To main content

Реализоваться в арт-бизнесе

Интервью с выпускницами MSCA Рузанной Оганесян, Юлианой Инжеватовой и Ириной Глазковой

О бизнесе в арт-сфере существует много предубеждений и предрассудков, многие из них мешают начать работу в мире современного искусства. Мы поговорили с выпускницами программы «Международные стратегии в арт-бизнесе» и основательницами арт-платформы Elephant in the Louvre, которая объединяет в себе онлайн-галерею современных художников и медиа об искусстве, Рузанной Оганесян, Юлианой Инжеватовой и Ириной Глазковой о том, можно ли создать успешный арт-проект с нуля, трудностях, конкуренции и источниках вдохновения.

Юлиана Инжеватова
Рузанна Оганесян
Ирина Глазкова
— Elephant in the Louvrе динамично развивается. Расскажите о том, что сейчас входит в арт-платформу и что у вас в планах?
Ирина: Elephant in the Louvre появился во время нашего обучения в Московской школе современного искусства (MSCA). В начале это был блог любителей искусства. Позднее он превратился в полноценное медиа, сейчас там публикуются интервью с ведущими художниками, крупными коллекционерами, кураторами и полезные материалы для увлеченных современным искусством людей. Среди наших спикеров: меценат и коллекционер современного искусства, основатель Limonov Art Foundation Сергей Лимонов, один из самых известных коллекционеров российского современного искусства Пьер Броше, художница Александра Паперно, чьи работы в коллекциях Третьяковки и ММОМА, художница Надежда Лихогруд.

Юлиана: Проект рос, развивался, и летом этого года мы вышли на совершенно новый этап: запустили онлайн-галерею работ молодых художников. Теперь наша арт-платформа не только информационно и финансово поддерживает авторов, она также становится точкой отсчета для многих новых коллекций. На данном этапе для нас важно, чтобы в галерее было искусство и для новичков, и для более опытных коллекционеров. Мы хотим, чтобы с помощью работ этих авторов начинающие и уже опытные коллекционеры могли лучше узнать себя, увидеть новые грани и даже создать визуальный дневник своей жизни.

Рузанна: Онлайн-галерея Elephant in the Louvre периодически обновляется: в августе мы представили новых авторов и новые работы, часть из которых была выбрана совместно с командой галереи Anna Nova Gallery. Мы продолжаем активное развитие арт-платформы, сейчас прорабатываем несколько новых проектов, среди которых коллаборации и поп-ап выставки с крупными участниками рынка.
      Мария Ермоленко. Из серии «Плоть от плоти», единорог
      — Как вы пришли в сферу арт-бизнеса? Вам страшно было запускать бизнес-проект в новой сфере?
      Рузанна: Важно, что мы создали и развиваем Elephant in the Louvre параллельно со своей деятельностью. Это помогло нам по двум причинам: во-первых, мы использовали все свои навыки и умения для проекта, который стал огромной частью нашей жизни. Во-вторых, такой формат позволяет действовать спокойно, принимать взвешенные решения и работать на долгосрочную перспективу, постепенно развивая и расширяя наш проект.

      Я много лет работаю в сфере Private Banking & Wealth Management, неотъемлемой частью которого является и Art Banking — инвестиции в искусство. Также я создатель и амбассадором клуба любителей современного искусства в банке. Разумеется, весь профессиональный бэкграунд помог мне мыслить и действовать эффективно.

      Ирина: Я занимаюсь правовым сопровождением проектов в фармацевтической компании, а также лидирую проекты по корпоративной культуре и управлению персоналом. Elephant in the Louvre для меня — источник новых идей, вдохновения. Как ни удивительно, но юриспруденция и искусство идеально сочетаются в профессиональном плане и дополняют друг друга. Я применяю свои юридические знания и навыки для того, чтобы найти оптимальные решения для развития нашей арт-платформы. В то же время Elephant in the Louvre дарит огромное количество вдохновения и новых идей, которые помогают моему развитию как юриста.

      Юлиана: Я — product manager с многолетним опытом в сфере банковских сервисов и образовательных проектов. Умение выстраивать бизнес-процесс, безусловно, помогает в реализации арт-проектов. Несмотря на высокую загруженность и плотные графики, мы втроем находим возможности для регулярной работы: опен-коллы, оффлайн арт-проекты, контент-планы и многое другое. Думаю, что именно наш бизнес-бэкграунд помог нам добиться ярких и классных результатов Elephant in the Louvre в такой короткий срок. Так что думаю, что все, кто сомневается в том, стоит ли начинать арт-бизнес без большого опыта в этой сфере, обязательно должны попробовать.
      — Когда было больше сложностей: при создании медиа или при запуске онлайн-галереи современного искусства?
      Рузанна: Когда мы создали медиа, мы были очень вдохновлены современным искусством и хотели делиться с читателями нашими открытиями и находками, поэтому не встретились с серьезными трудностями. Контент с самого начала и по сегодняшний день рождается органично из актуальных событий арт-среды, в которую мы глубоко погружены.

      Ирина: Если говорить о галерее, важно с самого начала тщательно продумывать стратегию и очень аккуратно относиться ко всем документам и юридическим вопросам.

      Создание арт-проекта — это не только искусство и творчество, но еще и большое количество работы с договорами, авторскими правами, доставками и многими другими вопросами. В этом очень помогает наш профессиональный опыт. Вопреки популярному мнению, что арт-проекты могут реализовать только искусствоведы с огромным опытом работы в музеях или галереях, мы уверены, что для успеха в арт-бизнесе полезно иметь образование, напрямую не связанное с искусством.

      Многолетняя работа в корпорации также учит работе с внутренними и внешними клиентами, бережной коммуникации и тактикам переговоров. Для развития галереи, работе с покупателями и внешними партнерами это тоже очень важно.

      Юлиана: При запуске галереи нужно определиться, на какие критерии ориентироваться при выборе художников. Сделанные на этом этапе ошибки могут очень негативно отразиться на вашем проекте.

      Во время запуска первой онлайн-галереи Elephant in the Louvre нам было сложно определить конечный состав участников. Когда мы объявили опен-колл, на него откликнулось очень много авторов — более 100 человек. Многие из них представили замечательные работы, поэтому сделать выбор было непросто. Но в процессе дискуссии с экспертным советом, в который вошел и директор MSCA Михаил Левин, мы окончательно расставили для себя приоритеты при выборе художников. Мы не стремимся следовать набившим оскомину трендам: нам в первую очередь важны собственный стиль и авторский замысел.
          Ольга Дякина. «Хвост русалки» (из проекта «Восемь сомнамбул»)
          — Как оставаться на слуху и быть конкурентоспособным в арт-среде?
          Рузанна: Среда действительно конкурентная, довольно трудно искать новые решения, ракурсы, создавать уникальный контент. Самое важное в этом — любовь к своему делу и постоянное вдохновение. Для нас его источником являются люди: художники, галеристы, кураторы, коллекционеры. Любое интервью — это личная история, обмен энергиями, неоценимый опыт. Когда ты воодушевлен и получаешь удовольствие от того, что делаешь, то аудитория это обязательно чувствует.
          — Как менялось ваше представление об индустрии современного искусства в течение этих двух лет, с момента создания медиа Elephant in the Louvre?
          Ирина: Когда мы только вступали на путь изучения арт-менеджмента, мы продолжали разделять распространенное мнение, что современное искусство относится к области недоступного. Ты можешь прийти в галерею или на ярмарку только как зритель. Сейчас мы понимаем, что это стереотип. Стать частью арт-индустрии возможно, искусство можно купить, и далеко не всегда хорошее произведение стоит неподъемных денег.

          Юлиана: Цена на работу молодого автора может быть сопоставима со стоимостью хорошего костюма или сумки, но, в отличие от одежды, искусство — это долгосрочное вложение. Со временем искусство может стать инвестицией, так как цены на работы перспективных авторов увеличиваются по мере развития их карьеры.
          — Почему стоит покупать искусство именно сейчас?
          Юлиана: Потому что потом оно станет совсем другим! Мы верим, что современное искусство помогает каждому, кто соприкасается с ним, запечатлеть тот или иной момент своей жизни, который больше не повторится, создать визуальный дневник и позже обращаться к нему, наблюдая этапы личного духовного роста.

          Рузанна: Хорошее искусство работает именно с тем, что происходит здесь и сейчас. Когда вы приобретаете его, вы сходитесь в одной точке времени и фиксируете стадии развития друг друга, моменты, которые откликаются лично вам и художнику. А если искусство входит в вашу жизнь, то, вероятно, работы остаются с вами на протяжении жизни и переходят потом к вашим детям и внукам.
          — Какие у вас большие мечты и амбиции в сфере современного искусства?
          Ирина: Одна из наших основных задач — поддержка молодых авторов через поиск коллекционера, с которым у них случится взаимный мэтч. Чтобы художник имел возможность формировать свой нарратив и развивать собственные идеи. Любая покупка работы даже опытного художника, безусловно, становится большой поддержкой для развития его карьеры. У нас есть мечта прийти к тому, чтобы, благодаря арт-платформе голоса современных художников звучали как можно громче. Кроме того, мы работаем над запуском офлайн-проектов и получаем запросы на работу в коллаборациях с бизнесом.

          Если говорить об амбициях, то цель Elephant in the Louvre — развивать и обогащать культуру коллекционирования.
          — Какие советы вы могли бы дать тем, кто хочет начать работу в сфере современного искусства? С чего начать?
          Рузанна: Мы бы посоветовали начать с комплексного погружения в арт-среду. Профессионал в сфере современного искусства может работать в разных направлениях: кураторская практика, арт-менеджмент, дилерство, консультации и непосредственно создавать предметы искусства. Не всегда можно сразу нащупать свой путь. Для этого нужны понимание современного искусства и опыт.

          Юлиана: Изучайте историю современного искусства, формируйте насмотренность: посещайте как можно больше выставок, ярмарок, музеев современного искусства, читайте, учитесь и — один из ключевых пунктов — много общайтесь с художниками и другими профессионалами в арт-среде, и если вы действительно все это любите, то ваш проект обязательно будет успешным.

          Работы онлайн-галереи Elephant in the Louvre

          Варвара Силантьева. «Кролики, которые планируют побег в космос»
          Мара Пилясинская. «Этюд #01» из серии «Поэтические пространства»
          Илья Атом. «Издержки молодости 2»
          Мара Пилясинская. Untitled
          Дарья Неретина. «Дурман обыкновенный»
          Дарья Клементьева. Из-проекта «Непрозрачное-время»
          Мария Ермоленко. Из серии «Плоть от плоти», единорог
          Екатерина Жилина. Violet animal
          Екатерина Жилина. Comics
          Мария Ермоленко. Из серии «Камуфляж»
          Мария Ермоленко. Работа из серии «Камуфляж»
          Илья Атом. Графика «Переход 2»
          Ольга Махно. «Считалочка»
          Алина Магомедова. «Сохранить в памяти»
          Ольга Махно. «Сны героев Тарковского»
          Варвара Силантьева. I WANT TO BELIEVE
          Даня Пирогов. Из серии «РОСТКИ»
          Алина Магомедова. «Дистигуль»
          Алина Магомедова. «Высота»
          Даня Пирогов. Из серии холстов «Алфавит. Фиксация»
          Даня Пирогов. «ПТИЦА-I»
          Варвара Силантьева. «Колыбельная»
          Освоить профессию в сфере арт-бизнеса
          • Международные стратегии в арт-бизнесе
            Научитесь создавать проекты и управлять бизнес-процессами в сфере современного искусства

            Старт: октябрь 2024
            Длительность: 1 год
          • Арт-менеджмент в современном искусстве
            Научитесь успешно управлять проектом в рамках арт-институции

            Старт: ноябрь 2024
            Длительность: 1 год
          • Основы современного искусства
            Курс поможет сориентироваться в современном искусстве и определить вектор дальнейшего развития в этой области

            Старт: 4 декабря 2024
            Длительность: 3 месяца