Даты: 2 марта – 16 мая 2026 Длительность: 2 месяца График: понедельник, среда с 19:00 до 21:15, суббота с 11:00 до 13:15 Формат: онлайн
Расширенный курс (онлайн)
Работы выпускников MSCA на выставке «Мы жили так странно две тысячи лет», Всероссийский музей декоративного искусства, 2021
о чем
Курс охватывает широкий спектр различных аспектов деятельности музея: от создания выставки и программы мероприятий до фандрайзинга и сувенирного магазина. Каждая тема представляется с акцентом на практическую составляющую.
Мы изучим не только отдельно взятые направления музейной работы с практикующими специалистами из различных сфер, но и поговорим о коммуникации между различными отделами, рассмотрев взаимосвязь внутримузейных процессов.
В завершении каждый подготовит итоговый проект анализа текущих стратегий и процессов конкретного музея, разработав рекомендации для повышения их эффективности.
У участников будет возможность разобрать свои конкретные кейсы вместе с преподавателями по профильным предметам.
КАК ПОСТРОЕН КУРС
Занятия проходят онлайн 3 раза в неделю: два вечера в будни и одно занятие в выходной день.
Что узнают и чему научатся участники курса?
познакомитесь с основными тенденциями в современных музейных практиках;
рассмотрите роль куратора выставок в музее;
получите пошаговую инструкцию по организации выставки в музее: от идеи до реализации;
разберете особенности проектирования мультимедийных экспозиций;
изучите основы менеджмента применительно к музейной сфере;
создавать стратегию программинга мероприятий музея (как подбираются мероприятия и формируется план мероприятий);
формировать просветительскую программу музея с нуля для разных категорий посетителей (дети, подростки, семьи);
освоите инструментарий формирования посетительского опыта, оценки качества посещения и создания комьюнити;
узнаете принципы инклюзивного подхода в музейной деятельности;
познакомитесь с основами фандрайзинга и способами финансирования проекта;
научитесь формулировать пиар-стратегию своего проекта;
узнаете основы авторского права и ведения документооборота при организации выставочного процесса;
получите представление о работе сувенирного магазина музея: особенности продвижения, перспективы, коллаборации с дизайнерами;
получите представление о том, как получить грантовую поддержку вашего проекта.
Итоги обучения
По итогу обучения вы изучите основные тенденции современных музейных практик и специфику работы различных музейных подразделений.
Вы получите реальные инструменты, которые можно применить в своей работе: от взаимодействия с посетителем и создания выставок до поиска бюджета для проекта и сотрудничества с партнерами.
Подготовите итоговый проект по стратегии развития конкретного музея.
Структура курса
Введение. Теория
эволюция модели музея и современные концепции;
как устроен современный музей. Теоретические основы музейной деятельности.
Выставки в музее: от концепции к реализации
роль куратора выставок;
полный цикл организации выставочного проекта (от дорожной карты к реализации);
кейсы конкретных выставочных проектов;
особенности проектирования мультимедийных экспозиций;
выставки-интервенции.
Музей и посетитель
комплексный подход к программированию институций: формирование стратегии, подбор мероприятий, коллаборации с внешними проектами, особенности планирования и организации работы команды;
проектирование музейного посетительского опыта: от создания команды до формирования маршрута, принципов построения навигации, исследования качества;
конструирование образовательного опыта в музее;
подходы к работе с детской и семейной аудиторией — вопросы инфраструктуры, адаптация пространства и нарратива на выставках в музее;
принципы инклюзии в музеях в российской и мировой практике: создание доступной и комфортной среды для посетителей с разным опытом.
Управление и финансы
тренды в менеджменте, применимые в сфере культуры;
тема лидерства и управления в музейной команде;
юридические аспекты: система договоров, документы в выставочном процессе, авторское право;
фандрайзинг;
специфика работы с грантами.
Вовлечение
PR-стратегия и маркетинг в музее;
особенности построения сувенирного магазина, подходы в работе с сувенирной продукцией музея.
Как поступить на курс
Для поступления на курс необходимо пройти собеседование с куратором курса. На собеседовании вы сможете задать все интересующие вопросы куратору и команде школы. Всех потенциальных слушателей просим подумать к собеседованию над тем, какие музейные институции в России и в мире их вдохновляют. Даты собеседований назначаются индивидуально.
*В графике и содержании программы возможны изменения