интенсивы
Краткосрочные программы по художественной практике, арт-менеджменту и галерейному делу. Интенсивы организованы в партнерстве с Британской высшей школой дизайна.
ОРГАНИЗАЦИЯ УСПЕШНОГО ВЫСТАВОЧНОГО ПРОЕКТА ОТ А ДО Я
Куратор: Дмитрий Барсенков, заместитель директора Музея русского импрессионизма
Даты проведения: 3-6 июля 2020
Стоимость: 25 000 рублей

Погружение во все стадии создания выставок-блокбастеров на примере одного из наиболее успешных и технологичных молодых музеев Москвы. Курс знакомит с ключевыми процессами кураторской, организаторской и просветительской деятельности, а также с технологиями продвижения и фандрайзинга выставочных проектов.

Программа проводится совместно с Британской высшей школой дизайна.
О чем этот курс?
Погружение во все стадии создания выставок-блокбастеров на примере одного из наиболее успешных молодых музеев Москвы. Число культурных и выставочных проектов растет, организаторам становится все сложнее завладеть вниманием широкой публики и профессионального сообщества. Как избежать ошибок при планировании, подготовке и проведении выставки? Участники получат реальные профессиональные навыки и узнают нюансы, которые нельзя найти в открытых источниках.

Курс знакомит с ключевыми процессами кураторской, организаторской и просветительской деятельности, а также с технологиями продвижения и фандрайзинга выставочных проектов. Каждый сможет на практике понять, какие вопросы решаются самостоятельно, а для каких нужно участие команды.

Преподаватели курса – действующие практики, эксперты из различных профессиональных областей, реализующие проекты в Музее русского импрессионизма.
Что узнают и чему научатся участники курса?
  • Выбирать актуальную тему выставки
  • Планировать работу по подбору, логистике, страховке экспонатов
  • Готовить программу продвижения выставки
  • Строить коммерческую модель проекта
Структура курса
Перед началом курса студенты разбиваются на 4-5 групп, каждая из которых получает проект в проработку. По итогам курса студенты защищают проекты перед комиссией.

Каждое занятие состоит из теоретической и практической части, которая становится частью итогового защищаемого проекта.

День 1
  • Введение. Основные тенденции в мире выставок в России и за рубежом. Рассказ о структуре курса. Формирование команд.
  • Концепция выставки. Выбор темы выставки командами.
  • Курирование выставки: Выставка как история. Детали организации выставки.
  • Соответствия пространства требованиям к показу работ, обеспечение оптимальных условий экспонирования и хранения.
  • Получение работ из сторонних коллекций: страхование, логистика, пересечение границы, условия выдачи

2 день
  • Издательская программа выставки
  • Просветительская программа выставки
  • Инклюзивная поддержка выставки

3 день
  • Концепция продвижения выставки. Маркетинговая поддержка выставки. Организация исследований и маркетинговых коммуникаций. Изучение и улучшение пути клиента.
  • Торжественное открытие выставки и другие события, инициируемые организаторами
  • PR выставки: концепция, принципы, инструменты. Формирование PR стратегии, написание пресс-релизов, организация спецпроектов
  • Digital поддержка выставки. Подготовка контент-плана, выбор тона коммуникации, подготовка постов, аналитика и развитие групп в социальных сетях, прямая рассылка
  • Коммерческая эффективность выставки. Построение системы получения дохода, формирование билетной программы, поиск партнёров и спонсоров, программа лояльности, работа с арендаторам
4 день
Защита проектов
Преподаватели
  • Юлия Петрова, кандидат искусствоведения, директор Музея русского импрессионизма
  • Анастасия Винокурова, ведущий специалист выставочного отдела
  • Елена Шарова, куратор просветительских и инклюзивных программ Музея русского импрессионизма
  • Анна Петрова, ведущий редактор Музея русского импрессионизма
  • Мария Григорьева, PR-директор Музея русского импрессионизма
  • Марта Криштофович, еvent-менеджер Музея русского импрессионизма
  • Дарья Урядова, координатор выставочного отдела Музея русского импрессионизма
  • Наталья Свиридова, главный хранитель Музея русского импрессионизма
  • Мануш Карамхудоев, PR-менеджер Музея русского импрессионизма
  • Дмитрий Барсенков, куратор программы, заместитель директора Музей русского импрессионизма, автор курса Маркетинг и менеджмент культурных проектов на Экономическом факультете МГУ им. Ломоносова.
ПРОЕКТНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ
Куратор: Алиса Прудникова, комиссар Уральской индустриальной биеннале современного искусства
Даты проведения: 13–16 августа 2020
Стоимость: 25 000 рублей

Курс предназначен для менеджеров, кураторов и продюсеров, а также всех, кто хочет бросить вызов себе, приобретая критическое понимание области современного искусства, чтобы разработать инновационные подходы к менеджменту и управлению различными культурными проектами. Программа дает понимание аспектов культурной политики и управления, знакомит с базовыми навыками и процессами ведения бизнеса и стратегического планирования.

Программа проводится совместно с Британской высшей школой дизайна.
О чем этот курс?
Курс посвящен современному сдвигу в культурной экономике к опыту и событиям, а не к артефактам. Это ответ на многочисленные новые формы художественной и творческой практики, которые требуют новых, гибридных форм культурного управления и организации.

Интенсив направлен на то, чтобы слушатели получили необходимое понимание и знания для того, чтобы стать активными создателями в области управления культурного производства в современном искусстве как в качестве индивидуальных инициатив, так и в рамках более крупных существующих культурных организаций.

Курс даёт понимание аспектов культурной политики и управления, базовых навыков и процессов ведения бизнеса и стратегического планирования, что подготовит к формированию четкой стратегии развития в будущем.

Полученные знания будут стимулировать мышление, основанное на творческом исследовании, анализе и глубоком понимании ценности культурной экономики для более широкой экономической, политической и социальной среды, в которой она находится.
Для кого этот курс?
Курс предназначен для менеджеров, кураторов и продюсеров, а также всех, кто хочет бросить вызов себе, приобретая критическое понимание области современного искусства, чтобы разрабатывать инновационные подходы к менеджменту и управлению различными культурными проектами.
Что узнают и чему научатся участники курса?
  • Научатся планировать культурные проекты различного типа в области современного искусства;
  • Познакомятся с ключевыми аспектами профессии арт-менеджера;
  • Получат понимание и наметят шаги, как развиваться и стать частью профессиональной среды современного искусства.
Структура курса
День 1
  • Ключевые понятия проектной работы в современном искусстве
  • Институциональная и персональная деятельность в сфере искусства
  • Основные навыки исследования, анализа и оценки возможностей развития
  • Специфика российского художественного производства, международный контекст

День 2. Аудитория
  • Социальное воздействие и инновации в рамках культурных инициатив
  • Основы социально-вовлеченных практик для культурного производства
  • Создание и продвижение индивидуального культурного проекта

День 3. Спонсорствро и партнерство
  • Формирование понимания культурного производства как в коммерческой, так и в общественной сферах
  • Контексты — местные и глобальные кейсы
  • Предпринимательство и современное искусство, модели спонсорства
  • Новые способы взаимодействия и новые организационные модели

День 4. Фандрайзинг и KPI
  • KPI культурных проектов
  • Эффект Бильбао и другие эффекты для территорий
  • Разработка стратегий для решения краткосрочных и долгосрочных задач для культурных инициатив в современном искусстве
  • Фандрайзинг в области современного искусства
  • Защита проектов
ART&SCIENCE
Куратор: Ольга Вад, куратор, креативный директор Агентства культурных проектов N.A.D.O.
Даты проведения: 30 июля – 2 августа 2020
Стоимость: 25 000 рублей

Программа даёт базовые знания в art&science, активно развивающейся области на стыке актуального искусства, научного знания и технологий. Фокус интенсива на работе с технологиями искусственного интеллекта в художественной практике. В ходе курса будет проведен воркшоп, посвященный использованию нейросетей и, в частности, технологии DeepFake.

Программа проводится совместно с Британской высшей школой дизайна.
О чем этот курс?
Цель курса – дать участникам базовые знания в art & science. Интерпретация научных проблем, поиск новых подходов и методов исследования и, в целом, демонстрация того, как научное знание, научный метод и новейшие технологии могут функционировать вне привычных рамок своего применения – со всеми этими вопросами работают представители этой области.

Слушатели узнают о ключевых для этого направления персонах, проектах и институциях, а также познакомятся с инструментами для анализа междисциплинарных проектов и интерпретации научной информации. Фокус интенсива будет сделан на работе с технологиями искусственного интеллекта в художественной практике.

Одним из этапов курса станет воркшоп, посвященный использованию нейросетей и, в частности, технологии DeepFake. Она позволяет соединять и накладывать друг на друга изображения, видео и голос из разных источников, что может быть использовано для создания как игровых приложений, так и поддельных новостей. В рамках этого практикума участники научатся работать с DeepFake, а в ходе теоретической части рассмотрят понятия постправды, альтернативной истории и то, как на них влияют технологии машинного обучения, использующиеся для создания реалистичных фейков.

К преподаванию в интенсиве привлекаются как ведущие художники и кураторы, работающие в области новых медиа, так и эксперты из разных областей науки и научной коммуникации.
Для кого этот курс?
Для художников, интересующихся новыми медиа; учёных и технических специалистов, заинтересованных в участии в экспериментальных проектах; кураторов, представителей музеев и культурных центров. Курс также будет полезен представителям технологических компаний, заинтересованные в популяризации своих продуктов и сервисов, а также всем, кто интересуется современным художественным процессом, актуальными процессами в современной науке и их отражением в культуре.
Что узнают и чему научатся участники курса?
  • Будут знать основные проекты и тренды в области технологического и наукоемкого искусства;
  • Понимать и учитывать принципы художественного подхода и научного метода;
  • Научатся корректно искать и интерпретировать научную информацию;
  • Получат опыт работы в междисциплинарных командах;
  • Познакомятся с основами машинного обучения и научатся экспериментировать с нейросетями;
  • Сделают собственные проекты на основе технологии DeepFake;
  • Встретятся с ключевыми российскими художниками и кураторами, работающими в области art & science.
Структура курса
День 1
  • Вступление / знакомство
  • Практикум. Где в art&science проектах проходит граница между научным знанием и художественным высказыванием
  • Case studies. Художественные стратегии в области art&science – международные и российские проекты
  • Лекция. Центры art&science в мире: как построить совместную работу художников и ученых
  • Обсуждение домашнего задания: самостоятельный ресерч проектов, работающих с технологиями искусственного интеллекта
  • Artist talk

День 2
  • Семинар. Обсуждение текста AI Esthetics Льва Мановича
  • Практикум по научной коммуникации. Как выстраивать коммуникацию с учеными и интерпретировать научный контент для художественных проектов
  • Case studies. Презентация итогов ресерча
  • Посещение выставки

День 3

Воркшоп. История в эпоху пост-правды: технология DeepFake
  • Брейнсторминг и обсуждение идей участников
  • Лекция. Нейросети и феномен постправды: DeepFake
  • Лекция. Основы машинного обучения
  • Практикум. Работа с архивом, подготовка видео для обучения нейросети, загрузка видео в нейросеть. Часть 1
  • Практикум. Работа с архивом, подготовка видео для обучения нейросети, загрузка видео в нейросеть. Часть 2

День 4
  • Artist talk
  • Презентация и обсуждение проектов участников
  • Семинар. Обсуждение итогов интенсива
Преподаватели
  • Ольга Вад (куратор интенсива), креативный директор Агентства культурных проектов N.A.D.O. Занимается культурным менеджментом и кураторством более десяти лет.
  • Алексей Бутырин, научный сотрудник Политехнического музея, ответственный учёный по теме «Компьютерные науки» новой постоянной экспозиции.
  • Лидия Гуменюк, специалист по научной коммуникации и выставочным решениям Агентства культурных проектов N.A.D.O
  • Дмитрий Морозов / ::vtol::, художник, исследователь, работает на пересечении искусства, науки и технологий, создавая роботизированные инсталляции, гибридные и интерактивные проекты.
  • Елена Никоноле, медиахудожница, преподаватель. Область интересов — гибридное искусство, интернет вещей, искусственный интеллект.
  • Наталья Соболева, научный сотрудник лаборатории федерального исследовательского центра «Информатика и управление» РАН и лаборатории анализа данных Skoltech.
АРТ КРИТИКА
лаборатория критики «Винзавод»
Куратор: Ирина Саминская, руководитель проектов Фонда поддержки современного искусства «Винзавод», руководитель Лаборатории журналистики «Винзавода»
Даты проведения: 23-26 июля 2020
Стоимость: 25 000 рублей

Интенсив знакомит с основными требованиями, инструментами, подходами для написания статей об искусстве, позволит наработать навыки художественного письма. Программа исследует структуру письма, тон и точку зрения, а также профессиональный словарный запас, используемый для интеллектуального описания и анализа выставок и произведений современного искусства.

Программа проводится совместно с Британской высшей школой дизайна.
О чем этот курс?
Письмо об искусстве основано на непрерывной практике и тщательном анализе художественного произведения, проекта или выставки и последующем высказыванием, которое выражает эстетическую, социальную и историческую ценность в контексте времени.

Интенсив дает возможность внимательно изучить произведения искусства, выставочные проекты и важнейшие события и явления в мире современного искусства. Изучая примеры текстов, студенты овладеют основными требованиями для написания статей об искусстве. Курс исследует структуру письма, тон и точку зрения, а также профессиональный словарный запас, используемый для интеллектуального описания и анализа выставок современного искусства. В рамках интенсива будет идти работа под руководством преподавателей и практиков из арт-сообщества, а также совместная работа и обмен с другими студентами в рамках проектной работы. Этот курс также позволит наработать навыки художественного письма, генерируя и редактируя письменные материалы, такие как обзоры выставок, тексты музейных экспликаций, биографии художников и заметки в каталогах и блогах.
Для кого этот курс?
Для начинающих авторов, чья будущая профессия связана с текстом, копирайтингом, креативной практикой, искусством, включая PR и проектную работу. Практика текстов об искусстве позволит улучшить авторский стиль, избежать клише в тексте, создать яркий, оригинальный и интеллектуальный текст.
Что узнают и чему научатся участники курса?
  • Определять и описывать различные типы произведений современного искусства, тенденции и особенности, которые показываются на выставках, биеннале и в музеях и являются частью современного дискурса.
  • Оценивать и использовать профессиональный язык и техники письма, которые применяются в различных специальностях, требующие письменного анализа и осмысления искусства.
  • Создавать письменные обзоры и рецензии, которые будут демонстрировать ваши навыки письма и могут быть использованы для дальнейшей карьеры в области искусства.
Структура курса
День 1.
  • Кто пишет об искусстве, почему и как
  • Структурные блоки визуального письма
  • Сущность успешного художественного письма: тон и структура
  • Сущность успешного художественного письма: голос и ремесло
  • Проект — статья для печатного издания или каталога

День 2.
  • Обзор проектов, созданных галереями и музеями
  • Анализ музейных текстов и экспликаций
  • Обзор того, что говорят пресс-релизы и почему
  • Ведущие представили арт-критики из прошлого и настоящего
  • Новые форматы в журналистике и критическом высказывании

День 3.
  • История и биография в контексте актуальной проблематики
  • Как профессионально передать ценную биографическую информацию о художниках
  • Анализ индивидуального опыта куратора и его социального контекста
  • Как правильно изложить и подать суть зрителю

День 4.
  • Фокус на конкретном примере: от формального анализа единственного произведения до исследования художника или направления
  • Научное письмо для выставочных каталогов, исторических книг и т. д.
  • Формальный анализ, критическая оценка, исторические исследования
  • Презентация и защита проектов
Преподаватели
  • Ирина Саминская (куратор интенсива), руководитель проектов Фонда поддержки современного искусства Винзавод, включая, Лабораторию журналистики.
  • Андрей Паршиков, куратор и арт-критик, в настоящее время — куратор фонда V-A-C, тьютор Открытых студий Винзавода, преподаватель ИСИ им. Бакштейна
  • Евгений Гуцал, генеральный продюсер Divico (ЮТВ-холдинг), автор и создатель более 20 успешных проектов на YouTube, в Instagram, VK, TikTok
  • Сююмбике Давлет-Кильдеева, шеф-редактор портала об образовании «Цех», внештатный автор GQ и Buro 24/7, блогерка, певица
  • Даша Юрийчук, танц-художница и исследовательница визуальной культуры
  • Катя Пысларь, исследовательница, дизайнерка и диджейка, авторка на платформе «Интермодальный терминал»
КУЛЬТУРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО
И МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Куратор: Анна Арутюнова, исследователь арт-рынка, директор московского представительства Швейцарского совета по культуре Про Гельвеция
Даты проведения: 9–12 июля 2020
Стоимость: 25 000 рублей

Интенсив предназначен для художников, сотрудников различных культурных институций и всех тех, кто хочет понять как строится взаимодействие и сотрудничество между различными участниками локальной и международной арт среды. Слушатели смогут сформировать свои цели и позицию в арт-менеджменте, а также освоить навыки успешной работы в международном контексте.

Программа проводится совместно с Британской высшей школой дизайна.
О чем этот курс?
Сфера современной культуры и искусства в России постепенно растет, несмотря на сопутствующие трудности и благодаря самоотдаче задействованных в этой сфере людей. Помимо Москвы, с ее десятками музеев, галерей и фестивалей, все больше значимых арт-инициатив появляется в других российских городах. Активно формируется и растет разветвленная сеть арт-сообщества, которое нуждается в профессионалах. Менеджмент культуры и искусства стал одной из самых активно развивающихся профессий последнего десятилетия в России.

Интенсив поможет слушателям разобраться в экосистеме современного искусства, сопоставить культурные процессы, происходящие в России и мире и определить специфику российского контекста. У каждого появится возможность сформировать свои цели и позицию арт-менеджера, а также освоить навыки успешной работы в международном контексте.

С практической точки зрения, участники усвоят основные навыки, необходимые арт-менеджеру, начиная с умения правильно заполнить заявку на грантовую поддержку, заканчивая пониманием, как оценить верность выбранной стратегии развития арт-инициативы. В ходе интенсива будут рассмотрены разноплановые кейсы, каждый из которых требует особого подхода – создание независимого фестиваля или резиденции, разработка программы музея, управление студией художников или сотрудничество с международными культурными фондами. Приглашенные эксперты поделятся своими знаниями и практическим опытом развития культурной сферы.
Что узнают и чему научатся участники курса?
  • Разберутся в экосистеме современного искусства, сопоставят культурные процессы, происходящие в России и мире и определят специфику российского контекста.
  • Освоят ключевые навыки, необходимые арт-менеджеру, начиная с умения правильно заполнить заявку на грантовую поддержку, заканчивая пониманием, как оценить верность выбранной стратегии развития арт-инициативы.
  • Разберут кейсы различных проектов, каждый из которых требует особого подхода – создание независимого фестиваля или резиденции, разработка программы музея, управление студией художников или сотрудничество с международными культурными фондами.
Структура курса
День 1. Формирование профессиональной позиции арт-менеджера, миссия культуры и арт-проекта. Менеджмент фестиваля

  • Введение: цели и структура курса, представление спикеров и заданий для группового проекта.
  • Специфика профессии, проблемы и вызовы арт-менеджмента в России, успешность и оценка арт-проектов
  • Работа в культуре и современном искусстве, миссия арт-инициативы или культурной институции, механизм создания логической модели, анализирующую деятельность культурной организации или арт-проекта
  • Упражнение: формулировка миссии, ценности и создание логической модели арт-проекта или организации
  • Эксперт: российский и международный опыт менеджмента и курирования фестивалей медиаискусства. От концепции до реализации независимого фестиваля; организация и курирование партнерского фестиваля; специфика работы с большими медиаарт мероприятиями за рубежом
  • Основные тенденции в современном технологическом искусстве
  • Выбор задания и работа над ним

День 2. Структура поля современного искусства и культуры в России. Менеджмент музея

  • Экосистема современного визуального искусства России. Основные игроки, роли, функции. Специфика локального контекста.
  • Контекст: Становление современного музея, кто такой куратор, значение и миссия музея сегодня
  • Эксперт: Обзор региональных институций, кейс Фотографического музея «Дом Метенкова» (Екатеринбург), тенденции в современной фотографии.
  • Стратегия Екатеринбургского ГЦСИ как единицы сети ГМИИ им. А.С. Пушкина - локальная ориентированность VS централизация
  • Работа над заданием

День 3. Менеджмент карьеры художника; менеджмент международной резиденции

  • Как зарабатывает художник и при чем тут арт-менеджмент. Структура рынка искусства, значение галерей, ярмарок и аукционов для художника. Российские галереи на международном рынке искусства
  • Контекст: история взаимоотношений художников и рынка в ХХ – ХХI вв.
  • Эксперт: менеджмент студии художника
  • Введение в менеджмент арт-резиденции: европейская практика и российская специфика. Опыт швейцарских резиденций (диалог с художником); продакшн versus культурный обмен; результат резиденции
  • Эксперт: Российский опыт арт-резиденций, проблемы и тенденции, менеджмент резиденции в российских регионах, практика азиатских резиденций; потенциал международного сотрудничества в сфере резиденций
  • Работа над заданием

День 4. Культурный обмен и работа с некоммерческими фондами. Подача заявок на гранты

  • Некоммерческие культурные фонды, советы по культуре и международные mobility организации: обзор мировых практик и возможностей. Специфика работы с фондами
  • Сотрудничество с международными фондами на примере Про Гельвеции Москва: специфика, стратегия, планирование, работа с заявками
  • Эксперт: стратегия и практика взаимодействия с некоммерческими культурными фондами в реализации художественных проектов
  • Доработка проектов, представление и обсуждение
Преподаватели
  • Анна Арутюнова, куратор интенсива, историк, эксперт по современному искусству и управлению культурными проектами, директор московского представительства Швейцарского совета по культуре Про Гельвеция.
  • Адель Ким, куратор, менеджер, исследователь, менеджер филиала Третьяковской галереи во Владивостоке.
  • Кристина Горланова, заведующий Уральским филиалом ГМИИ им. А.С. Пушкина. Куратор программы арт-резиденций 5-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства.
  • Валерия Олейник (Москва/Берлин) и Анна Морочник (Монреаль)основали студию Spasibo в 2016 году. До этого Валерия и Анна на протяжении многих лет работали в команде Московской биеннале современного искусства.
  • Анна Титовец Intektra, независимый куратор в области искусства новых медиа, медиа/видеохудожник, основатель и программный директор фестиваля аудиовизуальных экспериментов и медиаискусства Plums Fest (c 2008).
ПРАКТИКА И ТЕОРИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА
Куратор: Михаил Левин, директор MSCA, куратор долгосрочной программы «Современное искусство»
Даты проведения: 3–6 сентября 2020
Стоимость: 25 000 рублей

Программа построена на теоретических и практических занятиях, лекциях, дискуссиях, воркшопах и работой над проектами. Участники ознакомятся с различными стратегиями развития собственной художественной деятельности в качестве художника, куратора, арт-менеджера или работника музея, фонда или любой другой институции, работающей в данной области.

Программа проводится совместно с Британской высшей школой дизайна.
О чем этот курс?
Программа построена на теоретических и практических занятиях, лекциях, дискуссиях, воркшопах и работой над проектами. Участники ознакомятся с различными стратегиями развития собственной художественной деятельности в качестве художника, куратора, арт-менеджера или работника музея, фонда или любой другой институции, работающей в данной области.

В течение 4 дней слушатели узнают главные принципы, по которым работает данная сфера и получат практические рекомендации, как стать её частью.

За время обучения на курсе у каждого участника будет возможность создать проект, серию работ, презентацию с описанием концепции, эскизами и всей необходимой информацией для подачи заявок на выставку, конкурс, грант или резиденцию. Также слушатели составят план персонального развития в сфере современного искусства и проработают стратегию реализации проектов взаимодействия с галереями, фондами, музеями и другими арт-институциями.
Что узнают и чему научатся участники курса?
Знания:
Уметь распознавать, анализировать и интерпретировать современное искусство. Понимать пути развития и возможные стратегии построения собственной практики для реализации собственных идей и задумок в рамках данной области.

Профессиональные навыки:
Реализовывать задуманную идею в соответствующем контексте и используя актуальные средства выражения в рамках художественной, кураторской деятельности или арт-менеджемента.

Надпрофессиональные компетенции:
Умение использовать необходимые ресурсы для успешной деятельности, знакомство с различными источниками, к которым можно обращаться за поддержкой, финансированием и сотрудничеством.
Структура курса
День 1. Появление и развитие понятия
  • Знакомство и практикум «От изобразительности к новым формам»: коллаж, редимейд, ассамбляж.
  • Аналитический практикум: как осмыслять и формулировать собственные мысли, идеи и концепции.
  • Лекция «Как появилось современное искусство».
  • Визит на выставку в Гараже и встреча с куратором выставки.

День 2. Современное состояние современного искусства
  • Лекция «Современный контекст».
  • Практикум «Актуальные медиумы»: видео, перформанс, инсталляция, аудио-проект.
  • Artist talk.

День 3. Пути профессионального развития в современном искусстве
  • Создание выставочного проекта
  • Практикум «Кураторская деятельность»
  • Лекция «Стратегии успеха. Пути развития в арт-бизнесе»
  • Дискуссия с одним из ведущих галеристов на тему развития рынка современного искусства

День 4. Комплексное осмысление современного искусства
  • Практическая часть «Инструментарий деятеля искусств»: портфолио, подборка работ, стейтмент.
  • Семинар «Обсуждение выводов и комплексное осмысление».
  • Экспозиция проектов. Разбор выполненных заданий, подведение итогов.

Преподаватели
  • Михаил Левин, директор Moscow School of Contemporary Art, куратор долгосрочной программы «Современное искусство», художник.
  • Лидия Жудро, художница, менеджер галереи современного искусства Syntex, участница Open Studios (Винзавод) и многочисленных выставочных проектов.
  • Алексей Мандыч, художник, участник многочисленных выставочных проектов, номинант Премии Кандинского.
  • Ярослав Воловод, куратор Музея современного искусства «Гараж», лауреат премии «Инновация» в номинации «Куратор года» в 2019 году.
  • Дмитрий Гутов, один из ведущих российских современных художников, принимавших участие в самых престижных мировых арт-форумах, среди которых Венецианская биеннале (1995, 2007, 2011), Стамбульская биеннале (1992), Манифеста (1996) года в Роттердаме, биеннале 2002 года в Сан-Паулу, Сиднейская биеннале (2006), documenta (2007), Эчиго-Цумару Триеннале, Япония (2007), Шанхайская биеннале (2012) и другие.
  • Сергей Попов, искусствовед, основатель и директор галереи «Pop/off/art».
PR И МАРКЕТИНГ В СОВРЕМЕННОМ ИСКУССТВЕ
Куратор: Лариса Погонина, консультант по маркетингу ярмарки современного искусства Cosmoscow
Даты проведения: 6–9 августа 2020
Стоимость: 25 000 рублей

Интенсив знакомит с важнейшими инструментами по продвижению, развитию и взаимодействию с различной аудиторией арт-ярмарки и помогает сформировать понимание методов и стратегий, которые способствуют продвижению и развитию современного искусства.

Программа проводится совместно с Британской высшей школой дизайна.
О чем этот курс?
В мире актуального (современного) искусства принято посвящать основное внимание концепции, идеям и техникам. При этом немаловажной частью деятельности как художника, так и арт-менеджера, является работа по коммуникации с аудиторией. В нашем мире так много информации, что иногда инструменты продвижения использовать просто необходимо.

Маркетинг и PR в современном искусстве занимает особое место, ведь наряду с традиционными проверенными техниками есть масса нюансов, знание и соблюдение которых кратно увеличит шансы компании на успех.

В ходе курса студенты изучают традиционные инструменты маркетинга и техники PR, которые адаптированы специально под работу в сфере современного искусства.
Курс создан таким образом, что сочетает в себе теоретические знания, практические занятия и посещение профильных мероприятий. Также в ходе обучения будут проведены специальные мастер-классы от приглашенных преподавателей – лидеров в своей области знаний. В конце занятий студент самостоятельно подготовит маркетинговый и PR план по продвижению своего проекта.
Что узнают и чему научатся участники курса?
Участники курса освоят:

  • Основы классического PR. Смогут самостоятельно работать со СМИ, предоставлять правильно оформленную информацию прессе
  • Основы работы с Digital & SMM. Как создавать и вести профессиональные аккаунты в социальных сетях для продвижения художника или арт-проекта (галереи, аукциона etc)
  • Работу с Influencers
  • Основы фандрайзинга. Как организовать коллаборации с брендами
  • Основы рекламы
  • Планирование мероприятий
Структура курса
День 1
  • Общий обзор рынка и роль в нем маркетинга и PR.
  • Как работает зарубежный рынок, отличия российского арт-рынка от мирового, с точки зрения работы по продвижению проектов.
  • Успешные кейсы: западные и российские.
  • Обзор инструментов продвижения.
  • Посещение мероприятия.

День 2
  • Классический PR
  • Создание стратегии, навык работы с текстами и фотоматериалами. Публикации в СМИ.
  • Публикации в СМИ. Гость – главный редактор известного глянцевого СМИ.
  • Посещение мероприятия.

День 3
  • Digital & SMM. Основные платформы для продвижения и работа с ними. Instagram, Telegram, Facebook, TikTok.
  • Работа с Influencers. Гость -известный блогер/ автор телеграм-канала.
  • Мероприятия: ярмарки, арт-клубы, арт-бранчи.
  • Разбор кейса профильного мероприятия // Гость из крупного event-агентства.

День 4
  • Коллаборации с брендами. Как получить патронат / спонсорство от крупного бренда.
  • Мастер-класс: партнерство с галереями современного искусства и художниками.
  • Реклама и рассылки. Retention. Почему нужна реклама? Виды рекламы для арт-проектов. Чем реклама для продвижения и создания publicity отличается от рекламы для привлечения клиентов. Разбор кейсов.
  • Как работают сервисы рекламы и рассылки. Мини-лекция от специалистов - рекламного агентства Dewsweb, успешно работающих с топовыми арт-проектами.
  • Разбор кейсов готовых планов по продвижению от студентов.
ПАРТНЕРСТВО
КУЛЬТУРЫ И БИЗНЕСА: СТРАТЕГИЯ, МАРКЕТИНГ, ФАНДРАЙЗИНГ

Куратор: Анастасия Елаева, руководитель направления креативных партнерств Grayling, исследователь взаимодействия бизнеса и культуры.
Даты проведения: 25-28 июля 2020
Стоимость: 25 000 рублей

Цель программы — дать необходимые знания и инструменты для создания грамотной стратегии по соединению бизнеса и культуры. В рамках курса будут рассмотрены форматы взаимодействия компаний и арт-мира, факторы успеха и модели измерения эффективности. Участники также узнают, как строится стратегия привлечения дополнительных средств на стороне культурных организаций.

Программа проводится совместно с Британской высшей школой дизайна.
О чем этот курс?
Цель программы — дать участникам необходимые знания и инструменты для создания грамотной стратегии по соединению бизнеса и культуры. В рамках курса будут рассмотрены форматы взаимодействия компаний и арт-мира, факторы успеха и модели измерения эффективности. Участники также узнают, как строится стратегия привлечения дополнительных средств на стороне культурных организаций.

Программа рассматривает креативные партнерства с двух сторон:
1) как культура и искусство могут быть интегрированы в деятельность компании - от инициатив по вовлечению сотрудников до программ корпоративной социальной ответственности и маркетинга;
2) как культурные проекты могут эффективнее сотрудничать с компаниями, реализуя новаторские программы и помогая бизнесу в решении его задач.

Курс основан на собственных исследования куратора, обзоре последней бизнес-литературы на тему маркетинга впечатлений, спонсорства и оценки эффективности, а также практического опыта лекторов. Кроме того, участники узнают о трендах и процессах в различных направлениях культуры - современном искусстве, музыке и театре. В рамках программы предусматривается выполнение проекта в командах: разработка подхода к арт-стратегии для бренда или предложению для бренда от имени культурного проекта.
Для кого этот курс?
Для специалистов в области маркетинга, бренд-менеджмента, PR, фандрайзинга, сотрудников отделов развития культурных учреждений. Курс также будет полезен художникам, кураторам, галеристам, которым интересна сфера бизнеса и маркетинга.

Желателен опыт работы от 2-х лет в сфере культуры, маркетинга, коммуникаций, бизнеса. Приветствуется знание английского языка для ознакомления с рекомендованной литературой.
Структура курса
Блок 1. Партнерство бизнеса и культуры: история, форматы и текущие тренды.

  • Введение и цели курса; краткий экскурс в историю взаимодействия бизнеса и искусства;
  • Представление участников, нетворкинг-упражнение;
  • Причины интереса компаний к сотрудничеству с культурой и искусством, преимущества партнерства для бизнеса и культурных проектов;
  • Последние тренды в креативных партнерствах;
  • Модели сотрудничества бизнеса и культуры, лучшие практики;
  • Кейс: культурная стратегия BMW (Илья Барышев, куратор, отвечает за культурные коммуникации BMW Group Россия);
  • Культурный интенсив: тренды и процессы в современном искусстве (Михаил Левин, куратор, преподаватель БВШД).

Блок 2. Искусство как часть корпоративной социальной ответственности и маркетинговой стратегии компании. Создание арт-стратегии

  • Искусство и культура как часть корпоративной социальной ответственности;
  • Искусство как часть маркетинговой стратегии компании. Маркетинг впечаталений / experiencial marketing: от 7 P (product, price, place, promotion, people, physical, process) к 7 E по Уидед Батат, University of Lyon (experience, exchange, extension, emphasis, empathy capital, emotional touchpoints, EMIC/ETIC process), Brand Experience Blueprint (Brand Experience Environment, Brand Experience Essentials, Brand Experience Enablers) по Даррену Коулману; концепция Aesthetic Intelligence Полин Браун;
  • Роль искусства и культуры в управлении брендом; кейс: культурные партнерства Simple (София Кареева, со-основатель креативного бюро May/Be Bureau, ex-старший бренд маркетинг менеджер в отделе специальных проектов Simple Group);
  • Создание арт-стратегии компании: оценка аутентичности партнества, partnership canvas model, критерии успеха;
  • Культурный интенсив: тренды и процессы в современной музыке (Андрей Рыжков, куратор направления Music Production в Moscow Music School (Universal University) и сооснователь музыкального ателье KOV KOV).

Блок 3. Партнество с бизнесом в культурных организациях. Фандрайзинг

  • Тренды в восприятии культуры и изменения роли культурных организаций;
  • Коммерческая деятельность культурной организации и источники привлечения дополнительных средств на примере Музея русского импрессионизма (Дмитрий Барсенков, заместитель директора Музея русского импрессионизма, курирующий в числе прочих вопросы коммерции, маркетинга и технологий);
  • Модели финансирования культурных организаций на примере Третьяковской галереи (Евгения Берлова, куратор партнерских программ в Государственной Третьяковской галерее);
  • Связь фандрайзинга, маркетинга и коммуникаций внутри культурной организации;
  • Развитие отношений с партнерами: принципы, лучшие практики;
  • Создание фандрайзинговой стратегии и подготовка предложения для потенциального партнера;
  • Культурный интенсив: тренды и процессы в современном театре (Полина Бахтина, художник, сценограф, иллюстратор, куратор программы «Сценография» БВШД).
Преподаватели
  • Анастасия Елаева, руководитель направления креативных партнерств Grayling;
  • Илья Барышев, менеджер по культурным коммуникациям BMW;
  • Дмитрий Барсенков, заместитель директора Музея русского импрессионизма (курирует вопросы коммерции, маркетинга и технологий);
  • Евгения Берлова, куратор партнерских программ в Государственной Третьяковской галерее;
  • София Кареева, со-основатель креативного бюро May/Be Bureau, ex-старший бренд маркетинг менеджер в отделе специальных проектов Simple Group, лектор БВШД;
  • Михаил Левин, директор MSCA, куратор долгосрочной программы "Современное искусство" MSCA и БВШД;
  • Алексей Савищев, директор проекта "Открытые сцены" МХАТ им. М. Горького, ex-директор по PR и корпоративному маркетингу Moet Hennessy;
  • Полина Бахтина, сценограф, куратор программы "Сценография", БВШД;
  • Андрей Рыжков, куратор направления Music Production в Moscow Music School (Universal University) и сооснователь музыкального ателье KOV KOV;
  • Сергей Хирунцев, директор по маркетингу и связям с общественностью Cartier Russia and CIS.
Следите за новостями!
Пожалуйста, оставьте свой электронный адрес, чтобы получать информацию о старте курса.
ОСНОВЫ ГАЛЕРЕЙНОГО БИЗНЕСА
Куратор: Сергей Гущин, основатель галереи Fragment
Даты проведения: 20–23 августа 2020
Стоимость: 25 000 рублей

Интенсив будет полезен тем, кто хочет основать свою галерею и видит себя в будущем в качестве арт-менеджера, галериста, арт-дилера или просто хочет понять, как функционирует галерея современного искусства.

Программа проводится совместно с Британской высшей школой дизайна.
О чем этот курс?
Этот курс исследует галерейный бизнес, объединяя примеры из реального мира с критическим размышлением по темам, которые формируют арт-бизнес, включая все более важную роль художественных ярмарок. Интенсив подойдет тем, кто рассматривает карьеру в этой области, а также хочет понимать, как выстраиваются взаимодействия с современной галереей. Участники получат практические знания о повседневном функционировании и стратегических операциях галереи, включая взаимоотношения с художниками и клиентами, подготовку к художественным ярмаркам и участие в них, ведение переговоров об отношениях с другими игроками на арт-рынке и маркетинге через онлайн-каналы.
Для кого этот курс?
Интенсив будет полезен тем, кто хочет основать свою галерею, видит себя в будущем в качестве арт-менеджера, галериста, арт-дилера или хочет понять, как функционирует галерея современного искусства.
Что узнают и чему научатся участники курса?
  • Поймут, как устроена галерея современного искусства, какое место она занимает в экосистеме арт-мира, изучат ключевые принципы ее работы.
  • На конкретных примерах поймут, что такое арт-менеджмент и бизнес-планирование.
  • Изучат особенности международного и локального арт-рынка
Структура курса
День 1: Что такое галерея современного искусства?
  • Структура арт-рынка: кто они, основные игроки. (Место галереи в иерархии. Как галереи взаимодействуют с другими участниками рынка и как влияют друг на друга).
  • История галерейного бизнеса. Кто придумал современные галереи и что такое "галерея современного искусства в XXI веке"
  • Что собой представляют мегагалереи. Как большие галереи захватывают рынок. Что в данной ситуации делать молодой галерее?
  • Форматы галерей и новые принципы коммуникации.

День 2: Работа с художниками. Особенности и правила. Что можно, а что нельзя...
  • Как галерея формирует пул художников? Принципы сотрудничества.
  • Как строится карьера художника и как галерея может помочь ему в этом (резиденции, работа с кураторами, интеграции в музейные коллекции и т.д.).
  • Реализация выставочного проекта. Соединение коммерческого и некоммерческого искусства.

День 3: Арт-мир сегодня. Деньги. Что лучше продается и покупается, и как на рынок влияют галереи современного искусства
  • Объемы арт-рынка. Основные показатели и цифры.
  • Что такое инвестиционно привлекательное искусство? Можно ли заработать на искусстве?
  • Как формируется цена на искусство.
  • Принципы формирования коллекции.
  • Российский рынок современного искусства, его особенности и основные игроки.
  • Формирование пула коллекционеров. Где искать и как с ними работать?

День 4: Продвижение галереи
  • Ярмарки современного искусства, их виды и различия. Как галерее принять участие в ярмарках.
  • Что нужно показывать на ярмарке? Что важнее: продажи или репутация?
  • Новые каналы продаж.
  • Презентация и защита проектов.
КУРАТОРСКАЯ ПРАКТИКА
Моделирование как способ мышления
Куратор: Мария Крамар, куратор фонда V-A-C

4 дня (40 ак. часов)

Сценарное мышление широко используется не только для производства знания в области экономики, искусства, развития технологических продуктов и обучении продакт-менеджеров, но и в крупных корпорациях и политических субъектах для развития определенных компетенций и для решения кроссдисциплинарных задач, параметры которых зачастую не существовуют в природе. Функциональный сторителинг нам видится полезной попыткой представления будущего внутри реалистичного контекста. Подобный способ мышления — это инструмент не только для тренировки умения построения связей между различными уровнями реальности, но и для развития самого формата коммуникации студентов.

Программа курса создана для развития подобного способа мышления как способа организации кураторского высказывания. Курс построен на игровой модели, в конструируемом пространстве которой студентам будет предложено развивать повествование для настоящего, рассматривая прошлые и будущие представления о реальности.

Следите за новостями!
Пожалуйста, оставьте свой электронный адрес, чтобы получать информацию о старте курса.
Контакты
8 800 777 85 35
info@msca.ru

Мы находимся:
105120, Россия, Москва, ул. Нижняя Сыромятническая, 10, стр. 3 Центр дизайна Artplay
Made on
Tilda