«Куратор — это человек с развитой сенсорикой и умением создавать выставочные высказывания на актуальные темы»

На фото: фрагмент экспозиции групповой выставки «Интернет животных»

Поговорили с куратором нашей новой программы «Практики кураторства» Александром Буренковым о профессии, миссии искусства и о том, чем будут заниматься студенты в рамках обучения.

— Как вы стали куратором?

— Я пришел к курированию современного искусства и проектированию культурных проектов через искренний интерес к практикам отдельных художников. Еще учась на лингвиста в СПбГУ, я заинтересовался культурной политикой, а ощущение сопричастности определенному поколению художников подтолкнуло помочь им с организацией выставок, и я попробовал применить свои способности описывать происходящие в молодом искусстве процессы, двигаясь от письма и живого диалога с художниками.
Александр Буренков
— Как изменился ваш кураторский подход, когда началась пандемия и долгое время не проводились выставки?

— Период самоизоляции оказался для меня очень продуктивным и заставил в очередной раз задуматься о природе одиночества, в котором мы все оказались в условиях разрушенных привычных социальных связей. Самоизоляция, о которой в своей статье «От карантина до карантина. Руссо, Робинзон и я», написанной во время пандемии этой весной, очень точно рассуждает Катрин Малабу. По ее мнению, мы все переживаем опыт Робинзона Крузо, от которого нужно не спасаться, а наоборот, воспользоваться им, чтобы лучше понять себя и свои желания. Я очень ценю это продуктивное одиночество и в прошлом году собрал вдохновленный статьей Малабу и своими размышлениями групповой выставочный проект «20:20. Время остановилось» в Московском музее современного искусства, для которого 10 молодых художников создали новые проекты-высказывания о новых ритуалах и привычках, порожденных конкретным траснформативным обстоятельством — пандемией.

— Какие компетенции важны для куратора?

— Куратор — это человек с развитой сенсорикой и умением создавать выставочные высказывания на актуальные и своевременные темы. Несмотря на мощнейшую популяризацию и вульгаризацию этой профессии в последние годы, куратор по-прежнему является важной фигурой в международной системе искусства. От продюсера и организатора культурных проектов его отличает умение создавать дискурсивные среды и междисциплинарные исследовательские проекты, писать профессиональные искусствоведческие, критические и теоретические тексты. Исторически куратор вырос из хранителя музея, историка искусства, художественного критика, а за последние полвека не только эмансипировался в независимого исследователя, но и оформился как целостная профессия, и сейчас куратор по-прежнему, подобно режиссеру фильма, определяет содержание и судьбу события, выстраивает сценографию и процесс, дирижирует командой, вдумчиво анализирует художественный процесс и создает продуманные высказывания.

Куратор — человек, который должен вносить в культурное пространство проекты, окрыленные некими новыми смыслами, поэтому он должен быть вовлечен в присущую его времени общественную и интеллектуальную дискуссию, в профессии его должны вести ценности и установки. И именно из новых идей, из нового взгляда на вещи рождается в очень большой степени понимание куратором искусства, культуры и вообще кураторской миссии как таковой.

— В чем принципиальное отличие программы «Практики кураторства» от других похожих программ?

— Программа «Практики кураторства» рассмотрит курирование как жизненно важное звено между культурным производством и социальной сферой в более широком смысле. В отличие от многих других курсов, организованных музеями или частными фондами, готовящих таким образом свои будущие кадры, студенты программы MSСA столкнутся с панорамой разнообразных возможностей современных практик кураторства в актуальном международном контексте (в самых разных институциях — от самоорганизаций и передовых project spaces до государственных музеев и европейских кунстхалле): от сбора, сохранения и изучения современного искусства до разработки новых способов популяризации искусства с помощью интерактивных и автономных показов в нестандартных контекстах, публикаций, педагогических, социальных и перформативных интервенций. Особое внимание на программе «Практики кураторства» будет уделено современным вызовам, стоящим перед проектированием выставочных и образовательных проектов, которые могли бы побуждать всех их участников и посетителей к справедливому будущему.

Учебная программа «Практики кураторства» будет не только погружением в историю становления кураторской профессии и историю выставок, но и научит кураторов думать самостоятельно, обучать навыкам критического мышления, развития своей личной кураторской практики и почерка. Благодаря сочетанию лекций, семинаров, мастер-классов и независимых исследований студенты познакомятся с самыми актуальными дебатами в современной кураторской сфере, особенно в тех случаях, когда они пересекаются с социальными, политическими и этическими проблемами, с которыми сталкиваются кураторы таких институций, как Kiasma, kim? art center, Whitechapel gallery, REDCAT center, музей «Гараж». Программа будет выстроена на постоянном диалоге с приглашенными российскими и зарубежными специалистами выставочного дела, теоретиками и культурными продюсерами, что будет способствовать формированию глобальной международной кураторской профессиональной оптики, а также будет включать закулисные посещения ключевых художественных учреждений Москвы и других российских городов. В частности, по желанию, студенты смогут посетить основные региональные центры современного искусства (Уральская биеннале, петербургский Art Weekend и Кураторский форум и другие) и познакомиться с их проектами. Встреча с кураторами различных российских институций позволит получить бесценный опыт знакомства с реальными ситуациями и профессиональными проблемами активных практиков современного искусства.

— Почему искусству нужна забота?

— Пандемия, несомненно, объединившая людей, усилила наше чувство единства, и все мы стали еще больше заботиться о наших семьях, партнерах, домашних животных, соседях и коллегах. Но в то же время пандемия пролила резкий свет на состояние медицинской помощи, как коллективной, так и индивидуальной: уход за собой никогда не был более индивидуалистичным (и более коммерциализированным). Стало очевидно, что в уходе за собой необходимо отказаться от индивидуалистического подхода к «самосовершенствованию» (уходу за собой, well-being, self-care) и сосредоточиться на улучшении себя на благо других.

— Какие кураторские проекты с заботой об искусстве, себе и планете вы можете привести в пример?

— Искусство и художественные институции после сорока лет эпохи неолиберализма во многом сформированы индивидуалистическим подходом к заботе о себе: многие считают искусство развлечением, объектом для показного потребления, доказательством социального положение и аттрибутом класса, утилитарным инструментом для самосовершенствования. Кроме того, культурные учреждения, особенно частные музеи и фонды, зачастую занимающие позицию политического нейтралитета, часто игнорируют работу, в которой коллективная забота и забота о себе могут принимать форму политического жеста. До недавнего времени политически ангажированному искусству было трудно войти в мейнстримный мир искусства, не говоря уже об арт-рынке, но пандемия немного изменила ситуацию, и некоторые художественные учреждения сейчас сотрудничают с художниками, которых они считали «слишком политичными» до 2020 года. Многие культурные учреждения осознают, что они должны пересмотреть идею заботы о себе как политический акт. Они вдохновлены работой феминисток и борцов за гражданские права прошлого, а также феминизмом и движениями за социальную справедливость.

Номадический культурный центр «Myseum» в Торонто, представляющий проекты по всему городу, недавно организовал серию «Историй», посвященную вопросам исторического присутствие Ку-клукс-клана в Торонто и череде расистских нападений в городе в 1977 году. Совсем недавно Myseum начал серию «Историй коллективной заботы во времена COVID-19» вместе с творческими коллективами и активистами.

В Германии Badischer Kunstverein организовал мероприятие под названием «Переживая кризис вместе» (“Being in Crises Together”), на котором был поставлен вопрос о том, как мы заботимся сегодня, и в нем приняли участие члены коллектива Feminist Health Care Research Group. Художественный проект группы, посвященный берлинскому феминистскому архиву, был представлен на 11-й Берлинской биеннале в сотрудничестве с художницей Вирджинией де Медейрос и включал документы, плакаты и интервью о радикальных инициативах в области здравоохранения, таких как HeileHaus (Дом исцеления), Радикальная терапия, Apothekerkollektiv (Коллектив фармацевтов) и Feministisches Frauengesundheitszentrum Berlin (Центр здоровья женщин-феминисток).
How do we care?, Ausstellungsansicht, Badischer Kunstverein, Karlsruhe 2020.
Очень многие художники в последние годы с разных позиций исследовали вопросы коммодификации ухода за собой — от перформансов Анны Првачки до групповых сессий целебной медитации от гвианской художницы Табиты Резер и инсталляций южнокорейской художницы Кымхён Чон Spa & Beauty (2017), исследующей отношения между косметическими товарами и их пользователями и процессы промышленного производства, стоящий за объектами «ухода за собой» и «самосовершенствования».

Проходящая этим летом Красноярская биеннале — тоже пример заботливого отношения к природе и инфраструктуре среды. Куратор ее основного проекта «Очумелая выставка» Тибо де Ройтер отказался от транспортировки работ 35 немецких художников, избежав тем самым углеродного следа, а предложил им, вместо этого, составить инструкции для воссоздания их работ на месте, создав, таким образом, ироничный парафраз к легендарной выставке Pier 18 Projects («Проекты 18-го Пирса») куратора Уиллоуби Шарпа, прошедшей в Нью-Йорке в 1970-71 годах. Другой групповой проект «Down to Earth» в берлинском Gropius Bau летом 2020 года открыл пространство музея для насекомых, растений и других живых видов: вдохновившись идеями Бруно Латура, кураторы отказались от использования электричества в музейных залах и включили в состав постоянно изменяющейся динамичной структуры выставки нечеловечесих агентов.

— Что вы посоветуете тем, кто только планирует стать куратором?

— Во-первых, необходимо побороть в себе комплекс самозванца — чувство, которое испытывают многие художники и кураторы, особенно в ситуации легкого входа в профессию. Разумеется, знание истории искусства, как и вообще любые знания, никогда не бывают лишним, и для создания исторических, ретроспективных выставок, разумеется, оно необходимо. Но умение учиться самому и наличие другой оптики — лингвистической, социологической, антропологической, физической — может оказаться гораздо продуктивнее и привести к ярчайшим междисциплинарным исследованиям.

Во-вторых, куратору необходимо определиться со своими исследовательскими интересами и строить свою биографию именно согласно им, а не внешним карьерным задачам. К сожалению, для многих специфика кураторской профессии предполагает, что репутация для куратора важнее стабильной зарплаты. Когда-то на страницах уже прекратившего свое существование журнала «Артхроника в номере, посвященном карьере, Виктор Мизиано делился очень ценными соображениями о диалектике карьеры и судьбы. В 1990-е годы карьера и судьба совпадали, так как это был период, когда некие яркие фигуры предлагали новые парадигмы развития и двигались вперед, ведя за собой новые социальные ситуации. Поэтому творческий, интеллектуальный проект и судьба общественная, ситуация социальная — они невольно совпадали. А в 2000-х годах наметилось расхождение. И тогда для многих встал вопрос выбора между карьерой и судьбой. Тезис Мизиано по-прежнему звучит крайне актуально и сейчас, в ситуации, когда основные игроки рынка — частные институции — начинают ценить в своих кураторах гораздо больше не умение критически мыслить и предлагать свежие идеи, а быть лояльными: важно выбирать судьбу, а не карьеру.

Это прозвучит парадоксально, но жесткого определения того, что такое кураторство, не существует, так как это некий тип творческой деятельности, которую каждому новому поколению и каждому новому куратору, входящему в ху­до­жественный мир, нужно вы­думывать заново на пересечении очень разных импульсов. Куратор, выдумывая свою профессию заново, не может не учитывать художников, потому что он, безусловно, зависит от них. Кураторы не отторжимы от людей, и эффективность их проектов, инновационность, удача зависят во многом от того, насколько они смогли выстроить синергию с художественным и художественным контекстом.