— Недавно вы показали проект «Сделано на кухне», в котором размышляете о роли женщины в патриархальном обществе. Расскажете о нем чуть подробней? Какие истины вам открылись?— Да, это была важная веха в моей художественной деятельности – первая персональная выставка, которая, по сути, является логическим продолжением длительной резиденции в BAI. В своей практике я пришла к феминизму и переосмыслению гендерной проблематики. Идея и сам проект «
Сделано на кухне» (
Made in the Kitchen) появились в результате моей вынужденной изоляции во время практически полугодового локдауна в Германии в 2020 году, когда я оказалась в таком же положении, как и огромное количество женщин по всему миру – буквально запертой на кухне. И это подтолкнуло меня к размышлениям, насколько женщина свободна в своём выборе или слепо следует устоявшимся обычаям, является ли она субъектом или обьектом своей жизни?
Традиционная женская гендерная роль предполагает деторождение, сопровождаемое ведением домашнего хозяйства и подчинением мужу, т.е. по сути ограничивается биологическими особенностями половой системы женщины. Однако, гендер является не более чем устоявшимся социальным конструктом, требующим, в данном случае, от женщин поведения соответствующего общественным ожиданиям того или иного культурно-политического контекста, и сдерживающим проявления персональной идентичности, не вписывающиеся в традиционное понимание «женственности».
Сам проект «
Сделано на кухне» трёхчастный и сделан с использованием вещей, которые есть практически на любой кухне. Картины написаны на льняном холсте цветными пигментами, смешанными со специями и оливковым маслом, скульптуры сделаны из теста (мука, соль, вода). Одна из частей проекта – огромное вышитое вручную кухонное полотенце, – практически полностью закрывает окно в выставочном пространстве и усиливает ощущение изоляции, подменяя собой все остальные сферы бытия. Причём геометрическая матрица паттерна нарушается, затягиваясь в центр и создавая эффект перспективы без возможности выхода наружу.
Название живописной серии «
Цветы» (
Flowers) даёт подсказку к прочтению фигуративного нарратива, 20 картин серии (на выставке было представлено 8) изображают пестики различных растений, переосмысляя цветы как традиционный лейтмотив картин художниц. При визуальном сходстве с фаллосом пестик является женским половым органом цветов, которые, как правило, двоеполые и не нуждаются в партнере для размножения. Цветы часто украшают межгендерные отношения, однако женщинам в обществе часто отводится роль декора (здесь можно процитировать несколько политиков высшего уровня постсоветского пространства, призывающих женщин украшать мужское бытиё).
Третья часть проекта – 29 небольших объектов, объединенных названием «
Жёны», визуально похожи как на беспомощные женские фигуры, лишённые рук, так и цветы, вывернутые пестиком изнутри наружу. Каждая фигура олицетворяет женское население одной из 29 стран, где юридически мужчина является главой домохозяйства, а женщина лишена права самостоятельно, без одобрения мужа, работать вне дома, открывать банковские счета или подписывать документы и др. При этом, та же статистика ООН утверждает, что женщина в среднем тратит в 3 раза больше времени на выполнение домашних обязанностей, чем мужчина.
Обращаясь к жанрам «высокого искусства», живописи и скульптуре, при помощи простых средств, доступных каждой женщине, я затрагиваю вопрос эксклюзии женщин из классической истории искусств (здесь не буду детально останавливаться, скажу лишь, что причиной являлись социокультурные ограничения, а не отсутствие способностей). Название проекта содержит ссылки к различным референсам в истории искусств, например,
Розмари Трокель,
Сидни Шерман,
Ханс Ульрих Обрист и др.
Интересна обратная связь, которую я получила от посетителей арт-ярмарки
Frauernmuseum (Женский музей) в Бонне, где представляла несколько работ из проекта накануне выставки. С большим удивлением узнала, что в Германии, согласно действовавшему до 1977 года законодательству, женщина не могла работать без разрешения мужа. В этом плане советские женщины имели существенно больше прав, что позволило утверждать отсутствие потребности в феминизме в СССР. Однако феминизм, по сути своей ставящий под сомнение доминантную интерпретацию чего-либо, является нежелательным в любом автократическом режиме. Феминистическая оптика настраивает на критическое восприятие окружающей действительности и предполагает свободное использование представителями любого пола. Но, увы, в РФ до сих пор «феминистка» используется как ругательство.
На самом деле, вопрос гендерного неравенства до сих не потерял актуальности. Раньше мне казалось странным, или, скорее, слишком очевидным для художницы говорить на эту тему, ведь уже столько сказано. Но на сегодняшний день ни одна страна в мире не решила вопрос дискриминации женщин, которые не являются меньшинством, а составляют половину населения земного шара. ООН ставит своей задачей к 2030 году обеспечить гендерное равенство (
5-ая из 17 целей устойчивого развития т.н. Десятилетия действий). Именно поэтому я продолжу дальше развивать феминистический дискурс в художественной практике, внося свою лепту в борьбу за равноправие.