Интервью с основательницами
агентства ARTAURA

Три студентки программы «Международные
стратегии в арт-бизнесе» открыли свое дело, еще
не успев получить дипломы. Как? Читайте в тексте ниже.
— Расскажите про агентство ARTAURA, как вы объединились? В чем ваша миссия?

Мы выпускницы программы «Международные стратегии в арт-бизнесе» Московской школы современного искусства. Наше партнерство родилось еще на этапе дипломного проекта, который мы успешно совместно защитили. Агентство ARTAURA сложилось довольно спонтанно, как это часто бывает в жизни.

Мы занимались разработкой онлайн-продукта для российского арт-рынка, а в итоге на первый план вышла наша деятельность как креативного агентства, занимающегося реализацией кураторских проектов «под ключ», развитием карьеры художников.

Наша миссия заключается в том, чтобы сократить разрыв между художником и зрителем, сблизить их. Слишком велико это расстояние сейчас, как нам кажется.

Хочется дать возможность нашим авторам выставляться и быть услышанными по всей России и не только, находить им интересные партнерства с бизнесом и институциями, а зрителям — открывать для себя с помощью искусства бесконечные горизонты новых миров и эстетики, раздвигать границы мышления, находить ответы на вопросы, дающие возможность взглянуть по-другому на себя и мир вокруг.
Нина Берсон, фотограф: Ирина Лушагина
— Как распределяются роли внутри команды?

С одной стороны, мы агентство со слаженным взаимодействием и принятием коллективных решений внутри команды (по таким вопросам как отбор авторов, тематика выставки, логистика). С другой стороны, каждая из нас имеет свои сильные стороны, которые активно использует в развитии проекта.

Нина — мыслит стратегически, пишет яркие и запоминающиеся тексты. Александра — творческая натура, с легкостью придумывает креативные идеи и партнерства. Марина — прекрасный знаток юридических и страховых аспектов.


— Выставка «Фрагменты близости», которая пройдет в Международном центре искусств «Главный проспектъ» в Екатеринбурге — это ваш первый проект? Кто был автором идеи?

Да, это наша первая выставка. Екатеринбург — родной город Александры, здесь она родилась и выросла. Когда возникла идея коллективной выставки выпускников ВУЗов современного искусства, первый, к кому мы обратились с предложением о сотрудничестве — международный центр искусств «Главный проспект» в Екатеринбурге и его куратор Юлия Борзенкова. Огромное спасибо Юле, она сразу заинтересовалась проектом и поддержала его.

Что касается самой идеи и почему привезти авторов именно на Урал? Здесь открывается второе очень важное стечение обстоятельств — сегодня Уральский регион, во многом благодаря Уральской индустриальной биеннале (прим. 6-я Уральская индустриальная биеннале современного искусства прошла с 2 октября по 05 декабря 2021 года) — крупнейшему международному проекту в сфере современного искусства на территории РФ, становится одним из мощнейших его центров. Нам показалось интересной идеей познакомить уже во многом подготовленных к восприятию современного искусства зрителей региона с молодыми авторами из Москвы и Санкт-Петербурга.

Александра Волкова, фотограф: Виктория Шиколаева
— О чем же ваша выставка?

О близости, о многочисленных аспектах этого понятия: пространственных, социальных, психологических. Мы выбирали тему так, чтобы она была созвучна с темой последней биеннале «Время обнимать и уклоняться от объятий». В последние несколько лет ситуация в мире изменилась глобальным образом. Сегодня как никогда каждому важно чувствовать и понимать, что он не одинок, и есть те, с кем можно ощутить себя защищенным, доверить груз переживаний, страхов и боли.

Каждый участник выставки «Фрагменты близости» средствами разнообразных медиа (живопись, скульптура, фотография, перформанс) попытается найти ответы на вопросы: с чего начинается близость, где проходят границы близости, как не потерять себя и не стереть свою идентичность?


— Как знания, полученные во время учебы в MSCA, помогли в подготовке выставки?

Во время учебы мы получили целостный взгляд на структуру российского арт-рынка. У нас выработалось комплексное понимание, что и как здесь работает. Несмотря на то, что «Фрагменты близости» — наш первый самостоятельный выставочный проект под ключ, мы себя чувствовали довольно уверенно. Понимали всю последовательность процесса от начала и до конца — это, пожалуй, стало очень ценным для нас.

Очень помог курс Михаила Левина по современному искусству, умножилось любимое многими понятие «насмотренности», благодаря которому мы смогли выбрать и составить достойный пул авторов. Было здорово, что с некоторыми художниками мы учились на параллельном курсе, а иногда занятия у нас проходили совместно. Фактически, с частью авторов мы познакомились задолго до появления идеи создания выставки.

Мы считаем очень важным, чтобы образовательный процесс был закольцован: менеджеры-художники-кураторы и чтобы еще во время учебы все «звенья выстраивались в одну цепь». Цель этого — дать возможность студентам разных отделений MSCA еще на этапе учебы иметь возможность попрактиковаться в различных общих проектах.

Во время учебы мы делали различные практические задания на темы партнерства с брендами, институциями и тд., это тоже дало нам представление о том, как действовать и какие шаги предпринимать.

Марина Страхаль
Какие у вас планы и проект-мечты?

Планов много, мечтаний еще больше! Сегодня мы хотим сосредоточить свои усилия на «культурных обменах». После выставки в Екатеринбурге мы планируем привезти и организовать в Москве выставку современных уральских художников.

Нам кажется, сегодня стало критически важным расширять географию выставочного пространства. Не может все сосредотачиваться в столице, где одни и те же имена участвуют во многих конкурсах и премиях и где бывает неинтересно идти и смотреть, потому что работы большинства уже хорошо знакомы.

Внешний мир очень сузился. Возможности перемещаться у всех сократились до минимума, но это вовсе не означает, что наш локальный рынок скуден, у нас огромное количество культур и субкультур, а также авторов, которые очень хотят быть услышанными.

Юлия Борзенкова
Чего, по вашему мнению, не хватает российскому современному искусству?

Поддержки художников как со стороны государства, так и со стороны частных институций: мало кто хочет вкладывать деньги в начинающих авторов. Но необходимо понимать, что для того, чтобы художник стал звездой, ему нужно предоставить всего лишь место, возможность творить и быть услышанным. Сегодня художники тратят время на зарабатывание денег на жизнь другими способами, что фактически съедает время, которое они могли бы потратить на искусство.

С другой, молодые художники часто сами бывают пассивны. Они не стремятся к активной работе, не хотят ловить шанс, подавать заявки на open calls, принимать участие в конкурсах, не знают элементарных правил оформления CV и портфолио.

Еще один момент, о котором хочется упомянуть — неподготовленность массового зрителя к восприятию современного искусства. Несмотря на огромное количество лекций, образовательных мероприятий при музеях и галереях, отношение большинства по-прежнему очень настороженное. А также не радует слишком маленький процент людей, готовых покупать и коллекционировать искусство.

Проблем немало, российский арт-рынок довольно закрытый, с устоявшимися правилами и игроками, которые не всегда готовы пускать новичков на свою территорию.

Нам кажется, что сила и будущее в объединении, открытости и прозрачности всех процессов, а также в желании и совместных усилиях что-то менять в ближайшем будущем!