To main content

Что такое стрит-арт?

Разбираемся в уличном искусстве вместе с художником, куратором и теоретиком уличного искусства Игорем Поносовым
Сегодня живопись активно выходит за рамки музеев — уличное искусство, или стрит-арт считается актуальной формой художественного самовыражения, удачно интегрируемой в урбанистический ландшафт. Несмотря на это во многих странах мира несанкционированное нанесение граффити на чью-либо собственность все еще считается вандализмом и карается по закону. Однако, если раньше уличных художников причисляли к подпольным субкультурам, то сейчас их все чаще признают профессионалами. Как политика пересекается с искусством и что предпринимает общество, чтобы поддержать деятельность стрит-арт художников? Читайте в нашем материале.

Стрит-арт (street art) — это направление в современном изобразительном искусстве, которое отличается ярко выраженным урбанистическим характером. Если институциональная живопись находится в подготовленных для демонстрации пространствах, то для уличного искусства таким пространством выступает вся социокультурная среда.

К стрит-арту относятся следующие формы, техники и стили современного искусства:
Уличная инсталляция — скульптурный объект, установленный (зачастую несанкционированно) в городском пространстве или его пределах.

Работа Паши 183, 2006, из архива Игоря Поносова

Граффити (от итал. глагола graffiare — «царапать») — форма уличного искусства, представляющая собой стилистическое написание никнейма автора, иногда комбинируется с персонажами (кэреками) из популярной культуры. Как правило граффити наносятся на стены и другие городские поверхности посредством краски или выцарапывания. Исторически граффити-субкультура тесно связана с хип-хоп-культурой и обладает большим количеством стилей, которые зародились в нью-йоркской подземке 80-х.

Исследователи выделяют несколько основных:

  • Throw-up — наиболее простой, в рамках которого граффити-бомберы быстро, часто в одну линию, набрасывают кусок, используя в палитре один ил два цвета.
  • Blockbuster — стиль, характерной особенностью которого являются яркие массивные буквы преимущественно кубической формы.
  • Bubble letter — стиль граффити, отличающийся дутыми буквами, напоминающими пузырьки.
  • Wildstyle, или дикий стиль — представляет из себя трудночитаемые надписи различных цветов с большим количеством пересекающихся контуров.

Кит Харинг в метрополитене. Источник: veryimportantlot.com

Трафарет (от итал. traforetto – продырявленный) — изображение, созданное с помощью тонкой пластины, в которой прорезан рисунок, подлежащий воспроизведению. Она позволяет быстро дублировать и увеличивать четкость работы. Рисование баллончиками в рамках этой техники наиболее популярно среди художников.

Использование трафарета в стрит-арте. Источник: livemasters.ru

Мурал (исп. mural) — монументальное произведение живописи на стене здания. В связи с тем, что работы крупного масштаба, как правило, согласуются с муниципальными властями, мурал можно отнести к одной из форм паблик-арта.

Мурал, посвященный музыкальной группе The Beatles, Санкт-Петербург. Источник: tvspb.ru

Постеры — вид стрит-арт произведения, выполненного на бумаге с помощью печати либо нанесения красок.

Постер-арт. Источник: oneclub.org

Стикеры — объекты стрит-арта, представляющие из себя тиражированные наклейки с изображениями.

Стикер-арт. Источник: thecity.m24.ru

Возникновение стрит-арта

Некоторые исследователи считают, что уличное искусство берет начало еще в древнем мире. К его ранним формам относят наскальные рисунки и пиктографии, процарапанные надписи на стенах храмов, металлических изделиях и сосудах.

Сам термин «стрит-арт» обрел популярность в начале 80-х годов. Современный стрит-арт появился предположительно на рубеже 1970-х годов на территории США. В тот период граффити-художники — или как их принято называть — уличные райтеры (writers) начали активно работать в пределах нью-йоркского метрополитена, который тогда был наиболее незащищенной частью города с большим скоплением людей. Также граффити-райтеры делали надписи на товарных поездах, оставляли теги и рисунки на стенах домов, заборах. В 1960-70-е годы эти техники использовались участниками других субкультур и даже банд, а также активистами и художниками для распространения политических и социальных лозунгов. Город ими рассматривался как арена для свободного высказывания. Своей деятельностью авторы открыто заявляли, что искусство не должно ограничиваться пространством музеев или художественых галерей, оно должно быть доступным и бесплатным для всех слоев населения. Появление стрит-арта огласило собой веху тотальной демузефикации, разрыва с канонами культуры, демократичности и анонимности.

Игорь Поносов
Художник, теоретик уличного искусства, куратор интенсива «Выход в город: практики уличного искусства».
«Основные преимущества уличного искусства в том, что оно общедоступно и не претендует на элитарность. Своей сияющей белизной и «непонятным» (часто дорогим) современным искусством галерея рядового горожанина скорее отпугивает, нежели приглашает войти. Музей тоже не про каждодневность, такого рода институции посещают не часто, да и там, как правило, уже «мертвое» искусство. Стрит-арт может застать врасплох в любой момент, уличные работы экспрессивны, актуальны и предельно изобразительны, они подарены городу и его жителям, не имеют ценника и высоколобой идеи, которая бы потребовала времени от зрителя.

Уличное искусство привлекательно еще и тем, что изначально оно зиждется на энтузиастских началах и до сих пор не является полноценной частью профессионального арт-сообщества. Здесь все еще отсутствует четкая иерархия, что делает уличное искусство более самоорганизованной и открытой практикой. В уличном искусстве нужно быть бескорыстным и иметь смелость выйти за пределы комфорта, где у тебя нет подготовленного зрителя и институциональной поддержки».

Американская писательница и доктор философии Мегги Нельсон писала, что «одна из самых привлекательных черт искусства — его способность отражать несоответствие между временем создания произведения, временем его распространения и временем, когда зрители его рассматривают», указывая этим на его долговечность. Но, как ни странно, главная особенность стрит-арта заключается в его эфемерности.

Этот вид искусства изъял живописные образы из рамок «заповедности», сделав их мимолетными, вездесущими, доступными и свободными. Так как стрит-арт граничит с противозаконной деятельностью, за исключением случаев, когда речь идет о публичных заказах, независимые авторские работы зачастую быстро уничтожают. Тем не менее, именно то, что произведения уличного искусства видоизменяются под воздействием внешних факторов и в принципе недолго живут, становясь тем самым частью окружающей среды, и делает их привлекательными для масс.

Занимаясь рисованием на улице и обращаясь к этой улице как к пространству для коммуникации, как к полю анонимных высказываний, независимый художник по определению отказывается от любых притязаний на неприкосновенность своего несанкционированного изображения.

Искусство или преступление?

Интересная особенность стрит-арта в искусстве также состоит в том, что уличной культуре исторически приписывают криминальное прошлое, многие и сейчас приравнивают творческую деятельность райтеров к акту вандализма. Например, в правовом поле РФ нелегально выполненные работы попадают под такую категорию правонарушений, как «осквернение зданий или иных сооружений, порча имущества на общественном транспорте или в иных общественных местах». Тем не менее, многие современные исследователи и художники обращают внимание общественности на эту проблему и настаивают на дестигматизации урбанистического искусства.

Из-за растущей популярности стрит-арта крупные галереи и власти многих стран мира организовывают ежегодные фестивали уличного искусства.

Так, в качестве поддержки молодых творцов в крупнейшем городе Шотландии Глазго проводится фестиваль The Yardworks Festival. Городской совет изучает вопрос о дальнейшем сотрудничестве со стрит-артистами в целях оживить старые и неприглядные здания. Проект будет направлен на то, чтобы одновременно предоставить талантам безопасное пространство для выражения творческого потенциала и расписать стены домов в городе красочными изображениями. Легализация уличного искусства, по мнению совета, скажется на развитии и обогащении культурной городской среды, а также поможет сократить расходы на уничтожение незаконных граффити. Проект находится на ранних стадиях, изучается необходимая правовая база и определяются подходящие места.

В России, например, известен проект Уральской индустриальной биеналле современного искусства в Екатеринбурге и городах Уральского региона. Так, в 2017 году в рамках фестиваля при поддержке Artwin Gallery был создан легальный арт-объект, установленный Тимофеем Радей на крыше бывшего завода. Это произведение стрит-арта знаменито благодаря своему символичному названию: «Кто мы, откуда мы, куда мы идем?».

Тимофей Радя, «Кто мы, откуда мы, куда мы идем?».

Источник: www.kommersant.ru

Известные художники стрит-арта

Изначально стрит-арт был искусством анонимным, чаще всего художники брали псевдонимы ради собственной безопасности, так как процесс нанесения граффити непосредственно затрагивает поле политических правонарушений. Также маска анонимуса служила неким социальным и классовым знаменателем. Благодаря ней художник, занимающийся граффити, мог избежать общественных предубеждений, дискриминаций и нежелательных лейблов.

В современном мире авторы все чаще раскрывают свою личность и создают по-настоящему монументальные произведения искусства даже в сотрудничестве с властями. Вслед за известными уличными художниками, родоначальниками этого вида искусства — Китом Харингом, Бэнкси и Жаном-Мишелем Баския — стрит-арт пополнился множеством новых имен. Они считают, что искусство давно пора выпустить за конвенциональные рамки, чтобы, достигнув необходимой зрелищности и масштабности, оно смогло превратить улицы в музей под открытым небом.

Кит Харинг — легенда поп-арта, активист и известный художник стрит-арта XX века. Его творчество — это попытка обсудить актуальные злободневные темы и повлиять на действительность посредством живописи на стенах. Работы Кита Харинга повествуют о политике и социуме, затрагивают проблемы, вызванные загрязнением окружающей среды, венерическими заболеваниями и наркотическими веществами. В начале 80-х Кит Харинг начал рисовать разноцветным мелом на рекламных щитках в метрополитене. Постепенно он перешел на более видимые площадки и стал одним из самых известных представителей уличного искусства США. В 1982 году у него состоялась большая персональная выставка, на которую обратил внимание Энди Уорхол (Andy Warhol).

Кит Харинг, 1982. Источник: featureshoot.com

Жан-Мишель Баския — американский художник и один из самых влиятельных представителей стрит-арта. Крупным событием для Жана-Мишеля стала выставка New York/ New Wave в центре современного искусства MoMA PS1. О художнике заговорила не только публика, но и именитые галеристы. Баския создавал граффити, освещающие проблемы африканской диаспоры в художественной традиции Запада. Его волновало, что африканская культура Америки XX столетия была широко представлена в литературе, музыке, танцах, но не в изобразительном искусстве.

Жан-Мишель Баския, автор фото — Энди Уорхол. Источник: Sotheby's

Бэнкси — псевдоним легендарного английского андеграундного художника современности, оказавшего большое влияние на развитие уличного искусства. Настоящее имя и происхождение Бэнкси неизвестны, вокруг его биографии выстроено множество мифов. В изображениях, которые он оставляет на стенах домов, открыто читаются заявления на темы войны и мира, капитализма, политики, медицины, гуманности и расовых предрассудков. Художник чаще всего рисует граффити в трафаретной технике, что гарантирует ему скорость создания рисунка и возможность уйти незаметным.

Работа Бэнкси. Источник: Telegraph.co.uk

Уличное искусство сегодня — это сложная полувековая история развития граффити: изначально категорически отвергнутое властью и городской культурой как форма протеста, оно смогло занять устойчивые позиции и даже появиться в экспозициях галерей современного искусства.


Игорь Поносов
Художник, теоретик уличного искусства, куратор интенсива «Выход в город: практики уличного искусства».
«Все самоорганизованное, субкультурное, молодежное и экспериментальное рано или поздно укрощается государством, поглощается капиталом. Стрит-арт и граффити институционализируются и объявляются вне закона одновременно. В первую очередь, это происходит из-за пересечения интересов — в общественном пространстве встречаются бизнес, государство, художник и рядовой горожанин. Это пересечение до сих пор рождает спор о том, является ли стрит-арт искусством или вандализмом, однако нелегальность не делает акт автоматически преступным. Нелегальность или несогласованность с кем-либо — крайне важная специфика уличного искусства, которая делает его озорным — то, что мы утрачиваем в ходе нашего взросления. Уличное искусство — это в некоторой степени борьба со «взрослым» миром законов, ограничений, правил и больших денег. И, как мы видим, сегодня далеко не каждый уличный художник эту борьбу выигрывает».

Изучайте уличное искусство и открывайте город как пространство для творчества и самовыражения — на курсе Игоря Поносова «Выход в город: практики уличного искусства».
Читайте другие полезные статьи и интервью в блоге школы.

Читайте другие полезные статьи и интервью в блоге школы.

Фоновое изображение: the art group Xi-Design and the artists Size Two and Mario Mankey.