— В чем принципиальное отличие программы «Практики кураторства» от других похожих программ?— Программа «Практики кураторства» рассмотрит курирование как жизненно важное звено между культурным производством и социальной сферой в более широком смысле. В отличие от многих других курсов, организованных музеями или частными фондами, готовящих таким образом свои будущие кадры, студенты программы MSСA столкнутся с панорамой разнообразных возможностей современных практик кураторства в актуальном международном контексте (в самых разных институциях — от самоорганизаций и передовых project spaces до государственных музеев и европейских кунстхалле): от сбора, сохранения и изучения современного искусства до разработки новых способов популяризации искусства с помощью интерактивных и автономных показов в нестандартных контекстах, публикаций, педагогических, социальных и перформативных интервенций. Особое внимание на программе «Практики кураторства» будет уделено современным вызовам, стоящим перед проектированием выставочных и образовательных проектов, которые могли бы побуждать всех их участников и посетителей к справедливому будущему.
Учебная программа «
Практики кураторства» будет не только погружением в историю становления кураторской профессии и историю выставок, но и научит кураторов думать самостоятельно, обучать навыкам критического мышления, развития своей личной кураторской практики и почерка. Благодаря сочетанию лекций, семинаров, мастер-классов и независимых исследований студенты познакомятся с самыми актуальными дебатами в современной кураторской сфере, особенно в тех случаях, когда они пересекаются с социальными, политическими и этическими проблемами, с которыми сталкиваются кураторы таких институций, как Kiasma, kim? art center, Whitechapel gallery, REDCAT center, музей «Гараж». Программа будет выстроена на постоянном диалоге с приглашенными российскими и зарубежными специалистами выставочного дела, теоретиками и культурными продюсерами, что будет способствовать формированию глобальной международной кураторской профессиональной оптики, а также будет включать закулисные посещения ключевых художественных учреждений Москвы и других российских городов. В частности, по желанию, студенты смогут посетить основные региональные центры современного искусства (Уральская биеннале, петербургский Art Weekend и Кураторский форум и другие) и познакомиться с их проектами. Встреча с кураторами различных российских институций позволит получить бесценный опыт знакомства с реальными ситуациями и профессиональными проблемами активных практиков современного искусства.
— Почему искусству нужна забота?— Пандемия, несомненно, объединившая людей, усилила наше чувство единства, и все мы стали еще больше заботиться о наших семьях, партнерах, домашних животных, соседях и коллегах. Но в то же время пандемия пролила резкий свет на состояние медицинской помощи, как коллективной, так и индивидуальной: уход за собой никогда не был более индивидуалистичным (и более коммерциализированным). Стало очевидно, что в уходе за собой необходимо отказаться от индивидуалистического подхода к «самосовершенствованию» (уходу за собой, well-being, self-care) и сосредоточиться на улучшении себя на благо других.
— Какие кураторские проекты с заботой об искусстве, себе и планете вы можете привести в пример?— Искусство и художественные институции после сорока лет эпохи неолиберализма во многом сформированы индивидуалистическим подходом к заботе о себе: многие считают искусство развлечением, объектом для показного потребления, доказательством социального положение и аттрибутом класса, утилитарным инструментом для самосовершенствования. Кроме того, культурные учреждения, особенно частные музеи и фонды, зачастую занимающие позицию политического нейтралитета, часто игнорируют работу, в которой коллективная забота и забота о себе могут принимать форму политического жеста. До недавнего времени политически ангажированному искусству было трудно войти в мейнстримный мир искусства, не говоря уже об арт-рынке, но пандемия немного изменила ситуацию, и некоторые художественные учреждения сейчас сотрудничают с художниками, которых они считали «слишком политичными» до 2020 года. Многие культурные учреждения осознают, что они должны пересмотреть идею заботы о себе как политический акт. Они вдохновлены работой феминисток и борцов за гражданские права прошлого, а также феминизмом и движениями за социальную справедливость.
Номадический культурный центр «Myseum» в Торонто, представляющий проекты по всему городу, недавно организовал серию «Историй», посвященную вопросам исторического присутствие Ку-клукс-клана в Торонто и череде расистских нападений в городе в 1977 году. Совсем недавно Myseum начал серию «Историй коллективной заботы во времена COVID-19» вместе с творческими коллективами и активистами.
В Германии Badischer Kunstverein организовал мероприятие под названием «Переживая кризис вместе» (“Being in Crises Together”), на котором был поставлен вопрос о том, как мы заботимся сегодня, и в нем приняли участие члены коллектива Feminist Health Care Research Group. Художественный проект группы, посвященный берлинскому феминистскому архиву, был представлен на 11-й Берлинской биеннале в сотрудничестве с художницей Вирджинией де Медейрос и включал документы, плакаты и интервью о радикальных инициативах в области здравоохранения, таких как HeileHaus (Дом исцеления), Радикальная терапия, Apothekerkollektiv (Коллектив фармацевтов) и Feministisches Frauengesundheitszentrum Berlin (Центр здоровья женщин-феминисток).