Практики кураторства

Радикальная забота об искусстве, других и планете
Язык обучения: русский, английский
Начало обучения: ноябрь 2021
Продолжительность: 1 год
Форма обучения: 2 будних вечера (понедельник и среда) с 19:00 до 22:15 и 1 выходной день (суббота) с 11:00 до 18:15.
Программа проходит в партнерстве с Британской высшей школой дизайна
О ПРОГРАММЕ
Уменьшение заботы о всех аспектах человеческой жизни было одним из основных последствий неолиберальной политики жесткой экономии, которая стала еще более заметной во время глобальной пандемии COVID-19. В последние десятилетия неолиберализм извлек выгоду из индивидуалистического представления о заботе, широко пропагандируемого в виде «заботы о себе» и сопутствующей ей индустрии с миллиардными доходами. Неолиберальный дух капитализма говорит на языке «заботы о себе», чтобы продвигать принудительный режим поддержания физической формы для индивидуального успеха, игнорируя реальности взаимозависимости. Современные субъекты так называемого «развитого» мира получают задание заботиться о своих перегруженных работой телах, но все меньше и меньше заинтересованы в благополучии тел, находящихся за пределами непосредственного окружения, семьи, класса, рабочей среды, района, города, страны.
Задолго до начала глобальной пандемии феминистские экономисты, социологи и политические теоретики диагностировали глобальный кризис медицинской помощи. Стремительно изменившийся глобальный социально-экономический контекст требует разработки нового языка вокруг заботы – в противопоставление «заботы о себе», включая заботу о климате, заботу о Земле, заботу о «других» (в том числе других живых существах и «не-человеках») или планетарную заботу, расширяющую отношения заботы за пределы человеческой взаимозависимости.. читать дальше
Исторически сложилось, что кураторы музеев несут ответственность за заботу, юридические и моральные обязательства по обеспечению безопасности и благополучия других. Но как вернуть себе уход и заботу о себе посредством кураторства? Как лучше понять политику взаимозависимости? Как сделать заботу об эмансипаторном и преобразующем кураторстве значимой? Как превратить заботу о себе в политическое оружие? Как совместить в кураторстве заботу и заботу о себе? Почему учреждения современного искусства так любят говорить о заботе, оставаясь зачастую такими беззаботными и неинклюзивными? Как художественное учреждение может осмысленно воплощать и производить знания и политику заботы? С каких этических позиций заботы о природе и других должны проектироваться современные выставочные программы? Кризис последних лет выявил скрытые трещины в системе, а также невидимые инфраструктуры, которые ее поддерживают: то, что не работает, внезапно стало очевидным. Это особенно верно в отношении культурного сектора, музеи и культурные институции по всему миру одними из первых были вынуждены закрыть свои двери. Несмотря на проблемы, связанные с беспрецедентным кризисом, многие культурные учреждения продолжили служить источником устойчивости и поддержки своих сообществ, адаптируясь под новые условия и разрабатывая новые способы обеспечения широкого доступа к культуре, образованию и выявляя новые кураторские стратегии. Особое внимание на программе «Практики кураторства» будет уделено современным вызовам, стоящим перед проектированием выставочных и образовательных проектов, которые могли бы побуждать всех их участников и посетителей к справедливому будущему.
Программа «Практики кураторства» рассмотрит курирование – от латинского «cura», что означает «забота» (подарившее свой корень и слову «любопытство» в английском языке) – как жизненно важное звено между культурным производством и социальной сферой в более широком смысле. В этом расширенном определении кураторство затрагивает весь спектр культурного производства, включая исторические и художественные исследования, документацию и архивные проекты, а также организацию общественных мероприятий.
Студенты столкнутся с разнообразными возможностями современных практик кураторства – от сбора, сохранения и изучения современного искусства до разработки новых способов популяризации искусства с помощью интерактивных и автономных показов в нестандартных контекстах, публикаций, педагогических, социальных и перформативных интервенций.
Глобальная пандемия требует перехода от институциональной критики к институциональной трансформации. От работы над тем, чтобы сделать неравенство видимым, пришло время фактически изменить наши институции, опираясь на феминистскую, квир-критику и постколониальное знание, а также на требования перераспределения заботы, и используя опыт целителей, медсестер, социальных работников, участников системы здравоохранения, педагогов, активистов и работников культуры.
Учебная программа «Практики кураторства» будет не только побуждать студентов развивать свою личную кураторскую практику путем проведения выставок, публикаций и мероприятий (финальный групповой проект будет выступать в качестве кульминационной точки курса), но также сделает упор на погружение в историю становления кураторской профессии, историю выставок и современную критическую теорию. Поэтому важной частью учебной программы станут ридинг-группы и коллективные разборы основных современных текстов важнейших философов, теоретиков и искусствоведов – от постгуманитарных исследований до постколониальной теории. Благодаря сочетанию лекций, семинаров, мастер-классов и независимых исследований студенты знакомятся с самыми актуальными дебатами в современной кураторской сфере, особенно в тех случаях, когда они пересекаются с социальными, политическими и этическими проблемами. Программа будет выстроена на постоянном диалоге с приглашенными российскими и зарубежными специалистами выставочного дела, теоретиками и культурными продюсерами, что будет способствовать формированию глобальной международной кураторской профессиональной оптики, а также будет включать закулисные посещения ключевых художественных учреждений Москвы и других российских городов. В частности, по желанию, студенты смогут посетить основные региональные центры современного искусства и познакомиться с их проектами. Встреча с кураторами различных российских институций позволит получить бесценный опыт знакомства с реальными ситуациями и профессиональными проблемами активных практиков современного искусства.
ПРОГРАММА ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ
Развитие личной кураторской практики через проведение выставок, публикаций и мероприятий;
Изучение различных форм кураторской деятельности и ролей куратора;
Изучение применимости кураторских практик в музейной, галерейной и некоммерческой институциональной сферах;
Знакомство с историей становления кураторской профессии, с основами современной критической теории и философии, с правилами написания кураторских текстов.
Форматы обучения помимо лекций, семинаров и мастер-классов включают в себя ридинг-группы и коллективные разборы основных современных текстов важнейших философов, теоретиков и искусствоведов, проведение независимых исследований, посещение ключевых художественных учреждений Москвы.
Важной частью программы будут студийные визиты и встречи с практикующими кураторами и художниками, которые предоставят возможность «полевых исследований» и познакомят с процессом взаимодействия куратора и художника. Это позволит студентам изучить, какие темы волнуют современных художников, как установить контакт с художником и понять его, какие шаги стоит сделать куратору от знакомства с художником до интерпретации его работ, как для выставочных проектов можно найти сильные работы и темы, отражающие дух времени.
Финальный проект позволит студентам провести публичную презентацию собственных кураторских исследований и предоставит возможность общественного обсуждения их кураторских проектов.
ТЯНИ
4
3
2
1
ПРЕПОДАВАТЕЛИ
Куратор программы
Независимый куратор международных выставочных и образовательных проектов, арт-критик. Лауреат государственной премии в сфере современного искусства «Инновация» (2017) в номинации «Куратор года».

Куратор фонда развития современной культуры V-A-C (2014−2016). Куратор галереи ISSMAG (2016−2017). Главный специалист дирекции регионального развития РОСИЗО-ГЦСИ (2017−2018). Куратор обновленной галереи «Ходынка» (2019). Куратор некоммерческого фонда поддержки современного искусства Cosmoscow (2019-2020). Член экспертного совета VI Московской международной биеннале молодого искусства (2018) и грантовой программы музея «Гараж» для молодых художников, работающих в сфере актуального искусства (2018). Резидент Futura gallery (Прага, 2018) и Luciano Benetton Foundation (Gallerie delle Prigioni, Тревизо, 2019)... читать дальше
Выпускник Санкт-Петербургского государственного университета, Института проблем современного искусства и факультета арт-менеджмента бизнес-школы RMA. В разное время выступал с лекциями на фестивале Future Everything (Манчестер), ярмарке Art Athina (Афины), «Киберфест» (Санкт-Петербург), Microsoft Art Week (Москва), в Государственном центре современного искусства, Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, музее современного искусства «Гараж», московской школе фотографии и мультимедиа имени Родченко, Институте проблем современного искусства, «Art&Science Day» Института «Сколково», факультете «Арт-менеджмент» бизнес-школы RMA. Автор статей о современном искусстве и культуре для журналов Artforum, Aroundart, Colta, «Артгид», «Афиша», «Художественный журнал», The Calvert Journal, East East, «Диалог искусств», «Афиша», Lookatme, Strelka magazine и других.
ПОРЯДОК ПОСТУПЛЕНИЯ
1. Заполнить анкету-заявление на сайте
2. Отправить CV и мотивационное письмо
3. Пройти собеседование с куратором курса.
До собеседования в дополнение к анкете необходимо прислать своё CV, которое отражало бы ваш профессиональный опыт, а также мотивационное письмо, обосновывающее выбор данной программы и то, как обучение может помочь в развитии вашей кураторской практики.
До собеседования по желанию вы также можете предоставить портфолио реализованных вами проектов. Рекомендованные форматы:
- файл pdf
- ссылка на сайт с представленным реализованным кураторским проектом, а также ссылки на публикации о нем в профессиональной и непрофессиональной прессе
- ссылка на отдельные проекты и материалы к ним на файлообменнике.
2 этап: собеседование с теми, кто прошел отбор на 1 этапе
Для поступления на программу предусмотрен предварительный отбор в 2 этапа.
370 000 ₽
Стоимость обучения
Возможна оплата в рассрочку
В год
КАК ПОСТУПИТЬ
Анкета-заявление
CV, отражающее профессиональный опыт
Мотивационное письмо
Подлинник или заверенная копия документа об образовании
2 фотографии размером 3х4
Паспорт (предъявляется при подаче документов)
Необходимые документы:
Made on
Tilda