Сила трех: как молодые художницы благоустроили мастерскую на «Кристалле»

Первый визит из серии встреч с выпускниками MSCA,

на которых смотрим, как складывается их карьера

В декабре прошлого года небольшая группа поднялась по винтовой лестнице под самую крышу одной из башен завода «Кристалл». Это сотрудники Московской школы современного искусства (MSCA) и энтузиасты, чья тяга к совриску и обеспечила им участие в этой затее, пришли в гости к выпускницам программы «Современное искусство». Но не просто так.

Визит в студию Дарьи Семеновой, Кати Алисевич-Никольской и Яны Цихоцкой стал первым в серии мероприятий, нацеленных отразить хотя бы часть спектра карьерных треков выпускников Школы. Во время камерных экскурсий в рабочие студии молодых художников из первых уст узнаем, как строится карьера после выпуска из Школы и какие шаги для этого делают экс-студенты.

— Бывший завод «Кристалл» сам по себе очень интересный, но не является художественным центром. Как вы нашли и выбрали именно это место для студии? Почему вам здесь нравится?

Катя: Впервые я побывала на «Кристалле» много лет назад, к слову, на выставке современного искусства. Тогда о его существовании в моем окружении практически никто не знал и как до него добираться тоже, но мне было безумно интересно увидеть вживую памятник архитектуры с видом пряничного домика. В то время завод производил достаточно мрачное впечатление, стоял пустой и заброшенный. Спустя время я помогала мужу найти помещение для его студии звукозаписи «Синий лес», нужно было место с историей и характером — я вспомнила про «Кристалл» и все сложилось.

А когда во время учебы в MSCA мы с девочками поняли, что начинаем делать большие проекты и уже не обойдемся без места для их реализации, вмешался случай — освободилось соседнее с «Синим лесом» помещение. Мы побежали его смотреть и влюбились с первого взгляда. Место оказалось очень колоритным и вдохновляющим — последний этаж старинной башни с винтовой лестницей. При этом завод еще не стал модным, что лично для меня делает его ещё более притягательным.

Даша: Катя пригласила посмотреть освободившееся пространство рядом со студией звукозаписи, мы с Яной пришли — и въехали не раздумывая. «Кристалл» мне нравится тем, что его еще не наполнили люди, увлеченные современным искусством, он из-за этого кажется более «моим», комфортным и домашним.

Яна: Мне нравится, что завод сохранил свою «пряничность как из сказки», да и мастерская имеет приятную ауру работавших до нас художниц. Еще случилось много открытий из мира современной музыки — конечно же, благодаря студии по соседству. Тут нас окружают творческие и вдохновленные люди, это очень заряжает.
Три лица мастерской
Даша Семенова, Катя Алисевич-Никольская и Яна Цихоцкая (фото соответственно) в своих корнерах рассказывают о работе
Московскую школу современного искусства вы закончили чуть меньше года назад. Учебный план там достаточно интенсивный, со множеством задач и дедлайнов. Как ощущаете себя сейчас, удается сохранять ритм художественного производства?

Даша: Я позволила себе пару месяцев отдыха после получения диплома. А вот сейчас интенсивно работаю как самостоятельный художник, так и в составе творческого объединения DRUSBA. Мы организовали его с однокурсником Ромой Сойда, когда готовились к выставке «Мы жили так странно две тысячи лет» во Всероссийском музее декоративного искусства — и работаем до сих пор.

Катя: Хотелось взять паузу и сбавить темп, но не вышло. Сразу после окончания учебы я подключилась к нескольким проектам и до настоящего момента занималась их детализацией, а затем и реализацией. Получается, что учеба закончилась, а дедлайны остались.

Яна: Я даже скучаю по интенсивному ритму обучения. Он выдергивал из повседневности и побуждал делать невероятное, например, за месяц подготовить два проекта, чтобы успеть к открытию выставок. Я еще долго крутилась на этих оборотах. Сейчас понемногу начинаю замедляться и без спешки продолжать поиски своего собственного художественного языка.


— Что еще помогает услышать себя, определить траекторию творческой мысли, сформулировать идею? Словом, как ищете вдохновение?

Даша: Занимаюсь простыми делами — гуляю с собакой или что-нибудь готовлю. Медитативность бытовых действий настраивает на нужную волну.

Катя: Использую проверенный годами метод — беру фотоаппарат, через видеоискатель наблюдаю за людьми, окружающим миром и снимаю, снимаю, снимаю. Визуальные зарисовки зачастую превращаются в неожиданные даже для меня идеи.

Яна: Наблюдаю за миром, людьми и собой. Двигаюсь, путешествую, а также читаю — стараюсь складывать идеи из разных кусочков. Учеба в Школе научила структурировать хаос.
Искусство «Кристалла»
На первых двух фото: Катя Алисевич-Никольская и объединение DRUSBA (Даша Семенова, Рома Сойда), далее — фрагменты рабочих пространств Кати и Даши
Над чем работаете сейчас?

Даша: Над проектом объединения DRUSBA, всех карт которого не могу раскрыть, но не упомянуть тоже не могу. В личной художественной практике я работаю над тремя проектами — на первый план вышли полиморфусные скульптуры (прим.: один из медиумов Даши, в галерее выше найдите третью фотографию — вот и они, полиморфусные скульптуры) для одной истории на тему эволюции.

Катя: Я планирую завершить несколько отложенных во время учебы проектов. Начала активно осваивать 3D-моделирование и надеюсь весной показать первую серию работ на тему коммуникационного ожирения.

Яна: Развиваю свой художественный язык и изучаю новые медиа. Еще помогаю с реализацией выставки одной талантливой команде и параллельно веду дневник мыслей и концепций, который перерастет в книгу.


— Каждая из вас практикуется как художник, оттачивает персональный способ выражения творческого замысла. Можно ли сказать, что вы нашли свой стиль?

Даша: Мне не по душе задающее рамки определение «своего стиля», склоняюсь к формулировке «найти подход». Подход я нашла, люблю работать быстро и использую только те материалы, которые обеспечат мне этот ритм.

Катя: Не знаю, как бы ответила на этот вопрос до того, как вы пришли к нам в гости, но сейчас, поставив рядом свои работы, я вижу некую эстетическую общность. А это идет вразрез с первоначальными концепциями моих работ.

Яна: Мне кажется, что нет. А вот со стороны мне говорили о некой закономерности. Не знаю. Просто двигаюсь вперед, оставляю следы и заметки — возможно, в этом и есть какой-то стиль.


— Что для вас значит быть художником?

Даша: Быть достаточно смелым для того, чтобы считать процесс поиска самоцельным. Пробовать, откладывать, подходить с иной стороны и продолжать в таком духе, а не слепо идти к некоему результату.

Катя: Для меня, прежде всего, это способ честной коммуникации с окружающим миром.

Яна: Быть художником — это не боятся себя, смотреть на вещи через свою оптику и быть честной в том, что я делаю.


— Это было бы прекрасным финалом, но не можем отпустить вас, уверенно вставших на художественный путь, без рекомендаций для тех, кто еще не. Что бы вы посоветовали совсем начинающим авторам?

Даша: Работать как можно больше, быть открытыми и восприимчивыми миру, делиться своими идеями с единомышленниками, а еще стараться структурировать все процессы и идеи.

Катя: Не бояться пробовать что-то новое, не зацикливаться на том, что уже умеете и что хорошо получается. Искать новые материалы, техники, делать коллаборации — результаты точно вас удивят.

Яна: Делайте. Просто делайте. Не существует правильного или неправильного — есть только ваше.
«Кристалл» художественный
На первом фото Яна Цихоцкая, на втором фото вид на мастерскую из ее корнера, затем  детали ее рабочего пространства