Подробнее
Сертификаты
на обучение от MSCA
Подарите близким что-то действительно ценное
MSCA и ЛЕЩУКФОНД на ярмарке |catalog|
С 28 по 30 ноября ЛЕЩУКФОНД и MSCA представят проект «Агроренессанс» арт-дуэта «Футурапия» на ярмарке современного искусства |catalog|.
Участие в ярмарке открывает новый этап сотрудничества Московской школы современного искусства и фонда поддержки современного искусства ЛЕЩУКФОНД.

Авторы проекта, представленного на стенде, — арт-дуэт «Футурапия»: Иванка Гарай, выпускница курса «Современное искусство», и художница Луна Попп. «Агроренессанс» представляет собой спекулятивный футуризм. На выставке будут представлены работы крестьян будущего, которые благодаря новым технологиям и роботизации освободились от необходимости физического труда, и по замыслу авторов превратились в современных художников.

У каждого из художников-крестьян биография укореняется в исконно-деревенских и сельскохозяйственных традициях, а работы представляют собой современную практику, где материальный быт деревни лишается практического значения, но обретает мифологический и ритуальный статус.

Рина Борейка

Рина Борейка начала карьеру в 14 лет, обменяв ящик картошки на лекцию о современном искусстве. Снимает видео-арт на стыке документалистики и иронии: от летописи деревенской жизни до острой критики арт-системы.

Её дебютная работа «Утюг и телевизор» родилась из семейного конфликта и стала манифестом поколения. Исследует, как традиционный уклад превращается в арт-продукт, а сельские ритуалы — в перформансы для столичных галерей. Участница биеннале «Манифеста» и других международных проектов, где показывала провинциальную Россию без прикрас, но с любовью.
Пелагея Мухобой

Бывшая доярка из деревни Саблино Зарайского района. Открыла в себе художницу, когда впервые обожгла лепёшку коровьего навоза в муфельной печи. В тот день, увидев, как «грязь» и «отходы» под воздействием огня превращаются в прочный керамический артефакт с благородным кракле, она сформулировала свой главный творческий принцип: даже самое «низкое» может стать возвышенным и прекрасным, если на него посмотреть по-другому.

Свою первую серию работ «Навозная керамика» она представила на выставке в бывшем коровнике. Это были изящные пласты, чаши и кубки, отлитые из навоза и обожженные при высокой температуре. Их фактура, напоминающая одновременно старинную бронзу и потрескавшуюся землю, вызывала у зрителей культурный шок, заставляя пересматривать иерархию материалов.

Её самый известный проект — «Бурёнкины Слёзы» — это серия скульптурных портретов коров, отлитых из переработанного навоза и украшенных инкрустацией из высушенных слёзных желёз животных и серебряных нитей. Таким образом, Пелагея Мухобой создаёт монументы не абстрактному скоту, а конкретным коровам-труженицам, чей ежедневный труд остаётся невидимым.

Работая с тем, что традиционно считается «нечистым» и маргинальным, бросает вызов самому понятию «ценности» в искусстве. Её творчество — это алхимия повседневности, где главный философский камень — это взгляд художника, способный увидеть вечность в коровьей лепёшке.
Елисей Пеньков

Елисей Пеньков — тракторист, ставший художником после того, как столичный куратор разглядел в его следах машинного масла на брезенте «диалог с Поллоком». Теперь создает картины с помощью трактора «Беларусь», заправленного пигментами. Его знаменитый перформанс «Вспашка забвения» — о памяти, потере и том, что искусство может пахнуть соляркой.

Критики видят в его работах «постаграрный дискурс», односельчане — «тот случай в сарае с брагой». Участник Московской биеннале, но до сих пор уверен, что главное в искусстве — чтобы след от шин получался ровным.
Агрипина Лоскутная

Агрипина Лоскутная в возрасте пяти лет помогала бабушке копать картофель и вышивать «плакаты» в поддержку коммунизма. С тех пор она пытается вернуть этому опыту истинный смысл, создавая инсталляции из старых холщовых мешков, на которых вышивает красной нитью не лозунги, а собирательные образы ушедшей эпохи.

Каждый мешок, некогда хранивший зерно, картошку или лук, она не стирает, а бережно сохраняет их запахи, пятна земли и потрепанные швы. В ее руках они превращаются во что-то новое: из сотен таких мешков она сшила гигантское, стеганое одеяло, которое накрыло фасад типовой пятиэтажки, словно возвращая безликой бетонной коробке утраченную человеческую теплоту.

Другой ее знаменитый проект —«Красные нити». Она вышивает красной нитью на сборных холщевых полотнах не лозунги, а призрачные портреты бабушек-односельчанок. Их лица говорят о настоящей, частной жизни, которая тихо существовала за фасадом громких слов.

В своих работах Агрипина не ностальгирует, а собирает по крупицам подлинность простого труда и тихого героизма, превращая личную и коллективную память в монументальные, тактильные и пронзительные полотна.
Степан Овцебуров

Тот, кто пасет пустоту. Провел пятнадцать лет в заволжских полях, работая пастухом, где научился слышать, как звучит ветер в оврагах и о чем шепчется стадо. Теперь свои знания он превращает в артобъекты: встраивает радиопередатчики в овечью шерсть, создавая «меховые» радиостанции, которые то бормочут, то выкрикивают обрывки пословиц, частушек, заговоров вперемешку с модными арт-терминами, обнажая зачастую абсурдность актуального дискурса.
Крапива Нетлева

Единственное, что вынесла из пожара Крапива Нетлева— обугленный сундук с лоскутами и коробку с фотографиями. Этот акт спасения памяти ценой всего остального навсегда определил её судьбу и главный материал ее художественной практики. Из обрывков прошлого, из мечты матери о нарядном платье, которое так и не было сшито, она собирает новую память.

В ее руках семейные снимки прорастают ситцем и сатином, а призраки прошлого обретают плоть из стежков и узоров. Её инструменты — скальпель, проектор и игла. Она проецирует старые фотографии на крупные форматы холста, а затем вручную, используя спасенные и собранные по деревням винтажные ткани, воссоздает изображение. Лицо прадеда может быть из потертого саржевого рабочего пиджака, поле на заднем плане — из выцветшей ситцевой занавески, а небо — из обрывков той самой ткани, из которой должно было состоять платье матери. Чёрно-белые фотографии обретают цвет и фактуру, но не становятся от этого живее. Напротив, проступающая тканевая фактура подчёркивает хрупкость и ветхость самого воспоминания.
Авторы проекта: Арт-дуэт «Футурапия» // Иванка Гарай, Луна Попп
Композитор: Мария Аникеева
Кураторы: Мария Кожевникова и Михаил Левин
Продюсер: Ирина Котова
ЛЕЩУКФОНД — фонд поддержки современного искусства, учрежденный в 2024 году для системного развития и укрепления экосистемы российского арт-рынка.

Миссия фонда выходит за рамки точечной поддержки художников. Фонд действует как платформа для генерации новых смыслов и создания пространства для взаимодействия ключевых участников арт-сообщества. Цель фонда — усиление позиций художников, кураторов, исследователей и коллекционеров через реализацию комплексных проектов, в которых объединены искусство, образование и аналитика.

Учредители фонда — Олег Лещук, коллекционер, президент коммуникационного холдинга АДВ, и Мария Кожевникова, эксперт по коллаборациям искусства и бизнеса, руководитель креативного департамента рекламного агентства «Арена», выпускница курса «Международные стратегии арт-бизнеса».

Весной 2025 года MSCA и фонд поддержки современного искусства ЛЕЩУКФОНД провели совместный open call на тему труда и его влиянии на современное искусство. В числе участников была художница Иванка Гарай, представив проект «Агроренессанс». Так экспозиция арт-дуэта «Футурапия» заняла свое место на стенде ярмарки и открыла новый этап сотрудничества школы и фонда.
Даты: 28–30 ноября
Адрес: Софийская набережная, 10, стенд b.36
Информационные партнеры стенда:

Канал о культурном досуге в Москве soulart
Телеграм-канал «Культурные люди»
Медиапроект Выставки.art
Радио «Культура»