Подробнее
Сертификаты
на обучение от MSCA
Подарите близким что-то действительно ценное

Первые шаги в арт-бизнесе

С чего начинается карьерный путь арт-менеджеров, галеристов и дилеров современного искусства
Первые шаги в арт-бизнесе
С чего начинается карьерный путь арт-менеджеров, галеристов и дилеров современного искусства
Открыть свою галерею, стать директором музея или начать работать на международном арт-рынке — может показаться, что это несбыточная мечта. Однако, благодаря упорству, образованию и стремлению к цели возможно все. Мы опросили экспертов арт-сферы и узнали, как они прошли свой путь к успешной карьере на стыке бизнеса и современного искусства.



Алина Крюкова
Предприниматель, основатель галереи современного искусства a—s—t—r—a, коллекционер. Преподаватель курсов «Международные стратегии арт-бизнеса» и «Как стать арт-дилером»
Я заходила на арт-рынок как культурный предприниматель, не имея опыта работы в арт-институциях или профессионального образования в арт-менеджменте. Предыстория крайне простая. Примерно каждые пять лет я начинаю чувствовать себя слишком комфортно в том деле, которым занимаюсь, и понимаю, что надо пересобираться и искать новый ход. Так было и в 2018 году. У меня на тот момент было два не связанных с искусством действующих проекта, которые приносили доход, но не удовлетворяли запрос на рост. Я взяла паузу на несколько месяцев и начала мечтать о своей новой жизни, которая у меня, к счастью или сожалению, строится большей частью вокруг работы. В итоге у меня получился список из десяти бизнес-идей, который преобразовался в шорт-лист из трех проектов. Я определила для себя таймлайн, бюджет и запустила одновременно три абсолютно разных проекта для проверки гипотез. В итоге полетела именно a—s—t—r—a. Два других я заморозила, сосредоточившись на ней.

И абсолютно счастлива, что сократила свой путь поиска сферы применения сил: она максимально отвечает моему внутреннему запросу на перманентный рост. Культурное предпринимательство — это не только про заработок, хотя при правильном управлении процессами дело может стать прибыльным, это про расширяющуюся зону неизвестного, которая не позволяет остановиться, прижиться и расслабиться в комфорте.

Сфера искусства стала логичным продолжением моего жизненного запроса на постоянное расширение границ познания. И сегодня искусство для меня — источник энергии, необходимой для качественных изменений как себя, так и жизненных сценариев.



Петр Иванов
PR-специалист и арт-директор проектов в сфере культуры. Куратор курса «PR в сфере культуры и искусства»
После школы я пошел в РГГУ по направлению «культурология», честно, не до конца понимая, почему именно туда, просто мне это направление показалось подходящим и интересным. На третьем курсе нас всем потоком направили на практику в разные институции. Мне не хотелось быть одним из многих стажеров в большой системе музеев. Взял инициативу в свои руки и написал в московский офис аукционного дома Phillips. Меня позвали на практику длиной в месяц, потом оставили еще на два, а в итоге предложили первую оплачиваемую стажировку в истории офиса. Я проработал в PR-отделе около года, за это время мы с командой провели три благотворительных аукциона, и меня захватила сфера искусства. Роман оказался обоюдным, и вот уже семь лет мы не можем и не хотим расставаться.



Юлия Большакова
Управляющий директор арт-пространства Cube.Moscow
Осознанным началом моего погружения в мир искусства можно считать 2014 год, когда я решила поступить на факультет истории искусств Российского государственного гуманитарного университета. Что способствовало этому решению? Курс мировой художественной культуры в далеком 1996 году в Минском государственном лингвистическом университете. Курс этот читал нам Олег Григорьевич Ойстрах, меня тогда очень увлекал учебный процесс и совершенно новый мир, открывшийся внезапно. И вот спустя почти двадцать лет я поняла, что общих знаний мне недостаточно, в итоге получила еще один диплом о высшем образовании.

С 2005 года с перерывами и на разных позициях я работала в крупной международной организации, которая предоставляла услуги аудита и консалтинга российским и международным компаниям. Так случилось, что к моменту получения диплома историка искусства в 2018 году, в этой организации запускалось глобальное направление «Искусство и финансы» по оказанию услуг юридического и налогового сопровождения, а также финансового консультирования частных клиентов, организаций и представителей российского арт-рынка. Моя коллега, управляющий партнер департамента налогов и права, предложила мне присоединиться к команде. Так произошло мое знакомство с представителями российского арт-рынка и погружение в мир искусства: я сама стала коллекционировать работы современных художников. С некоторыми коллегами по цеху у нас сложились дружеские партнерские отношения. Одной из них была Елена Белоногова, она и пригласила меня стать операционным, а позже и управляющим директором арт-платформы Cube.Moscow.



Павел Рыжков
Арт-менеджер, консультант, экс-директор Музея АРТ4. Куратор курсов «Основы арт-бизнеса» и «Как стать арт-дилером»
С искусством я соприкасался с детства через художественную школу. На философском факультете МГУ были увлекательные занятия по культурологии и истории искусства, что поддерживало интерес к теме. И однажды я увидел анонс лекции Михаила Каменского из Sotheby’s, где было что-то про искусство и рынок. Я сходил и просто очаровался. Тогда узнал, что в искусстве могут быть деньги. Эта мысль засела надолго и нашла реализацию лишь через лет семь. Я работал финансистом в строительной компании и, выбирая магистратуру с практическим уклоном, думал только о проектном менеджменте или макроэкономике. Но какой-то внутренний голос подсказывал освежить свой лайфстайл и даже сменить отрасль, так как своей был не очень доволен. Офисная работа консервирует тебя, как селедку, в этом мало жизни. И в один момент решил рискнуть и подать на программу «Управление в арт-бизнесе» РАНХиГС, найдя в этом что-то рыночное и близкое к финансам и менеджменту. Не ошибся. Это было прекрасное время учебы. Первые шаги были забавные — помогал дилерше, волонтерил на ярмарке и в галерее, а потом уже начал работать в АРТ4. Это был уникальный опыт, которому я очень благодарен, узнал очень многое.



Алиса Лисовская
Искусствовед, специалист по арт-инвестициям и аналитике арт-рынка. Амабассадор и куратор Ioginality. Куратор курса «NFT и искусственный интеллект в искусстве»
Много лет я училась в художественной студии М. Н. Анфиногенова в Москве, где попробовала работать с глиной, маслом, акварелью, в разных техниках. С одной из картин я участвовала в выставке в ЦДХ, моя работа попала в каталог. Позднее увлеклась фарфором и ходила в студию И. Грабовенко при ВШЭ. Я делала фарфоровый декор для дома, функциональные вещи вроде ваз, а также так называемые centre piece. У меня даже был свой онлайн-магазин. Я самостоятельно постигала азы продвижения художника, участвовала во многих ярмарках в Москве и Санкт-Петербурге. Образование (бакалавр и две степени магистра) с фокусом на историю искусства, лингвистику и культуроведение я получала в Болонском университете и МГУ, а также в Рурском университете и РГГУ, оба раза по программе двойного диплома.

Переехав в США еще до пандемии, я занималась арт-дилерством и исследованием американского арт-рынка, публиковала статьи, читала лекции в Школе Чикагского института искусств и поступила на программу Sotheby’s Institute of Art в Нью-Йорке. К этому времени у меня за спиной были уже несколько лет координирования и курирования выставочных проектов в рамках музеев – Музея Царицыно, Музеев Кремля и Peggy Guggenheim Museum. В 2021 на волне популярности NFT и цифрового искусства я погрузилась в индустрию web3 и работала в нью-йоркской компании See. Me, которая разрабатывала собственный блокчейн-маркетплейс и продвигала цифровых художников. До сих пор я занимаюсь blockchain & digital art & NFT в рамках стартапа Ioginality, который мы с командой представили на Art Dubai 2024, и курирую собственные проекты в сотрудничестве с цифровыми художниками и blockchain-компаниями.

В пандемию я начала сотрудничать онлайн с одной лондонской галереей, позже я приехала в Лондон и продолжила работать офлайн в галерейном бизнесе, в основном, в сфере консалтинга. Мне помогло то, что я решила взять еще один семестр программы Luxury Business в лондонском филиале Sotheby’s Institute of Art. Я начала разбираться в местном рынке благодаря нетворку — через профессоров, выпускников, посещение вернисажей выставок, открытых лекций при музеях и арт-институтах. Мне помогли и самостоятельные исследовательские вылазки в разные культурные локации.

Несмотря на то, что я в арт-индустрии уже много лет, я продолжаю двигаться вперед, углубляя свою экспертизу и расширяя сеть контактов.

Становление в выбранной сфере — это путь самурая. Нет конечной точки в вашей экспертности и развитии. Основной мой посыл тем, кто находится в точке выбора карьерного пути и профессии, следующий:
  • поймите, что вы уже умеете, а какими навыками хотели бы овладеть в ближайшие несколько лет — так вы наметите себе трекинг;
  • всегда говорите «да» на возникающие рабочие задачи и предложения — в разумных пределах, конечно, и вы увидите, что любой опыт складывается в «копилку»;
  • не бойтесь спрашивать, обращаться за помощью, писать незнакомым профессионалам, у которых хотели бы попросить совета — так растет ваш нетворк, вы получаете больше знаний, прокачиваете навык презентации и питчинга, а это точно пригодится в будущем.


Начать свой путь в сфере в современном искусстве вам помогут практикующие специалисты арт-бизнеса на курсах MSCA.


    Интервьюер: Полина Игошина