To main content

Из космоса в искусство: смена сферы, страны и арт-мира

интервью с художницей Леной Аш
Лена Аш получила фундаментальное университетское образование на Географическом факультете МГУ, успешно занималась международными проектами в сфере космической съёмки Земли, а в конце 2021 года в Берлинском институте искусств прошла ее персональная выставка. Поговорили с Леной, выпускницей программы «Современное искусство», про образование, переезд в другую страну, карьеру художницы, цели на будущее, а также немецкую и российскую сферы искусства.

— Лена, расскажите, как началось ваше сотрудничество с BAI (Berlin Art Institute)?

— C BAI я познакомилась ещё до переезда в Берлин, на Art Spring Academy – это был интенсив по арт-критике во время Berlin Gallery Weekend в 2019 году. Мне настолько понравилось, что через полгода я присоединилась к годовой программе арт-резиденции. Кроме рабочего пространства в общих студиях, резиденция предполагает достаточно плотный график, насыщенный визитами, лекциями и семинарами. Важная часть программы – обратная связь от приглашенных лекторов (художники, кураторы, арт-критики и др.) во время посещения студий резидентов и открытое обсуждение различных вопросов. Институт был основан и управляется Стефани и Ральфом (Stephanie Jünemann and Ralf Schmitt), благодаря их поддержке мне удалось разобраться в разных аспектах деятельности берлинского художника: где покупать арт-материалы, как правильно оформить официальный статус самозанятого художника, получить налоговый номер, какие профессиональные объедения есть в Берлине, что такое социальный фонд художников и др. и составить общее представление о берлинской сцене современного искусства.
Лена Аш
Фотограф – Жанна Бобракова
Недавно вы показали проект «Сделано на кухне», в котором размышляете о роли женщины в патриархальном обществе. Расскажете о нем чуть подробней? Какие истины вам открылись?

— Да, это была важная веха в моей художественной деятельности – первая персональная выставка, которая, по сути, является логическим продолжением длительной резиденции в BAI. В своей практике я пришла к феминизму и переосмыслению гендерной проблематики. Идея и сам проект «Сделано на кухне» (Made in the Kitchen) появились в результате моей вынужденной изоляции во время практически полугодового локдауна в Германии в 2020 году, когда я оказалась в таком же положении, как и огромное количество женщин по всему миру – буквально запертой на кухне. И это подтолкнуло меня к размышлениям, насколько женщина свободна в своём выборе или слепо следует устоявшимся обычаям, является ли она субъектом или обьектом своей жизни?

Традиционная женская гендерная роль предполагает деторождение, сопровождаемое ведением домашнего хозяйства и подчинением мужу, т.е. по сути ограничивается биологическими особенностями половой системы женщины. Однако, гендер является не более чем устоявшимся социальным конструктом, требующим, в данном случае, от женщин поведения соответствующего общественным ожиданиям того или иного культурно-политического контекста, и сдерживающим проявления персональной идентичности, не вписывающиеся в традиционное понимание «женственности».

Сам проект «Сделано на кухне» трёхчастный и сделан с использованием вещей, которые есть практически на любой кухне. Картины написаны на льняном холсте цветными пигментами, смешанными со специями и оливковым маслом, скульптуры сделаны из теста (мука, соль, вода). Одна из частей проекта – огромное вышитое вручную кухонное полотенце, – практически полностью закрывает окно в выставочном пространстве и усиливает ощущение изоляции, подменяя собой все остальные сферы бытия. Причём геометрическая матрица паттерна нарушается, затягиваясь в центр и создавая эффект перспективы без возможности выхода наружу.

Название живописной серии «Цветы» (Flowers) даёт подсказку к прочтению фигуративного нарратива, 20 картин серии (на выставке было представлено 8) изображают пестики различных растений, переосмысляя цветы как традиционный лейтмотив картин художниц. При визуальном сходстве с фаллосом пестик является женским половым органом цветов, которые, как правило, двоеполые и не нуждаются в партнере для размножения. Цветы часто украшают межгендерные отношения, однако женщинам в обществе часто отводится роль декора (здесь можно процитировать несколько политиков высшего уровня постсоветского пространства, призывающих женщин украшать мужское бытиё).

Третья часть проекта – 29 небольших объектов, объединенных названием «Жёны», визуально похожи как на беспомощные женские фигуры, лишённые рук, так и цветы, вывернутые пестиком изнутри наружу. Каждая фигура олицетворяет женское население одной из 29 стран, где юридически мужчина является главой домохозяйства, а женщина лишена права самостоятельно, без одобрения мужа, работать вне дома, открывать банковские счета или подписывать документы и др. При этом, та же статистика ООН утверждает, что женщина в среднем тратит в 3 раза больше времени на выполнение домашних обязанностей, чем мужчина.

Обращаясь к жанрам «высокого искусства», живописи и скульптуре, при помощи простых средств, доступных каждой женщине, я затрагиваю вопрос эксклюзии женщин из классической истории искусств (здесь не буду детально останавливаться, скажу лишь, что причиной являлись социокультурные ограничения, а не отсутствие способностей). Название проекта содержит ссылки к различным референсам в истории искусств, например, Розмари Трокель, Сидни Шерман, Ханс Ульрих Обрист и др.

Интересна обратная связь, которую я получила от посетителей арт-ярмарки Frauernmuseum (Женский музей) в Бонне, где представляла несколько работ из проекта накануне выставки. С большим удивлением узнала, что в Германии, согласно действовавшему до 1977 года законодательству, женщина не могла работать без разрешения мужа. В этом плане советские женщины имели существенно больше прав, что позволило утверждать отсутствие потребности в феминизме в СССР. Однако феминизм, по сути своей ставящий под сомнение доминантную интерпретацию чего-либо, является нежелательным в любом автократическом режиме. Феминистическая оптика настраивает на критическое восприятие окружающей действительности и предполагает свободное использование представителями любого пола. Но, увы, в РФ до сих пор «феминистка» используется как ругательство.

На самом деле, вопрос гендерного неравенства до сих не потерял актуальности. Раньше мне казалось странным, или, скорее, слишком очевидным для художницы говорить на эту тему, ведь уже столько сказано. Но на сегодняшний день ни одна страна в мире не решила вопрос дискриминации женщин, которые не являются меньшинством, а составляют половину населения земного шара. ООН ставит своей задачей к 2030 году обеспечить гендерное равенство (5-ая из 17 целей устойчивого развития т.н. Десятилетия действий). Именно поэтому я продолжу дальше развивать феминистический дискурс в художественной практике, внося свою лепту в борьбу за равноправие.
Выставка Лены Аш «Сделано на кухне», Берлин, 2021
Фотографии предоставлены художницей
Как шла подготовка к выставке? Есть ли отличие от российского выставочного менеджмента?

— Базис любого менеджмента – это отношения. Здесь, в Берлине, художница или художник выступает равноправным субъектом, не отождествляется с объектами, которые она или он готовит для выставки. В целом, в отличие от России, здесь совсем другое отношение к профессии и к носителям профессии. Выставка для художницы или художника – это один из способов заработка, размер гонорара зависит от количества участников. В дополнение к обязательному гонорару, художнице или художнику оказывается и всесторонняя помощь в различных организационных моментах.

В Берлине существует огромное количество программ поддержки художниц и художников: гранты, стипендии, дотируемые студии и т.д. – можно работать в художественной сфере и покрывать свои затраты на жизнь. Союз художниц и художников Берлина и Бранденбурга ББК присылает вновь вступившим шуточную, но тем не менее очень правдивую открытку, на которой написано «Я художница (художник) и мне тоже нужно оплачивать счета». Важно отметить, что профессиональные объединения существуют не номинально, а представляют собой реальную политическую силу, с которой считаются при принятии тех или иных решений. Так, сейчас в Берлине активно обсуждается вопрос доступности и достаточности городских пространств, пригодных для художественных студий.

В целом, сама подготовка к выставке также разбита на этапы, сопровождающиеся соответствующими дедлайнами, однако следовать договоренностям, даже устным, обязательно. Различий больше по содержанию дискурса. Сейчас Москва, к сожалению, удаляется от международной повестки и разрыв со временем ощущается сильнее. Также в Германии все очень ответственно относятся к соблюдению ковидных ограничений, например, на открытии моей выставки действовало правило 2G+, т.е. посещение возможно только привитым и переболевшим, которые должны дополнительно сделать тест в этот день. Провести сейчас в Берлине открытие без масок, дистанций, тестов и пр. – это невозможно даже представить.

— Как вам помогло обучение на программе «Современное искусство»? Что оказалось особенно полезным?

Когда я приняла решение изменить свою жизнь и уйти в искусство из аэрокосмической сферы, где проработала 10 лет после окончания МГУ, очень ответственно подошла к выбору художественного ВУЗа. Летний отпуск я совместила с интенсивом по современному искусству, который позволил узнать ближе о преподавателях и подходах MSCA, потом случилась совместная с первым потоком программы поездка на Документу в Кассель (одно из самых значительным мировых событий в современном искусстве, выставка проходит раз в пять лет), и в октябре 2017 началась учёба. На мой взгляд, фокус на современное искусство делает программу очень востребованной, сильно раздвигая границы собственных представлений. Интересно, что на программу приходят учиться люди с разным бэкграундом, это сильно обогащает дискуссии порой противоположными точками зрения. Особенная благодарность Михаилу Левину – его опыт, вовлеченность, открытость, деликатность, постоянный поиск новых форматов делают эту программу особенной.

Поскольку современное искусство – это искусство смыслов, важность философского модуля сложно переоценить. Очень полезны были практические занятия фотографией, керамикой, столяркой и др. когда свободно экспериментируешь с разными медиумами. Один из самых любимых модулей – это перформанс. Встречи с разными художниками, поездки на локальные и международные мероприятия, обратная связь от кураторов программы – много всего полезного. Я бы ещё добавила несколько занятий по гендерным исследованиям, новой этике, деколонизации, миграции, экологическим вопросам – некоторых тем мы вскользь касались в куратором блоке. И, конечно, нужны практические кейсы от начинающих художников, возможно, выпускников программы – очень интересно слушать состоявшихся художников, но практические рекомендации всё же более релевантны начинающим практикам.
Выставка Лены Аш «Сделано на кухне», Берлин, 2021
Фотографии предоставлены художницей
Какие планы на будущее?

— Не останавливаться, продолжать развитие художественной и кураторской практики как gender equality activist (активист гендерного равенства). На самом деле, на этот год уже есть много конкретики: уже начата работа над каталогом выставки «Сделано на кухне» – документация не менее важная часть, чем подготовка и само мероприятие. Также до конца января мне необходимо предоставить отчёт по гранту, полученному в прошлом году от Фонда в Бонне, и подать новые заявки на гранты и стипендии – заполнение заявок и написание текстов наряду с исследовательской работой, чтением, посещением лекций и семинаров составляют большую часть моей практики.

В 2020 году я запустила свой проект (artist run space или project space) под названием 2chairs artspace, который занимается репрезентацией художников, пришедших в искусство из другой сферы. Два стула, с одной стороны аллегорический символ смены деятельности, а с другой – выставочное пространство, взаимодействуя с которым художница или художник показывает своё искусство, раскрываясь перед аудиторией в откровенных интервью. На сегодняшний момент проект работает в онлайн-формате, что позволяет избегать пандемийных ограничений, но в этом году, помимо плотного расписания онлайн выставок, готовлю первую групповую оффлайн выставку в рамках Berlin Gallery Weekend 2022.

Кроме проектов, которыми я занимаюсь как художница, есть несколько кураторских задумок, реализовать которые планирую в ближайшие несколько лет. Кураторская деятельность подразумевает ещё больше организационных мероприятий (от поиска финансирования и места до подбора и согласования деталей с художницами и художниками) и соответственно времени.

Очень хотелось бы поехать в резиденцию, жду, когда дети подрастут, чтобы более свободно распоряжаться своим временем. Возможно, подам заявку на следующее лето в резиденцию в Колорадо, которая приглашает художниц и художников вместе с семьями. А этим летом точно поеду на несколько дней в Кассель – 18 июня открывается 15-ая Документа.

— Что для вас искусство?

— На этот вопрос можно отвечать очень долго, пространно и поэтично, но я попробую уложить свой ответ в форму короткого манифеста:

Для меня искусство – это social engagement act (наиболее близкий русскоязычный перевод – акт социального взаимодействия), направленный на вовлечение зрителей в изменения окружающей действительности в лучшую сторону.
Лена Аш
Фотограф – Жанна Бобракова