Открытый урок программы «Бизнес-стратегии в современном искусстве»
Воркшоп с Натальей Томашевской
8 июля 19:00
8 вопросов о новых медиа: что это такое и как этим заниматься
Интервью с куратором курса «Новые медиа в современном искусстве» Ольгой Вад

8 вопросов о новых медиа: что это такое и как этим заниматься

Интервью с куратором курса «Новые медиа в современном искусстве» Ольгой Вад
Осенью в MSCA начнется обучение по программе «Новые медиа в современном искусстве». Пообщались с куратором курса Ольгой Вад и задали вопросы «новичка» — Ольга рассказала, чем новые медиа отличаются от традиционных, какие художники ими занимаются и какие произведения они создают.
Ольга Вад
Куратор, креативный продюсер, руководитель Магистратуры Art & Science Университета ИТМО, соосновательница Агентства культурных проектов NADO. Занимается проектами на стыке искусства, науки и новых технологий. Куратор курса «Новые медиа в современном искусстве» в MSCA.

— Что такое новые медиа? Насколько они действительно «новые» — ведь первым работам направления уже не один десяток лет?
Искусство новых медиа — это направление, в рамках которого художники создают проекты с помощью новых технологий и исследуют, как технологии и наука влияют на общество.

Это действительно не новое явление. Направление появилось давно, в тот самый момент, когда художники вместо традиционных материалов, вроде холста, масла, мрамора и бронзы, стали обращаться к материалам, появившимся в результате технологического прогресса, и интегрировать явления из одних сфер в другие.
Предположим, элементы природы. Природа всегда противопоставлялась искусству, но вот, появляется био-арт — и природные явления и процессы становятся центром художественного исследования, а иногда и его инструментом.

Чем стремительнее развивались технологии, тем быстрее расширялись и границы искусства — художники в новых медиа использовали всё больше новых материалов и артефактов.

— Какие навыки нужны художнику, который работает с новыми медиа?
Зависит от того, какие работы он создает. Например, мы на программе взаимодействуем онлайн и даем большое количество цифровых инструментов. Поэтому студенты осваивают визуальное программирование, работу со звуком, метавселенными и искусственным интеллектом. Другие художники в новых медиа могут, например, паять, собирать микропроцессоры или работать с биоагентами — всё это требует узкоспециализированных навыков.

При этом иногда технические задачи могут отдаваться на аутсорс — художник, например, может попросить или нанять программиста написать код для своей работы. Но это не значит, что можно ничего не уметь. Чем глубже вы погружены в технологию, тем убедительнее будете защищать свои работы перед кураторами или коммерческими заказчиками, сможете показывать им эскизы до реализации или расположение будущих работ в интерьере.

Также в работе художника необходимы софт-скиллы. Способность «пушить» свои работы, сотрудничать и общаться с кураторами и институциями может быть важнее умения паять или программировать.

— В контексте новых медиа часто упоминается искусственный интеллект. Какова роль художника в создании ИИ-произведений и почему он всё еще считается автором, если работа появляется благодаря нейросети?
Хороший вопрос! Недавно я открыла в петербургской галерее «Цифергауз» выставку «Моей матерью был компьютер» — она как раз посвящена вопросам искусственного интеллекта.
Здесь важно сказать, что искусство, которое создается с помощью нейросетей, может быть самым разнообразным. От простой картинки, сгенерированной по запросу, до сложных произведений с серьезной постобработкой, применением сразу нескольких ИИ-моделей и их тренировкой на своих датасетах. Также вы можете работать с большими данными и их алгоритмическим анализом. Или использовать компьютерное зрение, например, чтобы определять эмоции человека. Примеров бесконечно много.

Самое важное: я бы точно не сказала, что использование нейросетей в искусстве экономит время или делает работу за художника. Но оно точно дает новые инструменты, идеи для проектирования и особенную эстетику, а еще раскачивает нашу креативность.

А вот вопрос об авторстве сложнее. Например, Midjourney тренировалась на работах других художников, которые могут претендовать (и иногда успешно претендуют) на роялти с использования своих произведений. Вопрос регулирования активно обсуждается и сейчас.

— Технологии быстро развиваются. Нужно ли художникам переучиваться и повышать квалификацию, чтобы их работы оставались актуальными?
Конечно. Правда, не совсем переучиваться. Скорее, осваивать новое. Например, если вы работаете с нейросетями, то вовремя обновлять их версии (если художественный прием на заключается в сознательном использовании устаревших инструментов).

Технологии постоянно меняются. В каких-то сферах быстрее, в каких-то медленнее. Но вне зависимости от темпов их развития — художник, и не только в новых медиа, всегда должен исследовать свою область, чтобы его работы были действительно актуальными и осознанными.

— Важно ли художникам в новых медиа ориентироваться в контекстах искусства за пределами своего направления?
Конечно, ведь нас формирует наша насмотренность, наш визуальный и аудиальный опыт. У каждого человека этот опыт уникальный — и чем он шире и разнообразнее, тем убедительнее будут и сами работы.

— С какими концепциями работают художники в новых медиа? Насколько они отличаются от тем, которые затрагивают другие современные художники?
Художники в новых медиа часто работают с теми же темами, с которыми работают и авторы в других направлениях современного искусства. Просто получается, что они строят повествование по-своему за счет использования особенного, технологического языка. А так, конечно, у них популярны темы, связанные с наукой и критикой технологий, коммуникацией и кибербезопасностью, многоагентностью и отказом от антропоцентризма — фокусом на живой и неживой природе, а не человеке. Популярны экологические практики.

— С чего вы посоветовали бы начать знакомство с новыми медиа в искусстве?
Мне кажется, что начинать знакомство лучше с выставок. Есть несколько площадок, где всегда происходит что-то интересное. Так вышло, что в основном они сосредоточены в Санкт-Петербурге. Например, в бывшем здании завода Степана Разина работает галерея «Цистерна», в Новой Голландии — «Цифергауз».
Если получится, я обязательно советую попасть на австрийский фестиваль Ars Electronica — крупнейший фестиваль в сфере новых медиа и art & science. Он проходит каждый сентябрь.

Полезно подписываться на аккаунты галерей цифрового искусства: VS Gallery, Generative Gallery, masters digital gallery.

В список чтения для старта я бы добавила тексты Льва Мановича — одного из основных и самых цитируемых исследователей искусственного интеллекта и новых медиа. Если интересно уйти от цифрового искусства в область осязаемого, можно прочитать сборник «Мультисенсорный музей» от издательства Garage. Он фокусируется на идее мультимодальности — говорит, что можно обращаться не только к зрению и слуху человека, но и к его обонянию, осязанию, ощущению пространства.

Также я рекомендую студентам «Искусство и космотехнику». В этой не самой простой книге гонконгский философ Юк Хуэй говорит о том, что машина в понимании современного человека не равна машине в представлении людей прошлого и что сложная система организации и воспроизводства современной машины уже походит на наблюдаемую в органической жизни.

— Расскажите о курсе. Как устроено обучение?
Основная задача курса — дать студентам набор возможностей для работы в области искусственных медиа. В течение года они будут знакомятся с разными инструментами и темами, разбираться, в какое направление им хочется углубиться. Кто-то заинтересуется алгоритмами искусственного интеллекта, кто-то — креативным программированием, а кто-то цифровым звуком и так далее. Затем студенты смогут практиковаться, работать и развиваться в выбранной области.

Курс строится так: 30% теории, 70% практики. Мы даем и историю, и философию новых медиа, но еще больше — практикуемся во владении инструментами, которые помогут начинающим авторам стать уверенными художниками. На это работают и дополнительные темы и дисциплины: мы учим генерировать идеи для проектов, писать artist statement’ы, тексты для произведений, собирать портфолио и монетизировать свою деятельность. Всё перечислить трудно — хотя программа длится всего год, она по-настоящему насыщенная.
Фото: Анна Скударь