Реализоваться в арт-бизнесе

Интервью с выпускницами MSCA Рузанной Оганесян, Юлианой Инжеватовой и Ириной Глазковой
Реализоваться в арт-бизнесе

Интервью с выпускницами MSCA Рузанной Оганесян, Юлианой Инжеватовой и Ириной Глазковой


О бизнесе в арт-сфере существует много предубеждений и предрассудков, многие из них мешают начать работу в мире современного искусства. Мы поговорили с выпускницами программы «Международные стратегии в арт-бизнесе» и основательницами арт-платформы Elephant in the Louvre, которая объединяет в себе онлайн-галерею современных художников и медиа об искусстве, Рузанной Оганесян, Юлианой Инжеватовой и Ириной Глазковой о том, можно ли создать успешный арт-проект с нуля, трудностях, конкуренции и источниках вдохновения.

— Elephant in the Louvrе динамично развивается. Расскажите о том, что сейчас входит в арт-платформу и что у вас в планах?
Ирина: Elephant in the Louvre появился во время нашего обучения в Московской школе современного искусства (MSCA). В начале это был блог любителей искусства. Позднее он превратился в полноценное медиа, сейчас там публикуются интервью с ведущими художниками, крупными коллекционерами, кураторами и полезные материалы для увлеченных современным искусством людей. Среди наших спикеров: меценат и коллекционер современного искусства, основатель Limonov Art Foundation Сергей Лимонов, один из самых известных коллекционеров российского современного искусства Пьер Броше, художница Александра Паперно, чьи работы в коллекциях Третьяковки и ММОМА, художница Надежда Лихогруд.

Юлиана: Проект рос, развивался, и летом этого года мы вышли на совершенно новый этап: запустили онлайн-галерею работ молодых художников. Теперь наша арт-платформа не только информационно и финансово поддерживает авторов, она также становится точкой отсчета для многих новых коллекций. На данном этапе для нас важно, чтобы в галерее было искусство и для новичков, и для более опытных коллекционеров. Мы хотим, чтобы с помощью работ этих авторов начинающие и уже опытные коллекционеры могли лучше узнать себя, увидеть новые грани и даже создать визуальный дневник своей жизни.

Рузанна: Онлайн-галерея Elephant in the Louvre периодически обновляется: в августе мы представили новых авторов и новые работы, часть из которых была выбрана совместно с командой галереи Anna Nova Gallery. Мы продолжаем активное развитие арт-платформы, сейчас прорабатываем несколько новых проектов, среди которых коллаборации и поп-ап выставки с крупными участниками рынка.
— Как вы пришли в сферу арт-бизнеса? Вам страшно было запускать бизнес-проект в новой сфере?
Рузанна: Важно, что мы создали и развиваем Elephant in the Louvre параллельно со своей деятельностью. Это помогло нам по двум причинам: во-первых, мы использовали все свои навыки и умения для проекта, который стал огромной частью нашей жизни. Во-вторых, такой формат позволяет действовать спокойно, принимать взвешенные решения и работать на долгосрочную перспективу, постепенно развивая и расширяя наш проект.

Я много лет работаю в сфере Private Banking & Wealth Management, неотъемлемой частью которого является и Art Banking — инвестиции в искусство. Также я создатель и амбассадором клуба любителей современного искусства в банке. Разумеется, весь профессиональный бэкграунд помог мне мыслить и действовать эффективно.

Ирина: Я занимаюсь правовым сопровождением проектов в фармацевтической компании, а также лидирую проекты по корпоративной культуре и управлению персоналом. Elephant in the Louvre для меня — источник новых идей, вдохновения. Как ни удивительно, но юриспруденция и искусство идеально сочетаются в профессиональном плане и дополняют друг друга. Я применяю свои юридические знания и навыки для того, чтобы найти оптимальные решения для развития нашей арт-платформы. В то же время Elephant in the Louvre дарит огромное количество вдохновения и новых идей, которые помогают моему развитию как юриста.

Юлиана: Я — product manager с многолетним опытом в сфере банковских сервисов и образовательных проектов. Умение выстраивать бизнес-процесс, безусловно, помогает в реализации арт-проектов. Несмотря на высокую загруженность и плотные графики, мы втроем находим возможности для регулярной работы: опен-коллы, оффлайн арт-проекты, контент-планы и многое другое. Думаю, что именно наш бизнес-бэкграунд помог нам добиться ярких и классных результатов Elephant in the Louvre в такой короткий срок. Так что думаю, что все, кто сомневается в том, стоит ли начинать арт-бизнес без большого опыта в этой сфере, обязательно должны попробовать.
— Когда было больше сложностей: при создании медиа или при запуске онлайн-галереи современного искусства?
Рузанна: Когда мы создали медиа, мы были очень вдохновлены современным искусством и хотели делиться с читателями нашими открытиями и находками, поэтому не встретились с серьезными трудностями. Контент с самого начала и по сегодняшний день рождается органично из актуальных событий арт-среды, в которую мы глубоко погружены.

Ирина: Если говорить о галерее, важно с самого начала тщательно продумывать стратегию и очень аккуратно относиться ко всем документам и юридическим вопросам.

Создание арт-проекта — это не только искусство и творчество, но еще и большое количество работы с договорами, авторскими правами, доставками и многими другими вопросами. В этом очень помогает наш профессиональный опыт. Вопреки популярному мнению, что арт-проекты могут реализовать только искусствоведы с огромным опытом работы в музеях или галереях, мы уверены, что для успеха в арт-бизнесе полезно иметь образование, напрямую не связанное с искусством.

Многолетняя работа в корпорации также учит работе с внутренними и внешними клиентами, бережной коммуникации и тактикам переговоров. Для развития галереи, работе с покупателями и внешними партнерами это тоже очень важно.

Юлиана: При запуске галереи нужно определиться, на какие критерии ориентироваться при выборе художников. Сделанные на этом этапе ошибки могут очень негативно отразиться на вашем проекте.

Во время запуска первой онлайн-галереи Elephant in the Louvre нам было сложно определить конечный состав участников. Когда мы объявили опен-колл, на него откликнулось очень много авторов — более 100 человек. Многие из них представили замечательные работы, поэтому сделать выбор было непросто. Но в процессе дискуссии с экспертным советом, в который вошел и директор MSCA Михаил Левин, мы окончательно расставили для себя приоритеты при выборе художников. Мы не стремимся следовать набившим оскомину трендам: нам в первую очередь важны собственный стиль и авторский замысел.
— Как оставаться на слуху и быть конкурентоспособным в арт-среде?
Рузанна: Среда действительно конкурентная, довольно трудно искать новые решения, ракурсы, создавать уникальный контент. Самое важное в этом — любовь к своему делу и постоянное вдохновение. Для нас его источником являются люди: художники, галеристы, кураторы, коллекционеры. Любое интервью — это личная история, обмен энергиями, неоценимый опыт. Когда ты воодушевлен и получаешь удовольствие от того, что делаешь, то аудитория это обязательно чувствует.
— Как менялось ваше представление об индустрии современного искусства в течение этих двух лет, с момента создания медиа Elephant in the Louvre?
Ирина: Когда мы только вступали на путь изучения арт-менеджмента, мы продолжали разделять распространенное мнение, что современное искусство относится к области недоступного. Ты можешь прийти в галерею или на ярмарку только как зритель. Сейчас мы понимаем, что это стереотип. Стать частью арт-индустрии возможно, искусство можно купить, и далеко не всегда хорошее произведение стоит неподъемных денег.

Юлиана: Цена на работу молодого автора может быть сопоставима со стоимостью хорошего костюма или сумки, но, в отличие от одежды, искусство — это долгосрочное вложение. Со временем искусство может стать инвестицией, так как цены на работы перспективных авторов увеличиваются по мере развития их карьеры.
— Почему стоит покупать искусство именно сейчас?
Юлиана: Потому что потом оно станет совсем другим! Мы верим, что современное искусство помогает каждому, кто соприкасается с ним, запечатлеть тот или иной момент своей жизни, который больше не повторится, создать визуальный дневник и позже обращаться к нему, наблюдая этапы личного духовного роста.

Рузанна: Хорошее искусство работает именно с тем, что происходит здесь и сейчас. Когда вы приобретаете его, вы сходитесь в одной точке времени и фиксируете стадии развития друг друга, моменты, которые откликаются лично вам и художнику. А если искусство входит в вашу жизнь, то, вероятно, работы остаются с вами на протяжении жизни и переходят потом к вашим детям и внукам.
— Какие у вас большие мечты и амбиции в сфере современного искусства?
Ирина: Одна из наших основных задач — поддержка молодых авторов через поиск коллекционера, с которым у них случится взаимный мэтч. Чтобы художник имел возможность формировать свой нарратив и развивать собственные идеи. Любая покупка работы даже опытного художника, безусловно, становится большой поддержкой для развития его карьеры. У нас есть мечта прийти к тому, чтобы, благодаря арт-платформе голоса современных художников звучали как можно громче. Кроме того, мы работаем над запуском офлайн-проектов и получаем запросы на работу в коллаборациях с бизнесом.

Если говорить об амбициях, то цель Elephant in the Louvre — развивать и обогащать культуру коллекционирования.
— Какие советы вы могли бы дать тем, кто хочет начать работу в сфере современного искусства? С чего начать?
Рузанна: Мы бы посоветовали начать с комплексного погружения в арт-среду. Профессионал в сфере современного искусства может работать в разных направлениях: кураторская практика, арт-менеджмент, дилерство, консультации и непосредственно создавать предметы искусства. Не всегда можно сразу нащупать свой путь. Для этого нужны понимание современного искусства и опыт.

Юлиана: Изучайте историю современного искусства, формируйте насмотренность: посещайте как можно больше выставок, ярмарок, музеев современного искусства, читайте, учитесь и — один из ключевых пунктов — много общайтесь с художниками и другими профессионалами в арт-среде, и если вы действительно все это любите, то ваш проект обязательно будет успешным.

Работы онлайн-галереи Elephant in the Louvre

Освоить профессию в сфере арт-бизнеса
Освоить профессию в сфере арт-бизнеса