с чего в принципе начинается искусство как таковое. Начать, так сказать, с первооснов.

Я в принципе являюсь большим любителем всевозможных традиционных культур Америки, Африки и Океании, этнического кино, вестерна, индейцев и пиратов. И в данном случае было интересно включить это в образовательный контекст.

— Расскажите подробнее о курсе. Чему учатся студенты? Чем курс может быть полезен начинающим художникам, а чем — опытным?
— Как я уже сказал, вместо стандартной теории искусства вас ждут лекции по материальной культуре аборигенных народов Северной Америки от кандидата исторических наук, историка-индианиста Глеба Борисова. Кроме того, больше 80% курса будет строиться на практике. В рамках практики состоятся уроки по резцовой гравюре и коллажу от художника Кирилла Гатавана. Занятия по мягким материалам и вышивке проведет художница Ирина Петракова. А комиксистка и сотрудница издательства Sputnikat Press Камилла Мамедова поможет создать крутейшие авторские зины. Ну, а я буду вести хулиганские практики, в результате которых мы будем выжигать графику, плавить ее, комкать, мочить, варить и пачкать, задействовать бессознательное и автоматизм, искать и создавать новые художественные языки — ведь курс не зря называется «Экспериментальные графические практики».
— Начинающий художник сможет перестать бояться белого листа, начнет экспериментировать, создавать и демонстрировать свое видение и художественный язык. А опытные графики-рисовальщики оценят, в первую очередь, лабораторность и экспериментальность курса — мне как художнику будет важно поделиться с коллегами опытом и показать те подходы, фишечки и нюансы ремесла, которые они наверняка еще не знают.