«В темноте все воспринимается по-другому»

выпускницы MSCA Даша Азбиль и Лена Бузуева

о работе со светом и звуком в своей выставке

в особняке Носова

«В темноте все воспринимается по-другому»
выпускницы MSCA Даша Азбиль и Лена Бузуева о работе со светом и звуком в своей выставке в особняке Носова

— В прошлом году в Музее декоративного искусства вы показали свой первый совместный саунд-арт «Один раз услышать» в рамках преддипломной выставки MSCA. Тогда это было интервенцией в постоянную экспозицию музея «Русский стиль. От историзма к модерну». Сейчас, спустя год, проекты можно услышать уже в Особняке купца Носова, который сам является сохранившимся образцом архитектуры модерна. О чем этот проект?

Звуковая инсталляция «Один раз услышать» в музее Декоративного Искусства, Ночь Музеев 2021

Лена: Наш звуковой проект получил свое новое воплощение в особняке Носова — теперь это светозвуковая инсталляция, над которой мы работали вместе с художником по свету Колей Барсуковым, выпускником «Светового дизайна» МАРШ. Основной рабочий инструмент, по-прежнему, нейросеть — чтобы приоткрыть непроявленную природу экспонатов нужно выйти за рамки человеческой логики. Искусственный интеллект с помощью процесса сонификации (перевода изображения в звук) находит свои закономерности между визуальной составляющей и звуковой, которая каждый раз нас удивляет.


Даша: Любопытно, что в этот раз нейросеть выдавала особенно много музыкальных отрывков, тогда как экспонаты музея ДПИ у нее больше ассоциировались с шумами и техногенными звуками. Связано ли это с тем, что в Музее им. Носова находится нотное хранилище и музыкальный отдел Российской Государственной библиотеки для Молодежи, мы не знаем. Возможно, эта догадка, лишь наша человеческая привычка все пытаться объяснять и рационализировать, тогда как задача этого проекта состоит в обратном.

Даша, Лена и Коля в особняке Носова, Ночь Музеев 2022, фотограф Карина Аванесян

Лена: В особняке Носова мы профессионально углубились в работу со светом. Колю нашли через Британку, он режиссирует свет для театральных постановок и инсталляций уже 8 лет. Вместе мы создали 8-минутное динамичное световое сопровождение для звукового перформанса. Режиссировали, как свет будет блуждать по комнате дочери Носова, Августы. Было задействовано 10 осветительных приборов. Все серьезно, если что, это не фонариком поводить в темноте.


Даша: Да, процесс программирования в общей сложности занял около 5 часов. Коля настоящий профессионал, мы неплохо сработались и кажется, что впереди нас ждет больше совместных проектов.
Зрители во время свето-звукового перформанса «Один раз услышать» в особняке Носова, Ночь Музеев 2022, фотограф Павел Шальнев

— На выставке в особняке Носова был также представлен 3D-фильм «Девиантное поведение», который был снят в его стенах. Фильм загадочный, и выполнен в визуальной эстетике хорроров — почему вам было интересно показать историю здания и его обитателей именно с этой стороны?

«Девиантное Поведение» в особняке Носова, фотограф Павел Шальнев
Даша: Для съёмок мы проникли в особняк в нерабочие часы. Нашей задачей было увидеть и попытаться раскрыть экспонаты с новой стороны. С помощью визуальной эстетики фантасмагорий и хорроров в фильме создается иллюзия сверхъестественного поведения неодушевленных объектов. Знакомое превращается во что-то тревожащее и странное. Важно, что фильм экспонируется через стереоскоп внутри специально сконструированного объекта на колесах, прототипа средневекового ярмарочного райка. Этот гротескный прием отсылает к теме мистерий аттракционов, создающих у зрителя иллюзию присутствия потустороннего.

Лена: Нужное настроение в фильме помогли создать рассказы ночного сторожа особняка Андрея Владимировича. С ним у нас завязалась интересная беседа об истории семьи Носовых, слухах о подземных лабиринтах и призраках. В темноте все воспринимается по-другому, и сам дом, экспонаты, атмосфера залов уже не те, какими они нам кажутся днем.

Подобный 3D фильм мы также сняли год назад для Музея Декоративно-прикладного искусства. Эту работу и саунд арт перформанс «Один раз услышать», о котором рассказали выше, мы объединили в один общий проект «Гастроли». Гастролируют не люди, а наши работы, зрителями их выступлений становятся посетители музеев.

— А в каком музее теперь продолжатся «гастроли»?

Даша: Следующие гастроли состоятся в ноябре этого года в музее им. Дарвина в составе групповой выставки «Парадоксы эволюции» (куратор Юля Назар). В Дарвиновском музее мы имеем дело с теорией эволюции и открытиями в области биологии. Здесь мы решили обратиться к самому долгому периоду «застоя» в науке — «Темным векам».

Лена: Нас волнует вопрос наступления «Нового Средневековья» и то, как может поменяться отношение к научному знанию, на сегодняшний день доминирующему. Рассуждая о необходимости эволюции антропоцентрического мировоззрения, новейшая философия предлагает рассматривать человека в качестве одного из субъектов, но не единственного. Следуя за этой идеей, мы попадаем в темный и неуютный мир, в котором люди лишены привычного привилегированного положения. В своих проектах мы рассуждаем о легитимности существования традиционного музея во времена, когда антропоцентризм останется в прошлом.

Даша: Наша идея заключается в том, чтобы попытаться взглянуть на экспозицию через призму темных теорий (Грэма Хармана, Тимоти Мортона, Бена Вударда). Мы хотим подчеркнуть эту мысль, снова сделав главными действующими лицами свето-звукового перфоманса и 3D-фильма экспонаты музея и их «девиантное поведение», которое может стать импульсом для нового витка эволюции нашего восприятия их самих.

— После вы продолжили работу с саунд-артом, и в апреле в галерее «Бомба» можно было увидеть новую звуковую работу «В Дебри» в рамках выставки «Шестое вымирание» (куратор Евгения Белякова). Как изменился ваш подход за это время?

Лена во время эксперимента в рамках интенсива по физиологии слуха, Институт Павлова, Санкт-Петербург, 2022, фотограф Алексей Корзухин
Лена: Да, мы продолжаем работать со звуком. Практически сразу после окончания программы «Современное искусство» в MSCA я пошла на курс по экспериментальному звуку, организованный сообществом звуковых художников soundartist.ru, углубившись в теорию и практику звука. Зимой приняла участие в лаборатории полевых записей в рамках фестиваля Инверсия 2022, организованной сообществом кураторов из Мурманска (Fridaymilk).

Даша: Еще мы вместе приняли участие в интенсиве о физиологии слуха, проводившимся с целью объединить исследования звука художниками и учеными на базе Лаборатории технологического искусства «Биостанция» в институте им. Павлова в Санкт-Петербурге. Эту инициативу курирует творческое объединение «Куда Бегут Собаки».

— Дебри — неисследованная местность, буквально и образно неизученная сторона чего-либо. Этот проект тоже site-specific, расскажите про него.

«В Дебри» на выставке «Шестое вымирание», галерея Бомба, из личного архива художниц
Даша: В этой работе мы реконструировали звуковой ландшафт мифических дебрей, в которых живут и поют вымершие птицы. Это тотальная 4-х канальная звуковая инсталляция создавалась для самого труднодоступного помещения бывшего бомбоубежища ЦТИ Фабрика. Чтобы пробраться туда, нужно буквально преодолеть препятствие в виде выступающей металлической плиты в дверном проеме. Само помещение напоминает подземелье. Почти в полной темноте кроме бетонных колонн и рыхлого грунта под ногами можно разглядеть то, что вряд ли ожидаешь здесь увидеть — два плетеных садовых кресла. Расположившись в них поудобнее, слушая птичье многоголосье, начинаешь всматриваться в темноту. Это не те звуки птиц, которые можно услышать в обычном лесу.

Лена: Создавая их, мы представили себя в постядерном мире. Утратив аудио архив предыдущих поколений, кто-то или что-то пытается реконструировать пение давно исчезнувших птиц. Для сонификации мы использовали иллюстрации-реконструкции вымерших птиц, созданные на основе сохранившихся свидетельств орнитологов и фрагментов скелетов, найденных палеонтологами. Голоса вымершим птицам присваивала нейросеть, у которой есть свои представления о том, как они должны звучать. Важная часть работы — темнота, с ее помощью создается ощущение бесконечности пространства, происходит переключение фокуса со зрительного на слуховое. Темнота предстает совокупностью всевозможных вариантов событий того, как мог бы выглядеть лес в гипотетическом будущем.

— Этот проект разовый или он будет иметь продолжение, как предыдущие ваши проекты?

Лена: «В Дебри» участвует в онлайн-выставке международной биеннале «Искусство будущего», которая проходит в Мультимедиа Арт Музее и посвящена новым медиа. Мы пересобрали звуки в инструктивный перформанс, добавив голос ситтера, виртуального персонажа из проекта «Шана», с которого больше года назад началось наше совместное творчество. На этот раз к вымершим птицам мы добавили озвученные нейросетью существующие сегодня виды. Получился гибридный лес, в котором смешались прошлое и будущее. Мы надеемся, что сами не доживем до этих дней, а вот Шана сможет, поэтому именно она и выступает проводником.

Даша: Также нам бы хотелось реализовать «В Дебри» в реальном ночном лесу. Надеемся, что найдем такую возможность.

— Работа с пространством и звуковым ландшафтом занимает важную роль в вашей практике. Что это привносит в ваши работы и чего помогает достичь?

Даша: Пространство и предметы, которые в нем находятся напрямую влияют на звук, который мы создаем, преобразуя его до неузнаваемости, оставляя лишь общую форму и идею. В случае с музеями каждый раз складывается новый диалог современного искусства и того компонента культуры и истории, который представляет этот музей. В свою очередь, звук, привнесенный нами в пространство, наделяет его нехарактерными свойствами, дестабилизируя наши представления о реальности, намекая на нечто скрытое за пределами нашего знания и сознания.

— В каких еще медиумах вы работаете?

Лена: Я использую свой голос как медиум, записала песню для видео арт проекта и хочу продолжить эту линию. Еще меня сильно увлекает экспериментальная кулинария и использование как продуктов питания в работах, так и сама тема готовки как процессуальный акт творчества.

Даша: До того, как сложился наш творческий союз, каждая из нас работала в основном с перформативным искусством и новыми медиа. Мы продолжаем свою индивидуальную практику. Я планирую реализовать в этом году проект, в котором буду использовать стереофотографию, раскрывать детали пока рано.

Лена: В одном из интенсивов «Биостанции» мы начали осваивать ольфакторное искусство, работу с запахом. Это включало небольшой экскурс в биохимию. Сложно, но это одно из направлений, которое увлекает сейчас больше всего. Свет, звук и запах.

— У вас также есть второй совместный проект «Шана» и творческое объединение SHANA, чем оно отличается от дуэта Даши Азбиль и Лены Бузуевой?

Даша и Лена в тотальной инсталляции «Шана», выставка «Другие» в Галерее «Ростокино», 2022, фотограф Таша Дмитриева
Даша: «Шана» — это проект, с которого началась наша совместная работа еще во время обучения в MSCA. С тех пор наше объединение так и называется SHANA. Чтобы внести различия в названия проекта и объединения, мы используем разные алфавиты.

Шана — имя вымышленного персонажа. Сначала она возникла как цифровой образ и вскоре, словно объект пост-интернет искусства, стала выходить в реальный мир, обретая опыт и фрагменты материальности. Это гибрид, который смешивает в себе наши идентичности, цифровые технологии, мифотворчество и искусственный интеллект. Одна из наших целей в этом проекте — дистанцироваться от собственного эго и узнать, до какого предела возможно мыслить иначе. Буквально перевоплощаясь в Шану, которая уже сама по себе обладает динамической идентичностью, мы соприкасаемся с другими людьми, сообществами, раскачивая амплитуду нашей терпимости. Шана недавно завела дневник в телеграм-канале, где она делится полученным опытом. А в начале июня, как раз завершилась выставка «Другие» в галерее «Ростокино», где можно было увидеть материальное проявление Шаны – ее комнату.

Лена: Мы планируем продолжать практики Шаны (как мы их называем), у нас с ней много планов. Именно этот проект сформировал наш художественный стейтмент, как творческого объединения и оказал влияние на принципы нашего взаимодействия. Благодаря Шане, работая вместе над другими проектами, мы сами становимся немного иными, это точно. Вместо того, чтобы отстаивать свою художественную индивидуальность друг перед другом, мы останавливаем сопротивление и позволяем случайным событиям, объектам, технологиям и другим людям оказывать влияние на процесс, результат и на нас самих. Так же, как и Шана, мы ставим под сомнение грань между вымыслом и реальностью, разумом и эмоциями, серьёзным и игровым, оспаривая существование какого-то одного вида знания. Не отвечая на вопрос зрителю и самим себе, где миф, а где реальность, мы наблюдаем, как выстраиваются новые связи между событиями в реальности и в нашем воображении.

— Где вы ищете вдохновение и что помогает сформулировать идею?

Фото из личного архива художниц
Даша: Мы много читаем и пишем — изначально это нас и объединило. Мы почти каждый день обмениваемся голосовыми сообщениями с мыслями и впечатлениями о том, что происходит вокруг: о прочитанных текстах, будь то философия, антропология, наука и ненаучное знание, в том числе. Я недавно прослушала курс «Онтологический поворот в антропологии» в Московской антропологической школе, а сейчас участвую в писательской лаборатории «Будущее» в центре Вознесенского. Давно увлекаюсь кино и режиссурой. Все это дает мне пищу для идей.

Лена: С одной стороны, примерный веер интересующих нас тем сформирован. Но на самом деле, он непрерывно расширяется во все стороны. Большой клубок идей нам подбросило участие в интенсивах от «Биостанции». Как сам материал лекций и семинаров, так и все, что происходило во время поездки в Петербург: люди, места, события.

— Работаете ли вы сейчас над какими-то новыми проектами?

Лена: Я хочу этим летом записать еще одну песню и снять клип.

Даша: Из общего у нас есть желание снять фильм, сплетающий воедино противоречивые идеи, на которых строится наше творчество. Это будет художественное высказывание с элементами документалистики, состоящее из отдельных интервью реальных людей и их бесед с виртуальной Шаной. Ведь изначально именно она втянула нас в это всё. Шана выступит в роли и субъекта, так, и объекта исследования. Мы не знаем, чем это всё закончится, но надеемся, что съемки пройдут этим летом, а осенью случится премьера.

Лена: В идеале чтобы это произошло на нашей персональной выставке. Мы работаем над ней последние полгода, постоянно дополняя чем-то новым. Нам бы хотелось, чтобы текст, свет и запах стали в ней полноценными медиумами.
Даша и Лена в тотальной инсталляции «Шана», выставка «Другие» в Галерее «Ростокино», 2022, фотограф Таша Дмитриева

Даниил Левитес, куратор просветительских проектов в сфере искусства РГБМ, о проекте в особняке купца Носова:


«Проект, который предложили Даша с Леной, является новой формой взаимодействия между современным искусством и библиотечной системой в лице особняка купца Носова, филиала Российской государственной библиотеки для молодёжи.
Для РГБМ очень важно выстраивать эти отношения. Начиналось все с того, что мы первыми открыли у себя книжный фонд изданий по современному искусству. В его формировании участвует 27 организаций-дарителей, и сейчас в нем более 1000 книг. Другой из существующих проектов, «Это надо видеть», подкасты РГБМ с действующими директорами музеев и галерей, художниками, кураторами, арт-критиками, коллекционерами и другими деятелями искусства. На сегодня у нас уже вышло более 30 выпусков.

В библиотеке также есть своё выставочное пространство. Регулярные персональные и коллективные выставки современных художников позволяют посетителю познакомиться с молодыми художниками поближе в партиципаторном формате.

Проект «Гастроли» — это новый и непредвиденный этап, заставляющий нас идти дальше, выходя за стены библиотеки, работая с памятником архитектуры, с его историей в новом ключе. Такое сотрудничество меняет нашу оптику, стимулирует нас и профессиональное библиотечное сообщество двигаться вперед в преобразовании и обучению библиотечных сотрудников».