«В темноте все воспринимается по-другому»
выпускницы MSCA Даша Азбиль и Лена Бузуева
о работе со светом и звуком в своей выставке
в особняке Носова
— В прошлом году в Музее декоративного искусства вы показали свой первый совместный саунд-арт «Один раз услышать» в рамках преддипломной выставки MSCA. Тогда это было интервенцией в постоянную экспозицию музея «Русский стиль. От историзма к модерну». Сейчас, спустя год, проекты можно услышать уже в Особняке купца Носова, который сам является сохранившимся образцом архитектуры модерна. О чем этот проект?
Лена: Наш звуковой проект получил свое новое воплощение в особняке Носова — теперь это светозвуковая инсталляция, над которой мы работали вместе с художником по свету Колей Барсуковым, выпускником «Светового дизайна» МАРШ. Основной рабочий инструмент, по-прежнему, нейросеть — чтобы приоткрыть непроявленную природу экспонатов нужно выйти за рамки человеческой логики. Искусственный интеллект с помощью процесса сонификации (перевода изображения в звук) находит свои закономерности между визуальной составляющей и звуковой, которая каждый раз нас удивляет.
Даша: Любопытно, что в этот раз нейросеть выдавала особенно много музыкальных отрывков, тогда как экспонаты музея ДПИ у нее больше ассоциировались с шумами и техногенными звуками. Связано ли это с тем, что в Музее им. Носова находится нотное хранилище и музыкальный отдел Российской Государственной библиотеки для Молодежи, мы не знаем. Возможно, эта догадка, лишь наша человеческая привычка все пытаться объяснять и рационализировать, тогда как задача этого проекта состоит в обратном.
Лена: В особняке Носова мы профессионально углубились в работу со светом. Колю нашли через Британку, он режиссирует свет для театральных постановок и инсталляций уже 8 лет. Вместе мы создали 8-минутное динамичное световое сопровождение для звукового перформанса. Режиссировали, как свет будет блуждать по комнате дочери Носова, Августы. Было задействовано 10 осветительных приборов. Все серьезно, если что, это не фонариком поводить в темноте.
— На выставке в особняке Носова был также представлен 3D-фильм «Девиантное поведение», который был снят в его стенах. Фильм загадочный, и выполнен в визуальной эстетике хорроров — почему вам было интересно показать историю здания и его обитателей именно с этой стороны?
— А в каком музее теперь продолжатся «гастроли»?
— После вы продолжили работу с саунд-артом, и в апреле в галерее «Бомба» можно было увидеть новую звуковую работу «В Дебри» в рамках выставки «Шестое вымирание» (куратор Евгения Белякова). Как изменился ваш подход за это время?
— Дебри — неисследованная местность, буквально и образно неизученная сторона чего-либо. Этот проект тоже site-specific, расскажите про него.
— Этот проект разовый или он будет иметь продолжение, как предыдущие ваши проекты?
— Работа с пространством и звуковым ландшафтом занимает важную роль в вашей практике. Что это привносит в ваши работы и чего помогает достичь?
— В каких еще медиумах вы работаете?
— У вас также есть второй совместный проект «Шана» и творческое объединение SHANA, чем оно отличается от дуэта Даши Азбиль и Лены Бузуевой?
— Где вы ищете вдохновение и что помогает сформулировать идею?
— Работаете ли вы сейчас над какими-то новыми проектами?
Даниил Левитес, куратор просветительских проектов в сфере искусства РГБМ, о проекте в особняке купца Носова: