Я — другой

Гид по выставке «Другие» в галерее «Ростокино»
Я — другой
Гид по выставке «Другие» в галерее «Ростокино»
— Могу ли я проникнуть в глубинные измерения, где скрыты мои страхи, мечты и желания? Могу ли я встретить там другого, отличного от меня или даже противостоящего мне? Другой — это я или часть меня? — человек N.

«Другие» — выставочный проект команды Newnow, выпускников МSCA: Таши Дмитриевой, Марго Макаровой и Ули Савич. Проект реализован в рамках программы «Факультет» для «Ростокино». В выставке принимают участие представители институций и свободные художники из разных городов России и Латвии.

Специально для нас кураторы выбрали несколько работ и составили гид по выставке.

«Другие» — это групповая выставка, участниками которой являются персонажи художников. Экспозиция строится на контрасте между реальным и бессознательным. Цель выставки — обратить внимание человека на самого себя и на окружающих: мы все другие, и в этом мы одинаковы.

«Бродя по закоулкам собственного сознания, скрытое становится открытым. Ты можешь обнаружить там других, отличных или похожих на тебя, а может даже противостоящих» — Newnow.

Знакомство зрителя с выставкой начинается с манифеста. Умышленный отказ от кураторского текста и передача слова другим — это выстраивание прямого диалога между другими и зрителем. Каждая строка манифеста — это самостоятельное высказывание от лица отдельного проекта. Понять других внутри экспозиции помогает телеграм-бот: сопровождает, присылает фотографии и голосовые сообщения. Он и рассказчик, и слушатель, он задаёт вопросы и даёт ответы. Зрителю не нужен куратор и экскурсовод, он остаётся один на один с другим и собственными мыслями.
— Кто ты?
— Я Другой!
— Сегодня мы с тобой выйдем за пределы сознания и попробуем узреть незримое внутри нас самих и внутри других, выпустить сакральное, демонов, ответить на главный вопрос…
— Если ты к этому, конечно, готов?


Арсений:
— Реальность колышется и не дремлет. Мы слушаем её сердце и отпускаем контроль.

— Эти девушки — лесные нимфы.
Жесты при замирании это подобие жестов персонажей картины «Весна» Боттичелли. Их жизнь игривая и партитура движений выстроена по принципу игры. Они двигаются только по пересечениям линий на поле. Пространство одновременно ограниченно светом и безгранично в своей темноте. Бег, похожий на россыпь капель. Замирания, как у животного когда он насторожился и прислушался. То, что они слушают, это что-то мужское.
Оно проявляет себя в темноте и дыме.
Увесистое, окутывающее и наблюдающее.
В итоге они встречаются.
Нимфы приветствуют темноту.


Наташа:
— Жить вопреки.

— Герои этих фотографий практически не покидают свой дом. Многие работают на дому, другие находятся на содержании у родственников. Это очень разные люди, но их объединяет одно — они «живут» в интернете. У кого-то из них много друзей, но с ними они общаются по сети или у себя дома. А некоторые из них — отшельники.
Я снимала своих героев в их квартирах, с их вещами и любимыми животными. Каждому из них я задавала вопрос: «Почему они ведут такой образ жизни?» Спрашивала их возраст и сколько лет они работают и живут практически отшельниками.
Сейчас большинство людей, так или иначе, зависят от интернета. Он позволяет нам всегда быть «на связи», не боятся остаться одним и позволяет нам находиться в миллионах километров друг от друга. Образ жизни моих героев — это утрированный вариант интернет зависимости и общественной отчужденности.


Наталья:
— Таков культурный код твоей цивилизации. Разбирайся сам.
— Я (сосуд ).
Могу тебе рассказать историю моей жизни.
Ты будешь знать все о моем применении.
Ты даже сможешь это попробовать и повторить.
Ты сможешь воссоздать жизнь той цивилизации к которой мы принадлежали.
Цивилизация “Сирин” полулюди-полуптицы. Веришь? Нет?
Всему есть доказательства: о нас не раз писали СМИ, есть даже целая серия передач об этом, спектральный анализ показывает сколько нам лет.
А что думаешь ты? Ты знал ?Ты веришь?
Возможно, это то, что от тебя всегда скрывали и будут скрывать!
Возможно, ты это уже давно знал, но никому не рассказывал.
Знаешь, как это проверить ? Знаешь надежные источники информации?
Таков культурный код твоей цивилизации. Разбирайся сам.

Телеграм-бот «Другой»: Человеческая цивилизация кем-то придумана? Или это эволюция видов? Ты ищешь истоки своего происхождения? Ты ищешь смысл в жизни? Или ищешь жизнь в смысле?


Александра:
— Всё наше существование — это кружение вокруг пустоты.
— Воображаемые миры предоставляют нам приют, безопасность, защищают от реальности, впоследствии, переплетаясь с ней. Я исследую отношения человека и пространства. Через объекты своей серии strange(r) я пытаюсь проложить мостик между воображением и памятью, задавая себе и зрителю вопрос, как выглядят вытесненные воспоминания, какую они могут обретать форму.
Травма часто оставляет в нашей памяти выжженный след и о наличии там какого-то вытесненного опыта мы можем судить только по осторожному нащупыванию оболочки вокруг этой пустоты. Выжженное пространство внутри скульптур сливается с цветом стен, так что взгляду сложно отделить внутреннее от внешнего. Процесс скольжения взгляда по поверхности и погружение внутрь похож на механизм работы травмы – мы не всегда можем провести четкую границу между внешним и внутренним, между событиями и нашим восприятием.

Телеграм-бот «Другой»: В детстве мы все любили играть в прятки. Другой вопрос От чего мы начали, или продолжили прятаться уже во взрослой жизни?
— от ответсвенности
— от себя самого
— от людей
— от реальности

Телеграм-бот «Другой»: И как можно спрятаться от того чего возможно не существует?


Евгения:
— Зло, остановись!
— Что происходит, когда мы смотрим летсплей игры, в которую не можем вмешаться, но в которую играет скрытый и отдаленный Другой. Нам остается только смотреть и раз за разом наблюдать, как циркулирует и переливается эта последовательность взаимодействий. На бесконечном репите снова и снова переживаем ее. Уже знаем, позитивного исхода не случится, но при этом мы никак не можем помочь нашему герою, изменить его курс и ход действий. Здесь история и про наблюдателя, про травматизацию наблюдателя, который постепенно осознает, мучается от собственного бессилия и уже понимает, что все происходящее на экране неминуемо ведет в пропасть. И про всех котов-призраков, пытающихся что-то вернуть, помочь, изменить, верящих в справедливость, но снова и снова оказывающихся обманутыми дымом.

Телеграм-бот «Другой»: Ты не можешь управлять всем. Главное правило этой игры — игры нет. Нет правил. Ты один на один… как будешь спасаться?


Диана:
— Открой окно и впусти в глаза мягкий холод.
Буду по сугробам бежать
В рог тебя звать
Счастье свое искать.

—Есть на белом свете белый олень. На него охотятся только зимой. Говорят, если поймаешь его обретешь удачу, если обернешься в его шкуру можешь спастись от бед, обретя много радости и везения. Один только образ сводит с ума и заставляет отправиться на поиски. Мы звали его, но в ответ получали только эхо, отраженное от пустоты леса.

Есть воспоминание из детства, как было популярным подвешивать ковры к стене около кровати. Он спасал от холода, который исходит от стен. Часто эти ковры были с изображением оленей на фоне гор, ручейков и водопадов. Есть мнение, что их популярность настала после Второй Мировой войны, когда советские солдаты в качестве трофея принесли домой немецкие плюшевые гобелены с оленями.


Уля:
— Человек — мера всех вещей.
— Мне бы не хотелось говорить много об этом проекте.
В нём изображён человек, и этот человек—я. Я—автор этого человека.
Мне бы хотелось оставить зрителя наедине с мыслью, что человек—мера всех вещей.
Он последствие того, что было и причина того, что будет.
Очень важно, чтобы он не отчуждался от человека в себе сейчас.

Команда NewNow: Другой рассказал о нескольких проектах, но нет ничего лучше, чем познакомиться с ними лично. Приходите на выставку, выбирай полное погружение. Путь другого только начинается.
Остаёмся на связи, здесь и сейчас.

Выставка «Другие». Галерея «Ростокино», ул. Ростокинская, д.1, м. «Ботанический сад», «ВДНХ», МЦК «Ростокино». Часы работы вт-вс 11:00-20:00

Подробнее о представленных проектах и параллельной программе на сайте проекта.

Фотографы: Полина Ульяхина, Ирина Каро, Таша Дмитриева.