Сохранить как…

Гид по выставке-интервенции
Сохранить как…
Гид по выставке-интервенции
В Музее истории ГУЛАГа до 22 мая 2022 года можно увидеть работы студентов-художников Московской школы современного искусства. Также вы увидите, как современное искусство работает с темой памяти, прошлого и исторического наследия.

Выставка называется «Сохранить как...» и представляет собой созданные молодыми художниками объекты, интегрированные в постоянную экспозицию музея — поэтому это выставка-интервенция. Все работы переосмысляют тяжелейший период истории XX века и вступают в диалог с существующей в Музее истории ГУЛАГа выставкой.

Собрали подборку работ студентов (всего на выставке представлено 30 произведений) — чтобы облегчить построение собственного маршрута по выставке-интервенции современных художников.
| Оля, Юля и Артём

Сохранить, чтобы сберечь, чтобы понять: памяти уже через край и больше не нужно. Сохранить, чтобы не исчезло. Сохранить, чтобы не каждый день думать об этом.

|манифест|

Множественность голосов и шумов вокруг, постоянный звук, постоянное движение картинок, наслоение смыслов, перепроизводство слов, все является гиперссылками, которые вступают в контекст, табло не запрограммировано на одну надпись, мы никогда не узнаем, что будет в бегущей строке, поэтому бежим сами и пробуем читать на бегу. Каждый день — новый контейнер. Мы наблюдаем, мы спокойны, мы просто фиксируем данные.
| Катя Антанович, Наталья Межерицкая

Сохранить как… — для нас это попытка ответить на вопрос, что делать с памятью о ГУЛАГе. Что помнить, как сохранять воспоминания и свою позицию по отношению к ним? Это всегда вопрос личной позиции и ответственности. Мы пытаемся осмыслить, может ли опыт поколения ГУЛАГа быть полезен в настоящем, помочь пережить новые вызовы в ситуациях «вытравливания личности » и жить после этого.

|манифест|

Мы родились и жили в стране, которой больше нет, собрали и впитали знание о такой разной реальности тогда и там, здесь и теперь. Это прошлое имеет свой уникальный след: остались истории и слова, безмолвные образы и яркие картинки, глубокие корни и невидимые нити, врастающие в эту землю, пересекающие страну как тогда, так и теперь. В художественном творчестве мы занимаемся исследованием, переосмыслением и репрезентацией прошлого. Мы работаем с проблемами памяти и их пересмотром, вопросами правды и неправды, присвоения гражданской позиции и ответственности, а также с последствиями влияния личной и коллективной памяти на настоящее. В своих работах мы используем разные материалы и объекты, которые наиболее полно отражают наше художественное высказывание. Зачастую мы объединяем в одном проекте вещи из прошлого и настоящего, переосмысляя их через современное нам художественное высказывание.
| D2

Сохранить как капсулу времени.

|манифест|

В нас течёт единая кровь, единый смысл. Мы разные, мы уникальны — наше единство делает каждого из нас ярче в своей самобытности. В этом и есть наше единство. Когда мы обращаемся к истории, мы смотрим вглубь себя. Искусство — познание. Познание — это познание себя. Мы ищем цельную картину себя в раздробленных осколках. Где найти эти осколки? Для этого нам и нужен ответ. Мы принимаем то, что находим, не закрываем глаза на первобытные страхи, не выделяем одну деталь механизма. Этот механизм работает только когда работает каждая деталь. Искусство — вне дискриминации . На этой территории нет правых, нет чужих, в искусстве чувства зрителя способны проникнуть в невыразимое создателя, и осознать новое в себе. «Русское» — не внешнее, «русское» — это мы внутри. Мы оглядываемся и видим. Помочь увидеть другим — наша задача. Увидеть то, что мы — есть. Увидеть во всем противоречивом и завораживающем, понятном, забытом, неизведанном, аутентичном, советском, дворцовом и деревенском — себя. Путь сложного человека. Мы тянемся к противоречиям. Мы готовы их разгадать, но разгадка — не цель, а путь. Путь скажет, откуда мы пришли и где оказались.
| III

Сохранить в себе человека, личность, сохранить ориентиры, эмпатию и сострадание, сохранить себя для себя, сохранить себя для других, сохранить в папку памяти, чтобы не забывать о последствиях и не повторять ошибок.

|о группе|

III (iii) — ай -ай -ай, яяя. Множество, состоящее из единиц, каждая из которых является отдельным Я. Возглас, выражающий испуг, страх, боль. Употребляется как сказуемое. Возглас, выражающий изумление, удивление, восхищение, одобрение, похвалу или, наоборот, неодобрение чего-либо.
​​| Рита Валова

В своём проекте я обращаюсь к теме смерти и к тому, как она представлена в экспозиции музея. Меня особенно волнуют вопросы, связанные с правом человека быть похороненным в соответствии с общепринятыми традициями и канонами, с правом не быть забытым. В попытке стереть грань между памятью и забвением, я создаю место для поминовения всех несчастных душ, прошедших через муки этого страшного периода и так и не обретших достойное последнее пристанище. Это одновременно и захоронение, и нахождение спрятанного, того, что не должно было быть найденным. Метафорически я делаю попытки найти затерянное. Своими руками я словно ищу в песке забытые души и открываю им путь к свету, успокоению и лучшему месту где-то там наверху. Расположение работы под лестницей имеет некую отсылку к тому, что было спрятано и забыто. Также лестница символизирует возможность возвыситься и оказаться в другом мире, пространстве, измерении.
| Смотри наверх

На картине изображена женщина, везде одна и та же, это женщина, в один и тот же период проживающая свою собственную войну, идущая по своему минному полю. Женщина занимает особое место во времена политических репрессий, она переживает войну не только мировую, но и душевную. Она проживает её и по сей день. Потери, расставания, ущемление обществом — всё это оставляет след в её душе, но в главном она всегда остаётся неизменной, она выживает, возрождается и верит в себя. Как отголоски прошлых войн и репрессий, сегодня историки находят безмолвных свидетелей минувших эпох — предметы, хранящие на себе отпечатки того, что было. Один из таких предметов — консервная банка. Эти банки сегодня выглядят настоящим символом нашей истории — и в то же время олицетворением судьбы человека, прошедшего через тяжелые испытания. Они способны на протяжении нескольких десятков лет сохранять консервы в вечной мерзлоте. Даже пустые, они были величайшей ценностью: из них можно было сделать посуду, которую берегли и помечали своим именем. А ржавчина и вмятины, появлявшиеся со временем, не меняли их сути...Так и с душой человека.

Пройдя через опыт своей войны, через свою историю, ты не можешь остаться без ржавчины на душе, но вместе с тем ты обретаешь особую ценность. Эта потрясающая способность к регенерации выглядит поистине мистической, связанной с древней энергией Земли. Эту энергию символизирует мицелий грибов — малоизученной и загадочной формы жизни. Они могут выдерживать радиацию в центре ядерного взрыва и жить даже на поверхности серной кислоты. Их мицелий, скрытый от взгляда и способный простираться на огромные расстояния, словно обладает разумом и... волей, позволяющей преодолевать любые препятствия.
| Катя Нефедьева, Таня Патренина

|письма заключённых| — важнейший артефакт, выступающий в роли проводника между нашими поколениями. Личные послания не предназначались для чужих глаз, но затронутые в них вопросы отражали жизнь огромной страны, существовавшей под давлением жестокой государственной машины. Переписывая чужие письма, мы надеваем на себя маску автора и проживаем у себя внутри все его эмоции и тревоги. Мы пишем его словами, обращаемся к его близким, заканчиваем письмо его именем. Эти шрамы судеб мы оставляем в своей памяти и даём им новую жизнь.

|о нас| — тандем двух художниц, который был основан на желании осветить проблему ГУЛАГа для молодого поколения, которое зачастую даже не слышало о его существовании. Рассказать о переживаниях и боли людей. Память выступает в роли проводника между поколениями. Наша задача — показать личные истории людей и их сложное существование в то время. Помнить о людях, об их судьбах необходимо для создания будущего, они являются исторической основой проявления культуры человека. Все важно — важны списки, важны имена, истории, судьбы людей. Это как шрам на теле, который напоминает, что, действительно, произошло. Музей ГУЛАГа является домом для чувств и эмоций заключенных, их письма — это самое сокровенное, что у них было в этих ужасных условиях.
| Точка зрения

Сохранить как O2. Чтобы знать и помнить, что создание общей зоны дискомфорта уничтожает нацию в целом физически и духовно. Постоянная, на протяжении нескольких десятилетий, угроза смерти, унижения человеческого достоинства, бессмысленность действий убивали сильнее голода. Люди, которые вернулись домой после ужасов ГУЛАГа, не смогли восстановиться до свободы высказывания и протеста. Но Они сохранили свои истинные человеческие качества, которые помогли им и выжить в ГУЛАГе, и продолжить жизнь после... Сохранить как памятник великому человеческому духу и бессмертию души.

|манифест|

«Дыши. Живи. Верь». Мы каждый день стоим на пороге событий, которые не всегда нам подвластны. Мы знаем: есть в человеке невидимая мощь духа, на которую можно всегда опереться. Вера — наше топливо, которым мы кормим свои уставшие тела и души. Мы говорим себе и всем живым существам планеты Земля — дышите! Пока есть память и надежда, пока разум формирует мысли, которые словно лечебный яд растекаются по жилам и венам, наша вера начинает пульсировать сильнее, и мы слышим своё дыхание. В непростое время не нужны сложные смыслы и слова, всё сложное может оказаться ложным и непонятным. Мы говорим коротко и просто: Дышите! Живите! Грейте своей верой всех вокруг, чтоб и они дышали вместе с вами.
Подробности о выставке читайте здесь.

Художники
Ольга Махно, Юлия Юркова, Артемий Роккель | Оля, Юля и Артём
Алиса Джусоева, Кристина Дзидзария | D2
Катя Антанович, Наталья Межерицкая
Ксения Флейшер, Лариса Преображенская | Смотри наверх
Екатерина Долгина, Дарья Верина, Оксана Рейман | III
Ольга Демидова, Эмма Цугунян | Точка зрения
Катя Нефедьева, Таня Патренина
Рита Валова

Кураторы
Константин Плотников
Михаил Левин

Все фотографии в этом материале сделаны Ксенией Десятовой.