Профессия арт-дилер:
кто это такой и как им стать

Разберемся в одной из самых таинственных и важных профессий в сфере арт-бизнеса
Профессия арт-дилера
Разберемся в одной из самых таинственных и важных профессий в сфере арт-бизнеса

Кто такой арт-дилер и чем он занимается?

Это посредник на арт-рынке между художником или даже галереей и покупателем предмета искусства.

Дилеров также часто называют арт-эдвайзерами, так как хороший специалист в этой сфере не просто продаёт искусство, но и помогает сделать наиболее удачную покупку. Он должен ориентироваться в тенденциях рынка, быть знакомым со многими художниками и уметь оценивать искусство как с инвестиционной, так и с художественной стороны.

Арт-дилер (арт-эдвайзер) — это малоизвестная профессия в России. В отличие от США или стран Европы, где для её определения есть четкие критерии, на российском рынке границы деятельности арт-дилера размыты. Вы также могли слышать о таких профессиях с приставкой «арт», как менеджер, агент или брокер. В чём их различия и какое место занимает дилер в списке арт-профессий?

Арт-менеджер — это эксперт, ответственный за управление бизнес-составляющей в институциях, галереях и частных коллекциях. Также может управлять карьерой отдельных художников. На его плечах все административные задачи.

Арт-агент чаще всего фокусируется на развитии карьеры одного или нескольких художников.

Арт-брокер — это также представитель художника. Его деятельность практически совпадает с арт-дилером — это покупка и продажа искусства, с той разницей, что брокер не обладает своей коллекцией искусства и не продвигает отдельных художников. Дилер же часто является владельцем галереи или самостоятельно приобретает искусство для дальнейшей продажи.

Что входит в регулярные задачи арт-дилера?

  • Покупка и продажа предметов искусства, которые являются главной целью работы дилера. Он консультирует клиента в части выбора объектов искусства с эстетической и инвестиционной сторон, проводит переговоры о цене сделки и доставке. Эта часть деятельности будет невозможна без составляющей во втором пункте.

  • Создание и поддержание собственной базы коллекционеров. Нетворкинг — основной инструмент для арт-дилера. Вам необходимо будет находить новых клиентов, поддерживать связь с коллекционерами, уже занесенными в список клиентов. А также устраивать вечеринки и мероприятия с показами картин, скульптур и инсталляций, а также обозначать своё присутствие в онлайн-поле.

  • Исследование рынка и поиск искусства. Арт-дилеры проводят много времени в поисках работ художников, посещая мастерские, галереи, ярмарки и аукционы, а также приобретают искусство у частных лиц. Часто поиск искусства выходит за пределы одного региона или страны. Кроме того, необходимо регулярно отслеживать тенденции рынка.

Аукцион «Ликвидация 21» в галерее U Contemporary, 2021

Какие навыки арт-дилера помогут ему в работе?

Самый основной навык дилера, определяющий его успешность — это умение определить качество и ценность произведения искусства. Также важна способность замечать начинающих художников с хорошим потенциалом. Арт-дилер — не просто продавец, он выступает консультантом для своих клиентов, и его цель — наладить с ними долгосрочные отношения.

Для задач, которыми занимается арт-дилер, потребуется следующий арсенал навыков и качеств:

  • Квалификация в области искусства. Это любое образование, в том числе самостоятельное, которое позволит ориентироваться в той области искусства, с которой вы преимущественно работаете, знать историю развития искусства и имена значимых художников.

Например, если вы работаете на вторичном рынке и фокусируетесь на искусстве эпохи Кватроченто, то нужно отличать картины Боттичелли от Мазаччо. Если мы говорим о современном искусстве, то ориентироваться в ключевых фигурах постмодернизма, желательно иметь базу, позволяющую понимать «на глаз» стили, направления и возможные апроприации.

  • Насмотренность, которая приходит вместе с опытом в работе. Но также можно формировать её намеренно в галереях, музеях и мастерских художников, которые вы можете посетить. Чем больше арт-дилер видел работ художников, тем больше его внутренняя база для сравнения и выявления истинно хороших произведений.

  • Коммуникабельность и навыки ведения переговоров. Этот навык важен для взаимодействия арт-дилера с коллекционерами и галереями. Как и в любой области продаж, в арт-дилерстве у вас не будет дохода без клиентов. Чтобы получить базу клиентов нужно налаживать новые связи с коллекционерами, поддерживать общение с уже сложившимися клиентами, находить точки соприкосновения, помогать советом, быть на связи.

Можно устраивать мероприятия и вечеринки, показывать на них гостям работы художников. Можно даже по-своему взращивать новых коллекционеров, организуя различные клубы, где люди могут получить новую информацию об искусстве и полюбить его. Также важно иметь дипломатические навыки, позволяющие грамотно выстраивать диалог о цене сделки и других составляющих.


  • Вовлеченность в среду. Арт-дилер должен знать об актуальных тенденциях рынка: отслеживать, что происходит в галереях и на аукционах, быть знакомым с текущим арт-рынком в разных странах. Вам понадобятся экономические навыки, которые позволят грамотно анализировать рынок.

  • Репутация, и все, что ее формирует. Важна ответственность по отношению к любым вашим контрагентам. А также важно показывать хороший вкус, иметь красивую речь и даже внешний вид для арт-дилера имеет немалое значение.

Расскажем о трёх влиятельных арт-дилерах, работавших в разные отрезки 20 века. Их карьера может служить эталоном в арт-дилерстве.

Лоуренс Гилберт «Ларри» Гагосян — арт-дилер номер один в мире совриска. Он родился в Калифорнии в 1945 году. Свою карьеру арт-дилера он начал, продавая плакаты рядом с Калифорнийским университетом, где учился. Вскоре он уже открыл первую галерею Broxton Gallery. Потом был переезд в Нью-Йорк и открытие галереи в Сохо.


Лоуренс Гилберт «Ларри» Гагосян

Сегодня сеть галерей современного искусства Gagosian — крупнейшая в мире. Ларри Гагосян продавал работы художников, которых сегодня относят к звездам мировой арт-сцены, например, Джефа Кунса. Сотрудничество с одной из галерей Лари Гагосяна сегодня для художника практически равно признанию на международном уровне.

Даниель-Анри Конвейлер — французский арт-дилер немецкого происхождения, внесший вклад в продвижение художников первой половины 20 века. В отличие от большинства других арт-дилеров своего времени, предпочитавших работать со знаменитыми авторами, Конвейлер фокусировался на молодых художниках, в которых, по его мнению, был заложен большой потенциал.

Грис, Хуан, портрет Даниэля-Генри Канвейлера

Благодаря ему кубизм стал известным направлением. Он занимался продвижением Пикассо и Жоржа Брака, а также представлял Мориса Вламинка и Андре Дэрена. Работал с сюрреалистами Андрэ Масоном и Паулем Клее. Даниель-Анри Конвейлер известен не только как арт-дилер, но и как меценат и писатель.

Дэвид Цвирнер — еще один известный современный арт-дилер. Он владеет сетью галерей David Zwirner Gallery. Дэвид Цвирнер родился в Кёльне и с раннего детства находился в атмосфере искусства. Дэвид переехал в США после того, как окончил школу, и сначала изучал музыку, а также сам выступал в джаз-бэнде как ударник. Позже он переключился на работу с талантливыми художниками.


Дэвид Цвирнер на выставке Яёи Кусамы в 2013 году в одной из его галерей в Нью-Йорке. ANDREW TOTH/GETTY IMAGES

Он открыл свою первую галерею в Сохо в 1993 году, позднее перенес ее в Челси и расширил. В последующие годы он открыл несколько филиалов в Нью-Йорке и Европе. Сегодня его галереи работают в США, Европе и Азии. Дэвид Цвирнер не один раз входил в список самых влиятельных персон современного арт-рынка.


Какие плюсы и минусы профессии?


Плюсы
  • Это статусная профессия в окружении творческих людей, коллекционеров и предметов искусства.
  • Ваш рабочий график, как и доход, зависит от ваших усилий.
  • Возможность приобрести полезные знакомства, так как искусство часто дает доступ туда, где для многих других двери закрыты.
  • Вы будете заниматься любимым делом. Если вы не любите искусство, скорее всего, и не станете арт-дилером.

Минусы
  • Настроить нужные связи и найти достаточное число клиентов будет непросто. Потребуются вложения времени, денег и усилий. А также придется подумать над стратегией вашего карьерного продвижения.
  • Арт-рынок в России, как и культура коллекционирования, развиты по-прежнему слабо.
  • Для дилера, продающего искусство, достаточно важно свободно перемещаться между разными городами и странами. А также иметь доступ к искусству в разных культурных средах. Если вы планируете работать в России, то текущая ситуация накладывает ограничения на перемещения.

Сколько зарабатывают арт-дилеры?

Арт-дилеры, работающие в частном порядке, или владельцы галерей получают комиссию от продажи работ художников. Диапазон комиссии составляет в среднем от 30 до 50%. Мы уже писали в других статьях об арт-профессиях, что стоимость картин отечественных ныне живущих авторов колеблется от 10 тысяч до 1 млн рублей.

Если вы работаете на международном рынке и продаете работы, оцениваемые в сотни тысяч долларов или даже миллионы, процент комиссии, вероятно, будет ниже. Таким образом, доход арт-дилера зависит от уровня художников, с которыми он работает, и степени состоятельности клиентов.

Начинающий арт-дилер, который работает как наемный сотрудник в галерее, может получать оклад и также процент от продаж. В России галереи современного искусства в основном сконцентрированы в крупных городах: преимущественно это Москва и Санкт-Петербург. Ежемесячный доход арт-дилера здесь сопоставим со средними зарплатами в целом и зависит также от таланта дилера и уровня галереи, в которой он работает.


Дипломные проекты выпускников программы «Современное искусство» на выставке «Преломление времени» в Музее декоративно-прикладного искусства, 2022

Куда пойти учиться, чтобы стать арт-дилером?

Отдельного направления для обучения арт-эдвайзеров или арт-брокеров нет. Для работы им требуются знания о стратегии работы на арт-рынке в целом и принципах арт-менеджмента. В нашей стране можно выбрать одно из следующих учебных заведений:

  • Московская школа современного искусства. Программа дополнительного образования «Международные стратегии в арт-бизнесе». Как следует из названия программы, у вас будет возможность познакомиться с принципами арт-менеджмента, практикуемыми на международном рынке. Все преподаватели — действующие эксперты с опытом работы. Занятия будут проходить в очной форме и онлайн. Чтобы поступить в школу нужно направить заявку и пройти собеседование.

  • Школа современного искусства НИУ ВШЭ предлагает бакалавриат по профилю «Кураторство и арт-менеджмент» под руководством Пьера-Кристиана Броше — одного из известнейших коллекционеров. Обучение длится четыре года в очном формате.

  • Школа бизнеса МГИМО. Магистерская программа «Менеджмент в сфере искусства и культуры» в очной форме, рассчитанная на два года, также знакомит с функциями арт-менеджмента. Для поступления предусмотрены конкурс портфолио, собеседование и тестирование по английскому языку. Также необходим диплом бакалавра или специалиста.

  • РГГУ. Магистратура по направлению «Арт-менеджмент и галерейное дело». Срок обучения от двух лет. Можно выбрать разные формы обучения. Для поступления необходимо иметь базовое высшее образование, а также сдать устный экзамен по теории и истории культуры.

Как начать карьеру?


Для новичков на рынке искусства будет полезным начать свой карьерный путь со стажировки или работы в частных галереях. Вы сможете изучить процесс продажи предметов искусства и консультирования клиентов на практике. Также вы познакомитесь с художниками, которые представлены на локальной арт-сцене, сможете оценить какие направления откликаются именно вам.

Если говорить о работе в международном пространстве, то для старта карьеры подойдет работа в аукционных домах. Однако в России специализированных аукционных домов нет и достаточно мало галерей, которые работают с форматом аукциона.

Для начала самостоятельной карьеры важно ориентироваться в среде, иметь как можно больше знакомых художников, потенциально готовых к сотрудничеству. И, конечно, если не обладать уже накопленной базой коллекционеров, то иметь стратегию по наработке целевой аудитории.

Хорошим путем для развития может быть создание онлайн-проектов. Разбираясь в искусстве, вы можете создать блог или подкаст, где будете демонстрировать вашу квалификацию в этой сфере. И тем самым покажете, что вам можно доверить выбор предметов искусства для той или иной коллекции.

Также вы можете попробовать продавать искусство онлайн. Благодаря, возможностям глобальной сети и массы приложений для нетворкинга, найти своих коллекционеров можно не только за счет личных связей.

Кроме того, если вы начинающий арт-дилер, то, возможно, будет проще начинать работу, сотрудничая также с молодыми авторами.

Какие перспективы у профессии?


Для оценки перспектив профессии арт-дилера в глобальном понимании можно посмотреть на тенденции рынка мирового искусства в целом. Если не брать во внимание период пандемии, то объем продаж на арт-рынке каждый год или увеличивается, или как минимум не сдает свои позиции. При этом дилерские продажи составляют большую долю рынка, чем аукционные. Это значит, что в большей мере люди покупают искусство в частном порядке у арт-дилеров, брокеров и галерей, чем совершают публичные покупки на торгах.1

В 2022 году общий объем продаж в этом секторе составил 37,2 млн долларов, что выше на 7%, чем показатель предыдущего года. Согласно тому же отчёту 45% представителей рынка прогнозируют дальнейший рост в этом сегменте.

По субъективным оценкам галеристов на нашем внутреннем рынке также наблюдается увеличение спроса на предметы искусства, как среди миллениалов, так и более молодой аудитории. Российские покупатели начинают видеть в искусстве возможность инвестиций, несмотря на то, что эта область не является стандартным направлением для вложений в нашей стране.

Если сама по себе отрасль находится в хорошем положении, то можно предполагать, что работа в ней имеет перспективы. Год от года рынок искусства претерпевает изменения. Например, возрастает или падает спрос на цифровое искусство, на первый план у художников выходят новые темы для творчества. При этом глобально потребность людей окружать себя прекрасным и искать в искусстве точки внутренней опоры не исчезает.


Автор статьи: Юлиана Инжеватова

Фоновое изображение: дипломные проекты выпускников программы «Современное искусство» на выставке «Преломление времени» в Музее декоративно-прикладного искусства, 2022

Получить навыки для работы в сфере арт-бизнеса
Получить навыки для работы в сфере арт-бизнеса