Арт-маршрут по Санкт-Петербугу от студентов MSCA

Выходные в северной столице
Арт-маршрут по Санкт-Петербугу от студентов MSCA
Выходные в северной столице
Студенты первого и второго годов обучения программ «Современное искусство» и «Новые медиа в современном искусстве» в сопровождении директора школы Михаила Левина и преподавателя Алексея Мандыча провели выходные в Санкт-Петербурге: посетили галереи Anna Nova, Marina Gisich и встретились с художником Виталием Пушницким. Также в рамках учебной поездки познакомились с экспозицией постмодернистского искусства из коллекции Петера и Ирены Людвиг в залах Мраморного дворца Русского музея, графикой Ивана Сотникова и коллекцией Российского современного искусства в Новом музее и побывали на выставке известного американского художника Тони Оурслера «Гипноз и прочие состояния» в галерее «Цифергауз».

«Образовательные поездки являются неотъемлемой частью образовательной программы, — считает Михаил Левин, — посещение выставок, встречи с художниками, основателями самоорганизаций, кураторами и галеристами позволяют студентам напрямую задать интересующие их вопросы, обсудить волнующие темы в кругу единомышленников, развить насмотренность, а также получить наиболее полное представление о сфере современного искусства».
Студенты на выставках «The Storyteller» и «The peace is too fragile» в галерее Anna Nova
В самом начале культурного уикенда студенты посетили галерею Anna Nova, где их встретила основательница Анна Баринова. Анна совместно с куратором Полиной Слепенковой рассказали о художественном проекте «The Storyteller» – дуэте российской и финской художниц Устины Яковлевой и Сильвии Явен, посвященном психогеографии северных земель и исследованию пограничных состояний. На другом этаже в пространстве Collector's Lounge представлена выставка-высказывание «The peace is too fragile» Марьи Дементьевой, её глубокое исследование собственной субъективности принимает форму визуальных и поэтических композиций.

Анна является не только основательницей Anna Nova Gallery, но и учредительницей Всероссийского конкурса выставочных проектов молодых художников NOVA ART, который дал старт развитию многих талантов. На постоянной основе галерея сотрудничает с 13 художниками. Некоторые работы уже известных современных российских авторов студентам довелось увидеть непосредственно в хранилище галереи. Анна поделилась, что в текущее турбулентное время она довольно тесно общается с художниками, поддерживает и помогает даже в бытовых вопросах. Команда галереи сталкивается с разного рода сложностями, связанными с отменой и переносом выставок, но продолжает искать пути содействия развитию российского арт-рынка.

В завершении встречи Анна дала начинающим художникам важный совет: «Каждая работа это точка роста. Глядя на старые работы, не стоит смущаться! Ничего не переделывайте, не останавливайтесь, идите дальше вперед по своему пути».

Студенты на выставках «Кристалл чистейшей крезы» и «Объединение PARAZIT. В поисках подготовленного зрителя» в галерее Marina Gisich

В галерее Marina Gisich кураторы выставки «В поисках подготовленного зрителя» Семен Мотолянец и Тимур Мусаев-Каган провели экскурсию по экспозиции и поделились историей самоорганизованного объединения PARAZIT, которое существует более 20 лет и является одним из самых ярких в Петербурге. Это своего рода экспериментальная творческая лаборатория с неуемной молодой энергией, новизной и бесшабашностью. Название объединения было выбрано не случайно, художники приспособили для своих выставок пространство коридора галереи «Борей», «паразитируя» на чужой площади. Выставить свои работы может каждый, «паразиты» стараются придерживаться горизонтальной структуры и не признают лидерских и наставнических взглядов. Это позволяет многим художникам показывать несвойственные и даже противоположные их художественной практике работы.

«В поисках подготовленного зрителя» — проект о зрителе, воображаемом и реальном. «PARAZITу действительно очень недостает искомого качества восприятия его трудов. Снять эту остроту или, что точнее, задать ей правильный, позитивно осмысленный вектор одна из важных задач, стоящих перед выставкой. Зритель-реципиент художнику не оппонент. Он ему скорее коллега, партнер. Тот, кто участвует во взаимообмене», уточняет Тимур Мусаев-Каган, и одновременно подчеркивает, что работы, представленные на выставке, это своего рода «апофеоз субъективистского высказывания с сохранением в целости и неприкосновенности зрительской позиции «я так вижу».

Галерея Marina Gisich на данный момент сотрудничает с более 30 ведущими современными художниками из России и стран Европы. И в планах основательницы поддерживать художников выставками их работ, предоставляя каждому из них, как минимум, один месяц для высказывания в пространстве галереи. За годы существования проведена огромная работа, поэтому и сейчас основательница и ее команда не планируют опускать руки и отменять выставки.

Заключительным событием первого дня стала своего рода терапевтическая встреча с художником Виталием Пушницким: «Меня вдохновляет одна простая глубокая мысль: в тяжелые времена, в такие вот как мы сейчас попадаем, каждое действие очень важно и оно делается историческим. Каждый из вас присутствует в истории уже априори. Каждое из ваших действий будет зафиксировано и иметь гигантское значение, потому что оставаясь на острие, не сползая куда-то в тень, в удобное место, люди становятся, действительно, крайне важны, и их действия становятся очень заметны. Плохое время означает только одно, что за ним последует хорошее. Но то, что будет сделано сейчас, определит все остальное».
Постмодернистское искусство из коллекции Петера и Ирены Людвиг в Русском Музее
Вторая половина образовательной поездки началась с посещения Русского музея и знакомства с экспозицией постмодернистского искусства из коллекции Петера и Ирены Людвиг. В коллекции представлены работы Пабло Пикассо, Йозефа Бойса, Джаспера Джонса, Энди Уорхола, Роя Лихтенштейна, Роберта Раушенберга, Сая Твомбли, Ансельма Кифера, Джеффа Кунса, Ильи Кабакова и многих других. Неожиданная, малоизвестная широкому зрителю, но одновременно богатая коллекция произвела на студентов незабываемое впечатление.
На выставке Ивана Сотникова в Новом музее
С творчеством Ивана Сотникова и коллекцией Нового музея студентов познакомила Анастасия Котылева, хранительница архива Музея «Гараж» в Санкт-Петербурге, историк советского неофициального искусства и искусства периода перестройки.

Экспозиция музея создана на основе частной коллекции мецената Аслана Чехоева и располагается на двух этажах доходного дома конца XIX века. В отличие от большинства частных коллекций собрание Чехоева строится не на локальном опыте и субъективных пристрастиях, а на понимании общей картины развития искусства нашего времени. После смерти Аслана в 2016 году Новым музеем управляет его семья.

«Тотальная графика» Ивана Сотникова, соавтора легендарного «Ноль-объекта» и одного из основателей группы «Новые художники», представляет собой ретроспективный обзор графики, на которой представлены и ранние портреты друзей, и зарисовки, сделанные в путешествиях от Черногории до Норильска, пейзажи Вырицы и рисунки в духе граффити и стихийного примитива.
На выставке Тони Оурслера «Гипноз и прочие состояния» в галерее Цифергауз
​​В галерее цифрового искусства «Цифергауз» на острове Новая Голландия в Петербурге студенты посетили выставку Тони Оурслера «Гипноз и прочие состояния».

Работы художника создают пограничное ощущение скульптуры и видео-арта, погружают в себя также, как это делает в обычной жизни смартфон для того, чтобы уйти от реальности. То, что когда-то было инструментом сбора информации, вычислительной машиной, теперь своего рода антиутопический гаджет, используемый для манипулирования сознанием и отвлечения внимания.

На выставке собраны работы разных лет, направленные на изучение темы влияния информации и информационных технологий на отдельного человека и человечество в целом. Находясь внутри его инсталляций важно отследить малейшие изменения своего состояния, то, как влияет обилие «глаз» или тихий завораживающий шепот. Звук – один из важных способов, которым Оурслер пытается привлечь внимание и воздействовать. «Искусство может активировать зрителя», – говорил Оурслер.

Будучи стандартной образовательной практикой, минувшая поездка под влиянием текущей повестки обрела характер экспедиции по поиску определенности и фиксации современности. Студентам получилось убедиться в том, что российское арт-сообщество настроено на продолжение своих инициатив, на поддержку художников, реализацию запланированных проектов и создание новых возможностей для восстановления культурных связей.



Авторы материала: Дарья Верина, Татьяна Гоголева, Ирина Зюськина, Анна Кириллина, Алла Мезенцева, Радмила Мигулина, Аксана Прутская, Анна Торопова, Юлия Юркова.
Редактор: Юлия Юркова.