Подробнее
Сертификаты
на обучение от MSCA
Подарите близким что-то действительно ценное

Первые шаги в арт-сфере: как перейти от идеи к проекту

Интервью с выпускницей MSCA
Марией Кожевниковой

Первые шаги в арт-сфере: как перейти от идеи к проекту

Интервью с выпускницей MSCA

Марией Кожевниковой


Начинать работу с новым для себя направлением часто бывает очень интересно, но при этом трудно и страшно. О том, как решиться на проекты в новой сфере и применить многолетний опыт работы в рекламе в арт-бизнесе, мы поговорили с выпускницей программы «Международные стратегии в арт-бизнесе», экспертом по коммуникациям и продвижению брендов Марией Кожевниковой.

— Мария, вы много лет работаете в рекламном бизнесе, а в последние месяцы реализовали два больших проекта как арт-продюсер и сокуратор выставки. Расскажите об этих проектах.
— Я много лет работаю в рекламе, но при этом давно интересуюсь современным искусством и долго думала о том, как совместить эти направления, искала возможности. В конце 2023 года мне это удалось.

Первый проект, где я была куратором и продюсером, — коллаборация бренда одежды «АМ» из Ханты-Мансийска и современного художника, выпускника «Открытых студий» ЦСИ Винзавод Дани Пирогова. Моя задача состояла в том, чтобы подобрать пару «художник/ предприниматель» так, чтобы коллаборация была максимально полезной. При проработке творческой концепции я учитывала то, что регион активно работает с наследием ханты и манси, — хотелось найти новый взгляд на локальный контекст. Я смотрела в сторону художников, которые работают с археологией, мифологией и язычеством. Мы выбирали из 12 авторов, и заказчик вдохновился видением Дани Пирогова. Даня воплотил миф, взяв за основу проекта археологическое наследие региона — останки мамонтов, найденные на территории Югры. В результате получилась капсульная коллекция одежды, рассказывающая о поиске своего пути в этом мире с помощью уникального конструктива предметов одежды и авторского паттерна следов реальных и мифических существ от Дани Пирогова.

Во втором проекте я выступала в качестве сокуратора и продюсера первой публичной выставки собрания коллекционера и медиаменеджера Олега Лещука. Коллекцию Олег Лещук формировал более 30 лет, а ее первая публичная демонстрация была приурочена к открытию фонда поддержки современного искусства «ЛЕЩУКФОНД», который мы учредили в декабре 2023.

Выставка «Лещи и Щуки: Улов Лещука» проходила в музее современного искусства АРТ4. На ней было представлено более 100 работ из коллекции, в том числе произведения Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова, Константина Звездочетова, Павла Пепперштейна, Анатолия Зверева.
— С какими непредвиденными сложностями, характерными для арт-сферы, вы столкнулись при реализации этих проектов? Что абсолютно новое для себя вынесли?
— Реализация коллаборации югорского бренда «АМ» и Дани Пирогова казалась непростым проектом в силу того, что все его участники живут и работают в разных регионах. Кроме того, до начала работы мы не были знакомы, а сроки были максимально сжатыми — нам важно было презентовать коллекцию на Югорском экономическом форуме. Однако я поразилась организованности и ответственности всех участников, процесс сотворчества был очень вдохновляющим. В итоге все получилось даже лучше, чем я ожидала, и сейчас мы работаем над развитием и масштабированием этого проекта.


При подготовке выставки я столкнулась с большим количеством неожиданностей. Коммуникация с коллекционером и куратором выставки Александром Дашевским была идеальной, но меня удивил расслабленный подход к реализации проектов у арт-команды, с которой я работала, это неприемлемо в рекламном бизнесе, где срыв сроков и ошибки стоят миллионы. Я привлекла специалистов из коммуникационной сферы в арт-проекты и поняла, что двигаюсь в правильном направлении: такое решение может повысить качество проекта, оптимизировать сроки подготовки и улучшить конечный результат. Новый угол зрения, новые идеи, нестандартный подход, — это всегда хорошо. А главное, мы знаем, как и где рассказать о проектах аудитории так, чтобы заинтересовать ее.
— Вы целенаправленно шли в сферу современного искусства? Или это было увлечение/ хобби?
— Я больше 20 лет работаю в сфере коммуникационного креатива: занимаюсь брендингом и разработкой стратегий продвижения российских и глобальных брендов. Мне всегда было интересно находить параллели между моей профессиональной сферой и арт-миром. Все началось с увлечения искусством в целом, потом я сфокусировалась на изучении современного визуального искусства, так как это направление мне максимально близко. В какой-то момент я почувствовала, что хочу развиваться в этой сфере, и получила профильное образование в MSCA по программе «Международные стратегии в арт-менеджменте». С этого момента организация проектов в культурной и арт-среде — неотъемлемая часть моей жизни.
— Как ваша основная деятельность помогала вам в этих проектах?
— Опыт работы в области, где основной продукт — креативные идеи и рекламные кампании, бесценен. Например, мне как сокуратору удалось интегрировать рекламный контент в экспозицию выставки «Лещи и щуки: улов Лещука». Тематические рекламные ролики стали ее неотъемлемой частью: их можно найти в каждом зале музея. При разработке дизайна выставки мы вообще пошли против канонов и сделали визуальные материалы в формате журнала про рыболовство, акцентируя таким образом концепцию «улова».

В проекте коллаборации нам удалось безболезненно совместить наследие региона, бизнес-задачи бренда одежды и авторское видение художника Дани Пирогова. Также учли вкусы целевой аудитории и fashion-тренды, поэтому коллекция востребована не только в своем родном городе, но и на уровне страны.

Опыт организации помог реализовать оба проекта в полном объеме за суперсжатые сроки, а понимание важности пиара и рекламы привело к широкому освещению выставки и коллаборации в СМИ и социальных сетях, а это способствовало невероятному интересу со стороны аудитории.
— Назовите пять обязательных составляющих успеха при реализации арт-проектов.
— Во-первых, необходимо определить главную цель проекта и выстроить все процессы так, чтобы реализовать именно ее; во-вторых, нужно очень тщательно выбрать партнеров и исполнителей и, в-третьих, смело идти на эксперименты, быть дерзкими в задумке и исполнении. Четвертое слагаемое успеха: планировать стратегию анонсирования проекта параллельно с созданием самого проекта; а пятое — грамотно выстраивать коммуникации и не закапываться в деталях. Ну, и конечно, не забывайте перестраховываться на всех этапах.
— Что посоветуете тем, кто хочет начать работать в арт-сфере? Как им искать проекты? Что важно учесть при реализации?
— Проекты надо искать в том, что вам искренне нравится! Не бойтесь общаться с экспертами в этой области, придумывайте идеи и делитесь ими с разными людьми из арт-среды. Внимательно слушайте их мнения, фильтруйте и вычленяйте то, что имеет шанс стать полноценным проектом. Не позволяйте критике вас остановить! Критикуют все: мамы, лучшие подруги, «знающие» люди. Неконструктивная критика забирает ваши силу и гасит запал. Будоражьте атмосферу вокруг себя всеми возможными позитивными и созидательными способами — и тогда ваши старания точно во что-то воплотятся. Скорее всего, это будет совсем не то, что вы изначально задумывали, но от этого проект будет не менее интересным.